Версия для печати - mediafax.ru

Олег Сергеев: «Авария ракеты «Протон» как признак кризиса ракетной отрасли»

Олег Сергеев: «Авария ракеты «Протон» как признак кризиса ракетной отрасли»

Ветеран РВСН, бывший сотрудник ГРУ ГШ ВС СССР в интервью ИА «Медиафакс» проводит параллель между авариями «Протона» и «Булавы»

В ракетно-космической отрасли России очередной провал. На минувшей неделе ракета-носитель "Протон-М" взорвалась вскоре после запуска с «Байконура», так и не сумев вывести на орбиту самый мощный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р". Чиновники из «Роскосмоса» заявили, что авария возникла «из-за нештатной ситуации на этапе работы третьей ступени». Пока созданная комиссия выяснит причины очередного провала, запуски ракет "Протон" приостановлены.

По просьбе ИА «Медиафакс» ситуацию комментирует полковник в отставке, ветеран ракетных войск стратегического назначения (РВСН), бывший сотрудник Главного разведывательного управления (ГРУ) ГШ ВС СССР Олег Сергеев.

- Олег Леонидович, в чем Вы видите причину аварии «Протона»?

- К сожалению, нынешняя авария – не первая за минувшие годы неудача в ракетно-космической отрасли России. Ведь речь не может идти о какой-то случайности, когда такого рода ЧП происходят с этой ракетой регулярно. Вот только факты. В феврале 2006 года «Протон-М» не смог вывести на расчетную орбиту спутник связи арабской компании ArabSatellite. Тогда причину усмотрели в том, что возникла нештатная ситуация во время второго включения разгонного блока "Бриз-М".

Прошло всего лишь полтора года. И вот новая неудача. В сентябре 2007 года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на орбиту японский спутник JCSat 11. На этот раз причина была в следующем: неразделение первой и второй ступеней ракеты. Прошло всего лишь полгода. Март 2008 года. Ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на расчетную орбиту американский спутник связи AMС-14. Следующее ЧП. Декабрь 2010 года. Это самая существенная потеря. После неудачного старта ракеты-носителя "Протон-М" Россия потеряла три спутника "Глонасс-М", которые должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Тогда в результате аварии разгонный блок ДМ-03 производства РКК "Энергия" вместе с космическими аппаратами упал в Тихий океан. Обратите внимание. Тогда, согласно выводам комиссии, спутники упали из-за того, что «в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива».

Август 2012 года. "Протон-М" не смог вывести на орбиту спутник связи "Экспресс-МД2" и "Телком-3". Причина - сбой в работе разгонного блока "Бриз-М". Как выяснилось позже, в одном из жиклеров разгонного блока был брак, в результате чего засорилась топливная магистраль, и двигатель прекратил работу. Причем эта авария создала угрозу экологической катастрофы. Разгонный блок стал неуправляемым, превратившись в космический мусор. Спустя два месяца после аварии – в октябре - он взорвался, создав большое облако фрагментов, что создало угрозу для МКС и других аппаратов на околоземной орбите.

Июль 2013 года. Вновь существенная потеря. Ракета "Протон-М" с тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М" упала на космодроме Байконур уже на первой минуте старта. Здесь нашли новую причину: «неправильная установка датчиков угловых скоростей на ракете».

Обратите внимание на такую закономерность. Каждый раз аварии возникают по вине непрофессионализме специалистов, готовивших ракету к запуску: то в разгонный блок из-за неверно составленной документации залито лишнее топливо, то неверно установлены датчики угловых скоростей на ракете. Я точно могу сказать: в советское время уровень профессионализма специалистов ракетно-космической отрасли был на порядок выше, и тогда о таких грубых просчетах речь не могла идти.

- Кстати стоимость сгоревшего спутника оценена в 150 миллионов евро, то есть почти четверть миллиарда долларов. Это существенный удар по бюджету?

- Это не только существенный удар по бюджету, это – мощный удар по престижу ракетно-космической отрасли. Это также – сильный удар по бизнесу страхования спутников. Вдумайтесь в цифру. Спутник связи "Экспресс-АМ4Р" был застрахован на сумму в 7 миллиардов 800 миллионов рублей. Страховка включала и кредиты, под которые космический аппарат создавался. Кстати этот спутник был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь". Спутник был построен на платформе Eurostar E3000, и планировалось уже в июле 2014 с космодрома Байконур запустить другой спутник - "Экспресс-АМ6", тоже на ракете-носителе "Протон-М". Однако теперь все запуски «Протона» приостановлены, так что намеченный на июль запуск – под большим вопросом.

- Олег Леонидович, а почему ракету «Протон» не заменяют на другую, если она так часто падает?

- Дело в том, что сегодня «Протон-М», к сожалению, пока является единственной российской тяжелой ракетой, которая может выводить на орбиту спутники большой массы. Проблема, однако, в том, ракета "Протон-М" использует в качестве топлива весьма токсичный гептил. Вот почему уже принято решение - заменить «Протон-М» на ракету тяжелого класса "Ангара-А5". Испытания новой космической ракеты запланированы на осень 2014 года, а первый пилотируемый запуск «Ангары-А5» запланирован на 2018 год. В новой "Ангаре" будет использоваться экологически чистое топливо, и здесь в качестве окислителя будет использован жидкий кислород.

- Олег Леонидович, экспертное сообщество хорошо знает Вас как решительного критика другой ракеты – «Булавы». Можно ли проводить параллель между неудачами «Протона-М» и «Булавы»?

- Параллель, действительно, напрашивается. В обоих случаях речь идет о дефектах на стадии создания ракет. Испытания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» происходят периодически, и каждый раз выявляется простая истина: здесь речь идет о серьезном дефекте, который ставит под сомнение будущее этой ракеты. Судите сами: с 2003 года было проведено 19 испытательных пусков «Булавы». Обратите внимание: из них лишь восемь (!), то есть меньше половины, признаны успешными, а четыре (седьмой и восьмой) — лишь частично успешными. Последний, 19-й, пуск ракеты состоялся 6 сентября 2013 года. И завершился он неудачно. Запуск ракеты был произведён 6 сентября 2013 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря. Ракета должна была поразить цель на полигоне Кура, однако на второй минуте полёта случился сбой в системе управления второй ступени, и «Булава» упала в Северный ледовитый океан.

Все эти неудачные запуски говорят о том, что речь идет о серьезном кризисе как в ракетно-космической отрасли, так и в ВПК. Я всегда привожу такой пример. У опытных шахматистов есть такая аксиома: нельзя выиграть партию, если не исправить допущенную в ее дебюте ошибку. Так вот, при создании «Булавы» ошибка была допущена на самой ранней стадии проектирования и создания ракеты. Причина всех аварий «Булавы» ясна: нарушена технология создания ракеты. Однако этот факт инженерной ошибки упорно не признается, и все аварии списываются на технические погрешности и производственный брак.

А заявления об унификации "Булавы" для РВСН и для ВМФ, на мой взгляд, похоронило морское ракетостроение. Для меня очевиден такой факт: сегодня надежность "Булавы" не соответствует требованиям совместных испытаний с подводного ракетоносца, а неконтролируемый полет этой ракеты при систематической потере телеметрической информации опасен не только для подводников, но и для зарубежных стран. Однако, несмотря на неудачу с прошлогодним запуском «Булавы», руководство ВМФ России заявляет, что уже осенью 2014 года запуски «Булавы» будут возобновлены.

- Спасибо за интервью.

Беседу вел Андрей Раевский, политический обозреватель

23:16 20.05.2014