Версия для печати - mediafax.ru

К итогам саммитов БРИКС И ШОС: смогут ли они противостоять Евросоюзу и НАТО?

К итогам саммитов БРИКС И ШОС: смогут ли они противостоять Евросоюзу и НАТО?

О роли этих организаций в мире в интервью РИА «Медиафакс» говорят известные экономисты Сергей Хестанов и Михаил Хазин

В разгар необычно прохладного лета 2015 года Россия оказалась в сложной ситуации: с одной стороны, режим жестких санкций США и ЕС, а с другой стороны – стремительно теряющий в цене баррель нефти (марка Brent уже торгуется на отметке 56$) постепенно истощают золотовалютные резервы России. Глава Сбербанка Герман Греф уже предупредил, что если эта тенденция продолжится, то уже к декабрю рубль должен будет держать серьезный экзамен на прочность.

Россия практически в одиночку противостоит таким гигантам, как США, Евросоюз и аравийские монархии (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн и Кувейт), которые являются верными военными сателлитами Вашингтона. Добавьте к этому прессинг антироссийски настроенных МВФ и Всемирного банка.

Естественно, в этой ситуации Россия лихорадочно ищет противовес вышеуказанным структурам. И вот, казалось бы, чудесное решение. По инициативе Москвы недавно укрепились и расширились такие мощные региональные структуры, как БРИКС и ШОС.

И если первая структура (Бразилия, РФ, Индия, Китай и ЮАР) может в перспективе наряду с ЕАЭС стать противовесом Евросоюзу, то ШОС как структура по безопасности, вполне может перерасти в военно-политический союз наподобие НАТО.

Аббревиатуры БРИКС и ШОС уже прочно вошли в лексикон мировой дипломатии. И несомненный успех недавних саммитов этих двух организаций в Уфе в лишний раз показал, что открылись исторические саммиты сразу двух организаций, призванных стать каркасом нарождающегося «евразийского» миропорядка - БРИКС и ШОС, причем впервые они проходят в одном месте.

В обеих структурах присутствует «доминирующая связка» Россия-Китай, и в ходе этих форумов наша страна попытается сделать все возможное, чтобы привлечь как можно больше инвестиций в свои инфраструктурные проекты, максимально укрепить экономические взаимоотношения с партнерами, а также заручиться их политической поддержкой - на случай дальнейшего обострения противостояния с Западом.

Эксперты считают, что БРИКС и ШОС могу вывести входящие в них страны на геополитическую орбиту евразийского проекта глобализации, который будет противостоять Западу.

Как считает политолог Александр Куприянов, «группа БРИКС еще до начала украинского кризиса стала выстраивать свою финансовую систему, призванную стать альтернативой доллару. По его словам, создаются «параллельные» финансовые институты - Банк развития БРИКС (дублер Всемирного банка) и Пул валютных резервов БРИКС (будущий противовес МВФ). Совокупный капитал двух этих институтов составит 200 миллиардов долларов.

И вот интересная деталь: внутри БРИКС формируется раздел сфер влияния. К примеру, ЮАР лоббирует сеть проектов по добыче на своей территории полезных ископаемых, и там уже работают специалисты из Поднебесной. А российские инженеры благодаря участию в общем проекте обеспечат для России получить ценное сырье и редкоземельные металлы.

В свою очередь, Бразилия заинтересована в строительстве на своей территории гидроэлектростанций, и здесь роль России очень важна: она имеет большой опыт в сооружении ГЭС, а также может наладить поставку турбин и другого оборудования.

О роли БРИКС для России в интервью РИА «Медиафакс» рассказали ведущие экономисты России Сергей Хестанов и Михаил Хазин.

Сергей Хестанов, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ, советник генерального директора БД «Открытие» - Чем выгодно России участие в БРИКС? - В настоящее время региональные объединения создают все страны. В Европе – это Евросоюз, в США и Латинской Америке – это блок НАФТА. Поэтому это совершенно логично создать такое объединение стран, в рамках которого Россия, с одной стороны, будет отстаивать свои интересы, а с другой стороны – развивать экономическое сотрудничество. В то же время в настоящее время БРИКС – это достаточно аморфное государственное образование, не очень жесткое. Поэтому пока не приходится ждать, что в краткосрочной перспективе БРИКС совершит прорыв и станет серьезным противовесом западным финансовым и экономическим институтам.

- Могут ли страны БРИКС создать противовес доллару? - Не думаю. В настоящее время 80 процентов мировой торговли приходится на доллар США. Евро занимает менее 10 процентов, а китайский юань – 1, 8 процентов. Как показывает опыт, для того, чтобы изменился лидер в мировой валютной системе, необходимо, чтобы прошли не годы, а десятилетия. Поэтому, с одной стороны, работать над созданием альтернативы доллару необходимо. Но с другой стороны, ждать отдачи от валюты, альтернативной доллару, придется еще достаточно долго. - Какова доля стран БРИКС в мировой экономике? - И человеческие ресурсы, и экономические ресурсы стран-членов БРИКС занимают весомую долю на планете Земля. Однако этим странам предстоит пройти долгий путь, прежде чем БРИКС превратится из совещательной площадки в орган принятия решений в мировом масштабе. Михаил Хазин, экономист, публицист, президент консалтинговой фирмы "Неокон":

- На саммите в Уфе было объявлено о создании нового банка БРИКС. Какова цель этого шага?

- Это в некотором смысле вызвано тем, что долларовых инвестиций нет. Их нет не только в России, но и в масштабе мировой экономики. Долларовых денег много, а инвестиционных ресурсов нет. Почему? Потому, что спрос больше не поддерживается и вернуть эти инвестиции невозможно. Грубо говоря, возьмем такой пример. Вы вкладываете 100 рублей или 100 долларов, а вам там 5 долларов каждый год непрерывно возвращаются. Это не кредитов. Вложение капиталов.

Теперь представьте себе, что у вас в результате того, что спрос поддерживаться перестал, у вас возврат идет не 5 рублей или долларов, а полтора. А на полтора доллара вы не можете компенсировать ваши инвестиции. В результате никто не вкладывает. Это реальная проблема всего мира. И сегодня страны БРИКС и прежде всего Китай пытаются это компенсировать собственными ресурсами. На мой взгляд, по мере развития кризиса странам БРИКС нужно будет создавать свой Эмиссионный центр.

- А почему странам БРИКС нужно создавать альтернативу МВД и Всемирному банку?

- Идея состоит в том, что это будет другая модель инвестирования. На самом деле эта задача не из легких.. Почему? Потому что МВФ и Всемирный банк – это часть Бреттон-вудских институтов. Но в Бреттон-вудские институты, помимо этого, входят ВТО и Федеральная Резервная Система (ФРС) США. . То есть пока вы не создадите свою Зону свободной торговли со своими правилами и в ней Инвестиционный центр, эффективность работы этих институтов будет ограничена. Но частично они какую-то функцию будут выполнять.

- Какую выгоду извлекает Россия из того, что регулярно вносит взносы во Всемирный банк?

- Можно сказать, пользы очень мало. Сегодня Мировой Банк и МВФ играют против России, потому что это бреттон-вудские институты, связанные с долларовой системой и главной задача их – поддержка устойчивости долларовой системы. То есть они занимаются тем, что выкачивают деньги из России.

Автор – Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

XX

00:47 24.07.2015