Версия для печати - mediafax.ru

К ИТОГАМ ВИЗИТА СЕРГЕЯ ЛАВРОВА В АШХАБАД: ТУРКМЕНИЯ НЕ ХОЧЕТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ОРБИТУ ВЛИЯНИЯ РОССИИ

К ИТОГАМ ВИЗИТА СЕРГЕЯ ЛАВРОВА В АШХАБАД: ТУРКМЕНИЯ НЕ ХОЧЕТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ОРБИТУ ВЛИЯНИЯ РОССИИ

Сенсации не случилось: главе МИД России Сергею Лаврову в ходе рабочего визита в Ашхабад не удалось урегулировать целый комплекс спорных проблем в отношениях между двумя странами. В ходе переговоров с туркменской стороной состоялся обмен мнениями по основным темам международной повестки дня, в том числе о сотрудничестве двух государств на площадках ООН, Каспийской пятерки и в рамках СНГ.
Как и предсказывали эксперты, «афганский вопрос» стал одним из основных в повестке переговоров. Министр подчеркнул, что на переговорах в МИД Туркменистана «особое внимание было уделено сотрудничеству в области безопасности в Центральной Азии, включая угрозы с афганской территории, терроризм, наркотрафик. Туркменская сторона подробно проинформировала нас о мерах, предпринимаемых ею для обеспечения безопасности своих границ».
Главная проблема в том, что, как недавно сетовал генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, Туркмения, объявив себя нейтральной страной, отказывается войти в ОДКБ. Следовательно, Ашхабад категорически против ввода российских войск, пусть даже миротворческих, на свою территорию для организации обороны рубежей СНГ от возможного нашествия афганских моджахедов. В этом плане Сергею Лаврову не удалось изменить позицию Гурбангулы Бердымухамедова: Ашхабад настаивает на том, что он самостоятельно, без военной помощи РФ и ОДКБ, будет решать задачу охраны своих внешних границ.
Впрочем, эту деликатную тему стороны обсудят на более высоком уровне: недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предположила, что вскоре визит в Ашхабад может совершить Владимир Путин. Видимо, в ходе визита российского президента в Ашхабад может быть найден компромисс и по другой спорной теме: делимитации Каспия и прокладке Транскаспийского трубопровода.
Проблема в том, что Россия категорически против планов Ашхабада строить по дну Каспия газопровод, который соединил бы города Туркменбаши (бывший Красноводск) и столицу Азербайджана. В Кремле заявляют, что Туркмения не вправе решать этот вопрос без согласования и одобрения всех пяти прикаспийских стран. Вот почему Ашхабад пока заморозил этот проект и все больше склоняется к идее прокладки альтернативного газопровода через Иран в Турцию, а оттуда – в Европу.
В ходе визита Лаврова были обсуждены двусторонние отношения. В частности, подписано соглашение о межмидовских консультациях на 2016 год. Стороны обсудили ряд проектов в сфере промышленности, медицины, транспорта. По его словам, «часть из них уже осуществляются». Шла речь и о поставках газа из Туркмении в связи с тем, что "Газпром" ввиду снижения европейского спроса сократил закупки газа в Туркменистане с 10 до 4 миллиардов кубометров в 2016 году.
Обсуждались и проблемы гуманитарного и культурного сотрудничества. Так, президент Туркменистана подтвердил, что поддерживает "неизменную линию руководства страны на поддержку русского языка, развитие культурных и образовательных контактов". В России сейчас обучаются более 16 тысяч граждан Туркменистана. «Также Туркменистан уделяет самое пристальное внимание поддержке русского языка, - сказал Лавров. - Школа имени Пушкина, например, - лучшее, наверное, подобное заведение в Центральной Азии».
По просьбе ИА «Медиафакс» спорные проблемы двусторонних отношений комментирует заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин:
- Визит главы российского МИД должен был прояснить ситуацию для Москвы: каким образом Ашхабад намерен обеспечить стабильность в приграничных с ним провинциях Афганистана — Бадгисе, Джаузджане. А также – какие меры предпринимает туркменская сторона для того, чтобы ввиду открытости границ проблемы не перекинулись на соседние страны ОДКБ, с которыми Россия имеет договорные обязательства по защите их суверенитета и безопасности. Этот вопрос приобретает особую актуальность, если учесть, что весной в регионе возможно серьезное обострение ситуации со стороны Афганистана.
Недавно президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов подписал указ о введении новой военной доктрины страны, которая подтверждает нейтралитет страны. Однако, на мой взгляд, в контексте нынешних угроз и вызовов Ашхабад не сможет долго удерживать нейтральный статус и будет вынужден выбрать себе партнеров по региону. Совершенно очевидно, что нейтралитет накладывает очень серьезные ограничения на Туркмению. И в том числе по вопросам взаимодействия в сфере безопасности.
Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

11:13 31.01.2016