Версия для печати - mediafax.ru

«ПЕРСИДСКАЯ ВЕСНА» В ИРАНЕ: БЕСПОРЯДКИ ИЛИ НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ?

«ПЕРСИДСКАЯ ВЕСНА» В ИРАНЕ: БЕСПОРЯДКИ ИЛИ НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ?

Сенатор К. Косачев и эксперты Л. Гусев и В. Сажин в интервью ИА «Медиафакс» о событиях в Иране
В преддверии Нового года в ряде крупных городов Ирана начались крупные акции протеста, участники которых выдвинули как экономические, так и политические требования. Так, 28 декабря в столице страны Тегеране и Мешхеде, втором по численности городе страны, акции протеста переросли в беспорядки. Протестующие выступают против роста цен, прежде всего — на продовольственные товары, против повышения уровня коррупции и безработицы. В то же время они выдвигают требование смены режима в стране. «Смерть диктатору!» - скандировали участники массовых манифестаций, имея в виду, скорее всего, верховного лидера страны аятоллу Али Хаменеи.
Первой реакцией руководства страны были паника и замешательство. Так, президент республики Хасан Роухани обвинил в массовых акциях протеста внешних врагов. А секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани уточнил, что за разжиганием конфликта внутри Ирана стоят США, Великобритания, Израиль и Саудовская Аравия. В частности, по его словам, почти треть хештегов, которые активно использовались участниками акций протеста, были разработаны официальным Эр-Риядом
По данным МВД Ирана, с начала акций протеста 28 декабря 2017 года по настоящее время погибли по меньшей мере 30 человек, более 100 ранены и около 400 участников акций арестованы. Полиция использовала слезоточивый газ и водяные пушки, чтобы разогнать манифестантов. Власти обратились к населению с призывом выявлять и сообщать в МВД координаты организаторов беспорядков. Президент Ирана Хасан Роухани предупредил: «Иранский народ ответит меньшинству, которое нарушает закон и выступает против его воли и революционных завоеваний».
По мнению экспертов, нынешний всплеск уличной активности оппозиции отражает усилившуюся борьбу в руководстве Ирана между ястребами в лице сторонников верховного лидера Али Хаменеи и соратников президента страны Хасана Роухани, который является сторонником рыночных реформ и либерализации политической жизни страны. Опасность для нынешнего клерикального режима состоит в том, что почти половина населения страны – это молодежь с 18 до 35 лет, которая родилась уже после исламской революции 1979 года, завершившейся свержением монархического режима.
Между тем 4-го января 2018 года официальный Тегеран утверждает, что полностью контролирует обстановку в Тегеране и других городах Ирана, где имели место уличные выступления". Как заявил представитель «Корпуса стражей исламской революции" (КСИР) Рамезан Шариф, силы полиции успешно справляются со своими обязанностями, поэтому элитные армейские части КСИР пока не будут вмешиваться в ситуацию. В частности, с понедельника спецформирования МВД по подавлению беспорядков оцепили площади Азади, Энгелаб и Фирдоуси в Тегеране.
Не обошлось без жертв: к четвергу, 4-го января, по данным Reuters, число погибших в ходе беспорядков в Иране выросло до 30 человек, сообщили западные СМИ. Ранее шесть человек погибли в ходе нападения на полицейский участок в городе Кахдариджан, где протестующие пытались украсть оружие. В городе Неджефабад (провинция Исфахан) в понедельник один из протестующих открыл огонь по силам правопорядкам, убив двух дружинников-басиджей. В первые дни января жертвами беспорядков стала 11-летняя девочка, а также 20-летний мужчина и член корпуса стражей исламской революции (КСИР), который был застрелен из охотничьей винтовки, подчеркнуло агентство.
Бурные события в Иране вызвали большой интерес за океаном. Президент США Дональд Трамп в своем Twitter заявил, что «настало время перемен для великого иранского народа», который на «протяжении многих лет подвергался репрессиям, а теперь нуждается в еде и свободе». В свою очередь. вице-президент США Майкл Пенс подчеркнул, что Белый дом на этот раз не повторит администрации Обамы и не будет «стоять в стороне и игнорировать героическое сопротивление иранского народа, ведущего борьбу с жестоким режимом».
В Израиле также активно комментируют события в Иране. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху категорически опроверг утверждения о причастности его страны к демонстрациям в Иране. По его словам, «смелые иранцы выходят на улицы, они стремятся к свободе, справедливости и к неотъемлемым правам». Далее он добавил: «Когда жестокий режим в Иране, наконец, будет свергнут - а однажды это произойдет - иранцы и израильтяне вновь станут хорошими друзьями».
Европейский союз призвал власти Иран воздержаться от применения силы в отношении участников протеста ит гарантировать своим гражданам право на мирные демонстрации и свободу выражения мнений. Эту позицию озвучила официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Кэтрин Рей. "Мы находимся на связи с иранскими властями. Ожидаем, что право на мирные демонстрации и свободу выражения мнений будет гарантировано в связи с публичными заявлениями президента (Хасана) Роухани. Мы продолжим следить за ситуацией в Иране", — написала она в своем официальном Twitter-аккаунте.
В отличие от США и Евросоюза, Россия с самого начала поддержала все меры режима в Тегеране, направленные на недопущение массовых акций протеста. «Россия считает события в Иране внутренним делом Исламской республики», - заявили на Смоленской площади. В заявлении МИД России подчеркивается: «Недопустимо внешнее вмешательство, дестабилизирующее обстановку». Хотя Россия не назвала США по имени, бесспорно, в заявлении МИД России под внешними силами имеются в виду в первую очередь США и Израиль.
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» события в Иране комментируют российские сенатор и эксперты.
Константин Косачев, глава международного комитета Совета Федерации по международным делам:
- Я считаю, что протесты в Иране объясняются частично как политическими, так и экономическими проблемами внутри страны. Но в то же время нельзя отрицать влияние США, и устами Дональда Трампа американцы гарантировали участникам протестного движения в Иране поддержку. И теперь предпринимаются попытки для того, чтобы «арабская весна» стала «персидской».
Владимир Сажин, сотрудник Института востоковедения РАН, профессор:
- Конечно, без вмешательства извне в Иране не обошлось. В частности, администрация Дональда Трампа и руководство Израиля хотели бы смены режима в Тегеране. В основном в акциях протеста в городах Ирана участвует молодежь, которая устала от идеологического давления. Большинство молодых иранцев хорошо знают английский язык и являются активными пользователями интернета. И молодежь требует перемен, выдвигая наряду с экономическими и политические требования. Однако проблема нынешнего протестного движения в том, что у него нет яркого харизматического лидера. К тому же движение не является массовым. Поэтому нынешние события вряд ли приведут к смене правящего в Тегеране режима.
Леонид Гусев, старший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО (У) МИД РФ:
- В том, что в Иране началось движение протеста, свою роль сыграл и то Иран долго находился под санкциями, и уровень жизни в стране резко ухудшился. В 2015 году, после подписания соглашения по иранской ядерной программе, создалось впечатление, что ситуация в экономике Ирана изменится в лучшую сторону. Однако этого не произошло. Еще один фактор, который усиливает напряженность внутри страны – это неоднородный этнический состав Ирана. В различных районах страны компактно проживают азербайджанцы, курды и арабы. Поэтому ситуация, действительно, сложная.

Автор Андрей Раевский, политический обозреватель

 

11:16 05.01.2018