Версия для печати - mediafax.ru

Саммит глав МИД «четверки»: Ж/д Баку-Тбилиси-Карс будет продолжена до Тебриза

Саммит глав МИД «четверки»: Ж/д Баку-Тбилиси-Карс будет продолжена до Тебриза

«Железная дорога века» дойдет до столицы Южного Азербайджана.

В четверг, 15 марта, в Баку завершилась встреча глав МИД в необычном формате: к традиционной «тройке» министров Азербайджана, Турции и Грузии присоединился Иран. По итогам саммита четверки было опубликовано коммюнике, смысл которого в следующем.

Отныне Иран становится полноправным участников «ж/д магистрали века» Баку-Тбилиси-Карс. И как заявил ранее министр развития города и дорог Ирана Аббас Ахунди, Тегеран хотел бы продлить проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс до столицы Южного Азербайджана – Тебриза. Причем это будет суперсовременная скоростная магистраль, инвестировать в которую готова Поднебесная.

 Как заявил глава парламентской группы дружбы между Ираном и Китаем Алаеддин Боруджерди,

«Китай готов инвестировать в высокоскоростные железнодорожные проекты Тегеран-Мешхед и Тегеран-Тебриз». Детали этого проекта обсудил в четверг в Баку с главами МИД Азербайджана, Турции и Грузии министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. По его словам, был подписан меморандум о продлении магистрали Баку-Тбилиси-Эрзурум до Тебриза. «Если этот проект будет реализован, то будет проложена кольцевая железная дорога».

Между тем в самом разгаре строительство железной дороги, которая соединит азербайджанский город Астара с иранским городом под тем же названием. Работы планируется завершить до конца 2018. Вскоре в рамках проекта «Север-Юг» начнется строительство 164-километровой ветки Решт-Астара. Правительство Азербайджана выделила на эти цели Ирану кредит в размере 500 миллионов долларов. Щедрость Баку не случайна: реализация этого проекта обеспечит Азербайджану выход к Персидскому заливу и Индии.

Между тем министр экономики Азербайджана Шахин Мустафаев, только что вернувшийся из Тегерана, сообщил: в ближайшее время в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг» планируется открытие первой фазы терминального комплекса в иранской Астаре, а полностью комплекс будет введен в эксплуатацию до конца 2018 года.

Он напомнил, что транспортный коридор «Север-Юг» соединит Северную Европу с Индией и Юго-Восточной Азией. Он также станет связующим звеном для соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России. После завершения строительства иранского участка коридора «Север-Юг» будет восстановлено прямое сообщение из Баку в Нахичевань, прерванное в начале 90-х в связи с началом конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

По словам компании «Азербайджанские железные дороги» Джавида Гурбанова, есть два варианта интеграции Нахичевани в единую транспортную магистраль. Первый вариант - это соединительная ветка от Карса до Сядяряка, которая большей частью будет проходить по территории Турции. Цена проекта достаточно высока: примерно 2 миллиарда долларов. Второй вариант  предусматривает соединение по маршруту Астара-Решт-Тебриз-Джульфа посредством строящейся сейчас дороги.

В конце марта 2018 года в Баку с официальным визитом прибудет президент Ирана Роухани, и он подпишет с азербайджанским лидером восемь ключевых документов. В числе других – о фактической отмене визового режима, и отныне граждане Ирана смогут оформлять въездные визы в Азербайджан прямо в аэропорту Баку.

А граждане Азербайджана в таком же режиме смогут посещать Иран. Таким образом, после завершения скоростной ж/д магистрали, которая соединит Тебриз с ж/д трассой Баку-Тбилиси-Карс, жители Южного Азербайджана и Азербайджанской Республики смогут регулярно и быстро совершать поездки по обоим направлениям.

Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

04:03 16.03.2018