Версия для печати - mediafax.ru

Мое пожелание армянину с русским именем и турецкой фамилией

Мое пожелание армянину с русским именем и турецкой фамилией

То, что история – это чрезвычайно политизированная наука, не отрицается ни одним известным мне историком, и поэтому знакомство с «трудами» армян, посвятивших жизнь изучению чужой истории, представляет совсем не научный, а сугубо познавательный  интерес.  «Труды» армян, посвященных Азербайджану, вообще никогда не были интересны нашим историкам, так как цель этих опусов всегда была одна – обосновать правоту армянской оккупации чужой земли и дать псевдоисторическое обоснование для будущих захватов.  Красной нитью этих «творений» всегда остается единственная мысль – армяне, мол,  на Кавказе являются автохтонной нацией, территория которой всегда уменьшалась, и поэтому все кругом должны быть изгнаны, а земли следует подарить армянам.

 

Статья в армянской газете «Иравунк de facto» никогда не стала бы предметом моего изучения, если бы ее перевод не появился на российском сайте İnosmi.ru,  девизом которого  указана фраза «Все, что достойно перевода».  На этот раз в İnosmi, к сожалению,  нашли достойным перевода опус Игоря Мурадяна «Некоторые проблемы ментальности кавказских азеров». Казалось бы, отрадно, что у азербайджанцев объявился еще один радетель,  хотя и удивляет его желание искать наши проблемы там, где их не видим мы.  На самом  деле  «радетель» преследует одну общеармянскую цель,  указанную в предыдущем абзаце,  и поэтому научного смысла его опус, конечно, не представляет.  Он интересен для демонстрации совсем другого.

 

 Первый абзац «труда» Игоря Мурадяна наводит на сакраментальную фразу: «ты сам-то понял, что сказал?».  Как видно, не поняли и редакторы сайта, где разместили перевод,  и вряд ли поэтому стали читать дальше, отправив словоблудие в печать. А смысл абзаца, если все-таки вчитаться, в следующем: правдивость – это плохо («политкорректность – элемент псевдолиберального тоталитаризма»), и поэтому автор правдивость в своих работах, как принцип,  отрицает, хотя и «попытается» ее  придерживаться, причем при «рассмотрении столь деликатной темы, как национальный кризис в конкретной стране».

 

Живя в Армении, которая во всей своей отрывочной истории не знала дня без кризиса и войн, Мурадян ночи не спит, «рассматривая кризис» в Азербайджане,  способном купить всю Армению вместе с ее «кризисоведами». Забавно…

Конкретная ложь у Мурадяна начинается сразу во втором абзаце, где он говорит о создании в 1918 году Азербайджанской Республики на территории Восточной Армении и бывшей Персии. Дело в том, что  понятие «Восточная Армения» используется только армянами и больше никем, а если я вру, то покажите мне одноименную территорию на любой карте мира, изданной, конечно,  цивилизованным сообществом,  за пределами Еревана.

 

На самом деле, как известно, три южно-кавказские республики, включая и Армению, были созданы в 1918 году на территории кавказской провинции бывшей царской России.  А до  Гюлистанского договора они принадлежали Ирану. Гюлистанский мирный договор между Россией и Персией (Ираном), подписанный 12 (24) октября 1813 в селении Гюлистан (Карабах) после окончания русско-персидской войны 1804—1813 годов, признавал переход к России Дагестана, Картли, Кахети, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и части современного Азербайджана, где находились ханства: Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское, Кубинское, части Талышского ханства.

 

Этот текст я взял из всемирной энциклопедии «Википедия», и в нем, как вы заметили, нет упоминания Армении. Под текстом размещена «Карта военных действий в Закавказском крае с 1809 по 1817 год». Историческая карта издана в типографии тифлисского армянина Акопова, в 1907 году. На этом документе  нет даже слова «Армения», а на месте того, что сейчас называется Армянской Республикой,  размещены Эриванское ханство, Нахичеванское ханство, часть «Ханства Шушинского или Карабахского».

 

Так что, если Мурадян считает создание современного Азербайджана на месте развалившейся Российской империи «западлом», то оно в равной мере относится и к армянам. 

 

Далее Мурадян придумал, что территория Азербайджана была расширена за счет Армении. Как я уже сказал, Армении на ту пору не было, и поэтому как можно расширяться за счет отсутствующего, непонятно.

 

В этом же абзаце автор осмелился соврать, что никогда ранее азербайджанской государственности не существовало.  Согласно исследованиям азербайджанских и зарубежных историков и археологов, первые политические формации появились на территории Азербайджана в IX веке до нашей эры. В ту эпоху на нашей земле существовало  государство Манна, с высоким экономическим и культурным уровнем, жители которого верили в природные явления, Солнце, Луну. В начале VI века до нашей эры Манна была завоевана Мидией, и официальной религией стал зороастризм, распространение которого было связано с большим количеством месторождений нефти и газа — естественных источников огня. Далее огромную роль в древней истории Азербайджана сыграли государства Атропатена и Кавказская Албания. Именно в Атропатене начался процесс формирования азербайджанской нации. В средних веках, в разные периоды, на территории Азербайджана выделялись государства Карагоюнлу, Акгоюнлу и государство Сефевидов.

 

«Любое искусственное государственное образование может просуществовать некоторое время, но оно обречено на распад и ликвидацию», - вещает Мурадян, кивая головой на Азербайджан.  Между прочим, аналогичная мысль, причем недавно,  вылетела из уст бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна, но говорил он о своей Армении,  живущей на долги, с проданной экономикой и границами, охраняемыми чужими пограничниками.

 

«Так называемая азербайджанская государственность переживает глубокий кризис и существует лишь благодаря внешней политической поддержке…  Данное государственное образование переживает также и национальный кризис, который сводится к отсутствию нации как таковой», - это тоже слова армянского автора Игоря Мурадяна, у которого имя русское, а фамилия основана на тюркском слове.  

 

В разговоре об азербайджанской нации, которой якобы нет, автор незаметно для себя, себе же противоречит, уделив большое место этногенезу азербайджанцев. «…На самом деле этногенез азербайджанцев происходил с участием и преобладанием старых и очень старых племен, многие из которых уже в позднее средневековье являлись реликтами этногенеза».  По логике автора, включение в процесс азербайджанского этногенеза большого количества племен и народностей, в разное время влившихся в создание новой нации, вроде как указывает на отсутствие таковой. 

Придется предложить Мурадяну следующий тест: как иначе, если не слиянием племен, народностей и даже наций, образовалась французская, германская, грузинская, да и любая другая известная в мире нация, существование которой армянами не оспаривается? И как образовалась современная армянская нация, если одна ее часть в Армению прибыла из древней Фракии, другая жила в Иране, третья изгнана из Турции, и это далеко не все?

 

Будет корректно,  если я приведу ссылку на мнение действительного армянского ученого, декана факультета социологии Ереванского госуниверситета Артур Мкртичяна. Он считает, что процесс создания армянской нации «не завершен и по сей день. И этому три причины, по меньшей мере. Это отсутствие политического единства, это наличие двух литературных языков и множества диалектов, что на бытовом, очень важном, уровне разъединяет армян, и социальный уклад разных групп армян, который отличается друг от друга и приводит к обособленности. А ведь мы проходим с некоторым опозданием тот путь, который ведущие нации уже давно прошли, и есть опасность серьезно отстать от них» (www.express.am).  По мнению Мкртичяна, процесс формирования армянской нации начался всего 200 лет тому назад.

 

Есть, оказывается,   в Армении ученые, серьезно изучающие свою историю, в которой много еще «белых пятен», а не занимающиеся пачканьем чужой.

 

В этом году в Баку вышла книга азербайджанского историка Эльшаны Аскер «Азербайджанцы: особенности национального характера». В новом издании, наряду с авторской концепцией, которую я назвал бы «азербайджаноцентризмом», собраны труды ученых, с которыми я советую ознакомиться Мурадяну. В частности, Э.Аскер пишет: «осознание родства и этнической индентичности возникли у предков азербайджанцев в глубокой древности, еще с тех пор, когда объединялись населяющие территорию Азербайджана местные племена против завоевателей».

 

Исследователь перечисляет такие этапы в истории Азербайджана, как: объединение племен в Мидии против персов в VII веке до нашей эры,  война Албании и Атропатены со стороны Александра Македонского против персов в IV веке до нашей эры,  война албанского царя Джаваншира в VII нашей эры, восстание азербайджанцев против арабского халифата в IX веке, затем была освободительная война шаха Исмаила Хатаи против османцев в XVI.

 

Статья И.Мурадяна, как часто бывает у армянских «писателей», очень длинна и так обильно напичкана бездоказательными выводами и «постулатами», не обремененными авторскими ссылками, что разоблачать ее всю   вряд ли стоит.  Мое внимание особенно привлекла часть статьи, в которой автор, опять же не обременяя себя поиском доказательств, придумал для азербайджанцев «национальную идею»: оказывается, для нас она нефть. То есть мы – нация, приземленная до уровня «черного золота», которое скоро кончится, и мы останемся без национальной цели.

Где, на каком съезде-конгрессе в Баку такое было сказано, Мурадян, конечно, не сообщает.

 

В труде Эльшаны Аскер эта тема затрагивается тоже, но она подходит к ней на должном для ученого уровне. «Азербайджанская национальная идея стала  вырисовываться с XIX века в исторических трудах А.К.Бакиханова, проявляться в произведениях М.Ф.Ахундова, а также затрагиваться в опубликованных статьях газеты «Экинчи» под руководством Г.Зардаби, Мамед-аги Шахтахтинского в газете «Каспий» и Кямала Уисизаде в газете «Азербайджан». Национальная идея азербайджанцев – это Азербайджан для азербайджанцев и для всех, кто его любит, созидает и приносит пользу отчизне», - пишет Э.Аскер.

 

Как я уже говорил, историки зачастую, а армянские в особенности, служат политикам, их приручившим. Мурадян выполняет политический заказ его правителей, цель которых развал Азербайджана изнутри, по этническому принципу, чтобы из осколков  азербайджанского государства, богатого нефтью, расширить армянское, богатое камнями. Отсюда постоянно упоминание в его публикациях лезгин, талышей, аварцев, горских евреев и других,  населяющих Азербайджан народов. Есть такая всеармянская мечта о расколе Азербайджана и Грузии, с образованием большой Армении, выходящей берегами к Каспийскому и  Черному морю. И  ничего с этим злом, то есть мечтой,  не поделаешь.

 

 

Невдомек армянину с русским именем и турецкой фамилией, что все без исключения жители Азербайджана, независимо от их этнической принадлежности, в действительности желают одного – убрать с нашей земли иноземных захватчиков, очистить Карабах от сепаратистов-фашистов, восстановить нашу общую Родину и жить спокойно и дружно со всеми соседями. Даже с мирной, совсем другой, но обязательно обновленной и современной Арменией, которой  желаем оставаться целостной и нерушимой.

БАКУ,  «Новости-Азербайджан», Кямал Али

19:57 03.08.2010