Версия для печати - mediafax.ru

Успех референдума Турции означает конец господства армии. Отныне военные не смогут мешать реформам Эрдогана

Успех референдума Турции означает конец господства армии. Отныне военные не смогут мешать реформам Эрдогана

Предварительные итоги воскресного референдума в Турции не оставляют сомнений: премьер-министр Реджеп Эрдоган одержал убедительную победу над турецкими генералами. Больше половины жителей страны, пришедших на избирательные участки, - 58% - поддержали принятие поправок к действующей конституции страны.

Изменения и дополнения в Основной закон, открывают дорогу для судебного процесса над организаторами военного переворота 12 сентября 1980 года в Турции. В частности, может быть арестован и повторить судьбу Пиночета главный организатор военного переворота 30-летней давности - 7-й президент Турции Кенан Эврен, который недавно отметил свое 93-летие.

Напомню, что 12 сентября 1980 года возглавляемая Эвреном группа генералов свергла правительство Сулеймана Демиреля. Эврен возглавил так называемый «Комитет национального единения». В стране были запрещены все политические партии, были арестованы такие политические лидеры, как Сулейман Демирель, Бюлент Эджевит, Алпарслан Туркеш. И что самое трагичное: были казнены многие молодые активисты с разными политическими взглядами. Спустя два года, в 1982 году, под диктовку военных была принята новая Конституция, согласно которой Кенан Эврен стал 7-м президентом Турции.

И вот в эту самую Конституцию сейчас внесены изменения, которые, по мнению, большинства политологов означают «политическое землетрясение» в Турции. Ведь один из главных постулатов основанной Мустафа Кемалем Турецкой Республики на протяжении десятилетий был следующий: армия страны является гарантом сохранения светского характера турецкого государства, и в случае, если какая-либо из политических сил попытается повернуть страну в сторону исламизации, генералитет страны вправе вмешаться и объявить в стране военное положение.

Армия трижды в новейшей истории страны воспользовалась этим правом: в 1960, 1971 и 1980 годах генералы совершали военные перевороты. А в 1997 году они вынудили уйти в отставку тогдашнего премьера, лидера исламистов Неджметтина Эрбакана.

Конечно, такая особая роль армии вызывала беспокойство не только у демократически настроенных турецких политических сил. Дамоклов меч турецких генералов также оказывал негативное влияние на имидж Турции в Европе. Руководство Евросоюза не раз обращалось к Анкаре с призывом изменить конституцию и положить конец диктату военных в турецком обществе.

Однако до 2002 года ни одна политическая сила Турции не могла взять на себя такую ответственность и бросить вызов военным. Дело в том, что до прихода к власти партии Эрдогана ни одна политическая сила страны не имела явного большинства в парламенте. Вот почему формировались коалиционные правительства, которые находились у власти непродолжительное время и распадались из-за сильных разногласий между разными партиями. В итоге нередко назначались досрочные выборы в парламенте.

Однако в ноябре 2002 года в новейшей истории Турции случилась сенсация: традиционные кемалистские партии (Партия Верного пути и Партия Отечества) потерпели сокрушительное поражение, и в стране к власти пришло фактически однопартийное правительство, созданное «Партией справедливости и развития», которую возглавляет Реджеп Эрдоган.

О том, что эта партия имеет происламскую направленность, свидетельствует тот факт, что одной из первых инициатив Эрдогана стал призыв к отмене запрета на ношение хиджабов в турецких университетах и государственных учреждениях. Однако генералитет пригрозил Эрдогану новым переворотом, и тогда у популярного в народе премьера возник план конституционной реформы для того, чтобы положить конец доминированию военных в турецком обществе.

Помимо внутренней исламизации, Эрдоган также взял курс на поворот во внешней политике в сторону союза с мусульманскими странами. Он первым из турецких руководителей за долгие десятилетия выступил в защиту прав палестинцев, что привело к затяжному конфликту Анкары с ее многолетним военным союзником – Израилем. Отныне главным союзником Турции в регионе стала Исламская Республика Иран, которая с 1979 года находится в состоянии «холодной войны» с главным союзником Турции – Соединенными Штатами. На первый взгляд, ситуация выглядит абсурдно. Турция будучи форпостом НАТО в регионе, повернулась лицом к исламскому миру.

Однако в резком повороте во внутренней и внешней политике Эрдогана в сторону исламизации нет никакого парадокса. Его антиизраильские выступления находят поддержку среди турецких избирателей, особенно среди сельского населения, которое уверено, что Турция слишком оторвалась от своих исламских корней в угоду политическим амбициям. Такой поворот Эрдогана стал также холодным душем для стран Евросоюза, которые недавно заявили, что Турция в ближайшей перспективе не может претендовать на членство в этом элитном европейском клубе.

 

Многие эксперты склоняются к выводу, что Эрдоган, проведя конституционную реформу, одновременно «убил двух зайцев». Во-первых, Европа и правозащитники внутри страны довольны, что Турция избавилась от диктата военных. С другой стороны, отсутствие контроля со стороны армии отныне не мешает Эрдогану постепенно изменить светский характер турецкого общества.

«Одобрение конституционных реформ на референдуме показало приверженность граждан Турции реформам по улучшению их прав и свобод», - говорится в заявлении еврокомиссара по расширению ЕС Штефана Фуле. По его словам, конституционные реформы - это шаг в «правильном направлении» на пути выполнения Турцией требований, предъявляемых к странам-кандидатам в члены ЕС, а также обеспечит устойчивое развитие демократии в стране.

Восторг руководства ЕС разделяет и европейская пресса. «В Турции победила демократия» - с таким заголовком вышла немецкая Zeit online. Другое влиятельное издание ФРГ Sueddeutsche Zeitung отмечает: «Оппозиции следует пересмотреть свою политику бескомпромиссности. Большинство турок не хотят назад в годы политической изоляции и идеологической борьбы. Они стремятся к политической стабильности и продолжению впечатляющего экономического подъема. И они мечтают о демократической и либеральной стране. И Европа может только радоваться этому посылу».

Турецкие правозащитники тоже довольны итогами референдума. С требованием привлечь организатора военного переворота 1980-го года Кенана Эврена к уголовной ответственности в Генпрокуратуру страны обратились 78 общественных и правозащитных организаций Турции. «Этот человек отбросил Турцию на многие годы назад, и он должен ответить за свои преступления перед законом», - говорится в их совместном обращении. Сам Эврен уже публично предупредил, что если его арестуют, он не потерпит такого унижения и совершит самоубийство.

Однако в стане крупнейших оппозиционных партий страны царят совсем иные настроения. Так, Народно-республиканская партия (НРП) обвинила Эрдогана в том, что он руководит страной методом «однопартийной диктатуры» и сам является «путчистом». Лидер НРП Кемаль Кылыдждароглу призвал Европу «снять розовые очки» и немедленно вмешаться в процессы, идущие в Турции. «Европа не должна оставаться безразличной к происходящим здесь событиям, - предупредил он. - В стране устанавливается самый настоящий авторитаризм. Эрдоган ведет страну к восточной деспотии. Европа если и далее хочет видеть Турцию своим партнером и союзником, то должна немедленно высказать свою позицию, иначе потом будет поздно».

Эрдоган же, окрыленный впечатляющим успехом на референдуме, намерен продолжить реформирование конституции страны. По его словам, после референдума в Турции воцарится совсем новая атмосфера и в стране начнутся дискуссии по возможному переходу к президентской форме правления. «Оппозиция обвиняет нас в создании халифата, - заявил он. - Какую связь это может иметь с халифатом, если парламентская система будет работать по-прежнему. Все мы знаем, какой властью владеет конгресс США».

По словам Эрдогана, вопрос перехода к президентской форме правления по типу действующей в США может быть вынесен на рассмотрение избирателей после парламентских выборов в 2011 году. Нетрудно угадать, что если Турция перейдет к всенародным выборам президента, который будет иметь широкие полномочия, то наиболее реальным фаворитом будущей президентской кампании будет сам Реджеп Эрдоган, который сегодня, согласно опросам, является самым популярным турецким политиком.

Автор Айдын Мехтиев

Политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

22:34 13.09.2010