Версия для печати - mediafax.ru

Южная Осетия: может ли Кремль признать победу Джиоевой?

Южная Осетия: может ли Кремль признать победу Джиоевой?

Александр Шаравин в интервью ИА «Медиафакс»  о ситуации в Южной Осетии 

Южная Осетия погрузилась в глубокий политический кризис. Принятое во вторник, 29 ноября, решение Верховного суда республики, отменившее итоги президентских выборов, разделило элиту страны на два лагеря.

С одной стороны, сторонники победившего на выборах кандидата от оппозиции Аллы Джиоевой, занявшие с утра в среду главную площадь Цхинвала, требуют  отменить решение Верховного суда и признать победу Джиоевой. С другой стороны, действующий президент Эдуард Кокойты и проигравший выборы кандидат от партии власти Анатолий Бибилов, которых поддерживают силовые структуры Южной Осетии, заявляют, что не позволят оппозиции диктовать условия игры.

Тем не менее, Алла Джиоева в среду утром объявила, что решение Верховного суда  «не имеет юридической силы». Она заявила, что считает себя президентом Южной Осетии . По ее распоряжению был создан Госсовет Южной Осетии, в состав которого вошли 10 человек из предвыборного штата Джиоевой. Джиоева признает, что Госсовет – это параллельная структура власти, которая будет действовать вплоть до официального перехода власти в стране в руки победителя выборов. 

Примечательно, что в Госсовет вошли уважаемые в республике политические и общественные деятели. В их числе – близкий друг Джиоевой, герой августовской войны 2008 года генерал Анатолий Баранкевич, бывший министр здравоохранения Джемал Джигкаев, замглавы МИД Алан Плиев, депутат Владимир Келехсаев и командир отряда «Собр» Сослан Тедета. Между тем генеральная прокуратура обвинила Джиоеву в подготовке в республике «цветной революции». В свою очередь, КГБ Южной Осетии пригрозил применить силу по отношению к активистам оппозиции в случае, если возникнет угроза общественной безопасности и прямых нарушений закона».

В среду во второй половине дня сторонники Аллы Джиоевой предприняли попытку штурма здания ЦИК, однако сотрудники ОМОНа в ответ открыли предупредительную стрельбу в воздух. Позже стало известно, что руководство МВД республики распорядилось пропустить Аллу Джиоеву в здание. По итогам переговоров Алла Джиоева получила скрепленный подписями и печатью итоговый протокол ЦИК, в котором сообщается, что кандидат от оппозиции избрана президентом Южной Осетии. Джиоева заявила, что у нее  на руках 85 протоколов со всех избирательных участков, и все протоколы подписаны как членами избиркомов, так и наблюдателями от проигравшего кандидата - главы МЧС Анатолия Бибилова. По словам Джиоевой, международные эксперты также не зафиксировали каких-либо нарушений в ходе голосования.

Однако Верховный суд, аннулировавший итоги голосования, запретил руководству ЦИК публиковать итоги  второго тура выборов, так как в этом случае решение ЦИК должно вступить в законную силу. Алла Джиоева понимает, что в нынешнем противостоянии ЦИК и Верховного суда республики силы слишком неравны: за Верховным судом стоят все силовые структуры и руководство Южной Осетии. Тем не менее, член Госсовета, замглавы МИД Южной Осетии Алан Плиев, выступив на митинге, выразил надежду на то, что решение Верховного суда может быть отменено.

Между тем в среду прервал многозначительное молчание МИД России. В заявлении внешнеполитического ведомства России фактически призвали оппозицию Южной Осетии признать решение Верховного суда и смириться с поражением. В документе отмечается важность сохранения «спокойной и стабильной обстановке» в республике и в развитии  «политических процессов в рамках правового поля. «Для этого необходимо, чтобы все общественно-политические силы уважали принятые в соответствии с законом решения высших органов власти», - подчеркивается в заявлении МИД РФ.  Однако сторонники Джиоевой, недовольные такой позицией Москвы,  в среду пришли к российскому посольству в Цхинвале. Алла Джиоева вошла в здание посольства, где ее принял первый секретарь посольства РФ Олег Логинов. По итогам переговоров г-жа Джигоева заявила своим сторонникам: «Состоялся серьезный разговор. Мы просили, чтобы нам помогли отстаивать законное право выбора. Нам обещали довести требование до российского руководства». 

Кремль пока медлит с принятием решения о выборах президента Южной Осетии. Это и понятно. Дело в том, что в период избирательной кампании в Москве сделали ставку только на Анатолия Бибилова. Недавно во Владикавказе российский президент Дмитрий Медведев открыто заявил о поддержке кандидатуры Бибилова. К форуму сторонников Бибилова с посланием обратился также и премьер Владимир Путин. Правда, оппоненты Бибилова утверждают, что Путин не обращался с посланием, а указанное «обращение» - всего лишь фальшивка. В любом случае, теперь в Кремле ждут, в чью пользу перевесит чаша весов в Цхинвале. Если митинги в столице Южной Осетии будут набирать силу, а в силовых структурах возникнет угроза раскола, то российскому руководству придется признать победу оппозиции.

В случае, если Кремль признает победу оппозиции в Южной Осетии, возникнет парадоксальная ситуация: в этой крошечной самопровозглашенной республике будет больше демократии, чем на огромных пространствах Российской Федерации. В России оппозиция с 1993 года мечтает о свободных и честных выборах, без использования административного ресурса и со свободным доступом лидеров оппозиции на федеральные телеканалы. Однако «суверенная демократия» Владислава Суркова не оставляет никаких сомнений: в России, в отличие от Южной Осетии, сенсации на выборах не произойдет.

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» ситуацию анализирует военный аналитик  Александр Шаравин.

Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин:

- На мой взгляд, Россия не должна вмешиваться в политическую ситуацию в Южной Осетии.  К сожалению, в период предвыборной кампании Россия сделала ошибочный шаг, сделав ставку на одного кандидата. Сейчас с учетом кризиса в Южной Осетии важно сохранять сбалансированный подход и не поддерживать ни одну из соперничающих в Южной Осетии сторон. Ведь раскол в югоосетинском обществе проходит не по линии «власть-оппозиция», а внутри всего населения и структур власти. Понятно, что республика живет за счет российских ресурсов, однако это не означает, что решение по кандидатуре будущего президента Южной Осетии должны принимать в Москве. Этим исключительным правом выбора своего лидера наделен лишь народ Южной Осетии.

20:51 30.11.2011