В Южном Азербайджане скорбная дата: 65 лет назад иранские войска захватили Тебриз


В Южном Азербайджане скорбная дата: 65 лет назад иранские войска захватили Тебриз

Ядерный шантаж Трумэна и вывод советский войск из Ирана

В ЮЖНОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ ПОМНЯТ О НЕЗАВИСИМОСТИ

В эти январские дни во многих городах Южного Азербайджана, территории современного Ирана, где проживает около 30 млн. азербайджанцев, широко отмечается скорбная дата: ровно 65 лет назад войска шаха Ирана вторглись на территорию Южного Азербайджан. В итоге национальное правительство во главе с национальным лидером Пишевари было свергнуто,  а десятки тысяч азербайджанцев были казнены.

Время от времени жители Южного Азербайджана проводят в Иране акции протеста, напоминая правящему в Тегеране режиму аятолл о нарушении культурных прав азербайджанского населения. В частности, в 2006 году чаша терпения азербайджанцев переполнилась. Поводом для выражения протеста стала карикатура в иранской правительственной газете, в которой азербайджанцев сравнивали с «тараканами». Сотни тысяч азербайджанцев вышли на улицы Тебриза и других городов Южного Азербайджана, и президент Ирана Ахмадинеджад лично вынужден был успокоить митингующих, выступив на одном из митингов на азербайджанском языке.

ПОЧЕМУ В ДЕКАБРЕ 1946 ГОДА СТАЛИН ВЫВЕЛ ВОЙСКА ИЗ ИРАНА?

В 1946 году как в Советском, так и в Иранском Азербайджане царила послевоенная эйфория: азербайджанцы по обе стороны реки Араз, воодушевленные победой союзников над Гитлером, мечтали о воссоединении в рамках единого Азербайджана, но в составе Советского Союза. «Вождь все народов» Сталин в принципе был не против реализовать этот сценарий: присоединение Южного Азербайджана к СССР могло открыть Кремлю огромные перспективы для разработки богатых месторождений нефти и газа в южноазербайджанском секторе Каспия. Тем более, что к 1946 году советские войска находились на территории Южного Азербайджана, где уже существовало независимое от Тегерана правительство во главе с лидером Азербайджанской Демократической партии (АДП) Сеид Джафаром Пишевари.

Однако ситуация изменилась в одночасье после ядерного шантажа со стороны нового президента США Трумэна. Чтобы напугать Москву, американцы сбросили 6 и 9 декабря две атомные бомбы над японскими городами Хиросима и Нагасаки. Сталин был напуган: у СССР еще не было атомного оружия, и США теоретически могли сбросить такие же бомбы над советскими городами.

В 1979 году американский журнал «Тайм» предал огласке данные архива ЦРУ. Как выяснилось, в 1946 году президент США Трумэн в ходе беседы с послом СССР в США Андреем Громыко предупредил: если Сталин не выведет в течение двух дней свои войска из Ирана, то Вашингтон использует атомную бомбу для бомбардировки советских городов. Громыко сообщил об ультиматуме Верховному Главнокомандующему, и тот поверил угрозе Трумэна: советские войска были выведены из Южного Азербайджана.

В свою очередь, шах Ирана  принимает решение – ввести 20 дивизий своей армии на территорию Южного Азербайджана. Глава Компартии Азерб. ССР Мир-Джафар Багиров не согласен с решением Сталина: у него имеются подозрения, что Сталин принял такое решение под давлением своего ближайшего соратника Анастаса Микояна. И Багиров призывает Сталина вернуть советские войска в Южный Азербайджан. Но Сталин не прислушался к этому совету.

В декабря 1946 г. иранские войска вошли в Тебриз, но они разрешили лидеру независимого Южного Азербайджана Пишевари уехать в СССР. Правда, в Советском Азербайджане Пишевари прожил всего 172 дня: 11-го июня 1947 года он при таинственных обстоятельствах он погиб в автокатастрофе по дороге из Гянджи в Евлахский район.

ЖЕСТОКАЯ РАСПРАВА ИРАНА НАД ЮЖНЫМИ АЗЕРБАЙДЖАНЦАМИ

Вот как описывает страшную расправу над южными азербайджанцами азербайджанский историк и писатель Джамиль Гасанлы. В своей книге «СССР – ИРАН: Азербайджанский кризис и начало холодной войны. 1941 – 1946» он пишет:

«После проведения всех подготовительных мероприятий в 7 часов утра 4 декабря иранская армия начала наступление на Азербайджан. Через три часа тебризское радио распространило сообщение о том, что правительственные войска, несмотря на поддержку танков, орудий и минометов не смогли продвинуться вглубь Азербайджана. В связи с наступлением иранской армии Центральный Комитет АДП выступил с обращением к азербайджанскому народу. В этом обращении партия призывала народ на защиту своей родины и свободы».

Далее события пошли по трагическому сценарию. 5 декабря вице-консул в Тебризе Н.Кулиев направил в Баку информацию о военном и политическом положении в Южном Азербайджане, сложившуюся в связи с наступлением иранской армии. Он сообщал, что иранская армия, выступившая из Зенджана в направлении Мияне, была остановлена. Первый бой продолжался 12 часов. Иранская армия использует танки, полевую артиллерию и минометы. После первых боев отряды федаинов отошли на свои основные оборонительные позиции. Он сообщал, что основные силы азербайджанцев сосредоточены в районе Гафланкюх.

Командир группы Мияне Гулам Яхья направил Пишевари телеграмму, в которой он просит прислать тяжелые пулеметы и опытных офицеров. В другой телеграмме Гулам Яхья сообщил о начале выступления иранской армии в направлении Халхала. Было принято решение о создании комитета Обороны под руководством Пишевари в составе Шабустари, Гази Мухаммеда, Гулама Яхьи, Панахияна и Падегана. В Тебризе было объявлено военное положение. Крестьяне со всех уголков Азербайджана обращались с просьбой дать им оружие и отправить на фронт. В Тебризе началась запись в добровольческий отряд. Сразу же записалось 600 человек. Пишевари вновь обратился к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи. Однако от Сталина отказал в помощи.

В тот же день на основе полученной из Тебриза информации М.Дж.Багиров отправил Сталину телеграмму. После описания положения в начале телеграммы, М.Дж.Багиров в конце сообщения писал о том, что крестьяне со всех районов Азербайджана обращаются к ЦК Демократической партии с просьбой вооружить их. Но из-за отсутствия оружия руководство оставляет эти обращения без ответа. Руководство Азербайджанской Демократической партии вновь просит предоставить им минимальную помощь.

11 декабря через вице-консула Н.Кулиева в адрес Пишевари, Шабустари, Джавида и Падегана поступило следующее распоряжение Сталина:

«Кавам, как премьер-министр, имеет формальное право послать войска в любую часть Ирана, в том числе и в Азербайджан, поэтому дальнейшее вооруженное сопротивление нецелесообразно, ненужно и невыгодно. Объявите, что вы не возражаете против вступления правительственных войск в Азербайджан для соблюдения спокойствия во время выборов».

Следуя этому решению, азербайджанские войска прекратили сопротивление, и сообщение об этом пришло в Баку в 4 часа дня. Вначале в Тебризе был введен комендантский час, который, правда, не соблюдался. 11-ое декабря стало кульминацией событий. Официальные газеты призвали народ объединиться вокруг Пишевари и Бирии и вступить в смертельную борьбу. Азербайджанские партизаны продолжали сопротивление иранским правительственным войскам.

Однако местные ренегаты - помещики Амир Мансур Векили, Худа Фазлали, Гахраман хан Юрдчу, Гасым хан, - решили до прихода иранских войск расправиться с оставшимися членами Азербайджанской Демократической партии, возглавляемой Пишевари. С утра 13 декабря в Ардебиле начались погромы и убийства демократов. Воспользовавшись сложившимся в ночь на 12 декабря тревожным положением, реакционеры, совершили нападение на казармы Тебриза, где они разоружили солдат.

Днем 14 декабря иранские войска вошли в Тебриз. Военным губернатором Тебриза был назначен генерал Зенгане, который отличался особой жестокостью. При нем Тебриз напоминал огромный концентрационный лагерь. Тюрьмы были переполнены, и камер для заключенных не хватало. Чтобы освободить места для размещения все новых узников, активистов - демократов расстреливали группами. Сотни офицеров и солдат Национальной армии и федаинов были казнены по приговору военно-полевых судов. Число расстрелянных в течение нескольких дней превысило планку в 3 тысячи.

Ежедневно в тюрьмах от голода и холода гибли десятки людей. Через два дня после входа иранских войск в Тебриз председатель провинциального энджумена Шабустари и генерал-губернатор Джавид были арестованы и отправлены в Тегеран. В тот же день одновременно были арестованы губернатор Тебриза Мехташ и оборонявший вместе с четырьмя федаинами здание ЦК АДП прокурор Азербайджана Фирудин Ибрагими. Он сражался до последнего патрона. Его стойкость и выдержка во время следствия стала легендой.

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=10487
28 Январь 2012, 12:55

Версия для печати


Последние новости по этой теме: