Визит Эрдогана в Санкт-Петербург: может ли Анкара вступить в Таможенный союз?


Визит Эрдогана в Санкт-Петербург: может ли Анкара вступить в Таможенный союз?

Эксперт Станислав Тарасов в интервью ИА «Медиафакс» о политике Турции на постсоветском пространстве

В пятницу, 22 ноября, в пригороде Санкт-Петербурга (Стрельне) состоялись переговоры Владимир Путина с прибывшим сюда с однодневным визитом премьер-министром Турции Реджеп Тайип Эрдоганом. Формальным поводом для встречи лидеров двух стран стало четвертое заседание Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Стороны обсудили все аспекты двусторонних отношений.

ТОВАРООБОРОТ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И РОССИЕЙ: ЦЕЛЬ- ПОДНЯТЬ ЕГО ДО УРОВНЯ В 100 МЛРД. ДОЛЛАРОВ

Путин, в частности, отметил, что в последние годы двусторонний товарооборот неуклонно рос и в 2012 году достиг рекордной отметки в 34 млрд. долларов. «Однако в текущем году произошел некоторый спад: за январь-сентябрь объем экспортно-импортных операций уменьшился на 7,5 процентов, - продолжал президент России. – На мой взгляд, во многом это связано с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках. Мы исходим из того, что это временное явление. Убежден, что принятие системных мер по улучшению условий взаимной торговли поможет восстановить позитивную динамику товарооборота». Турецкий премьер также настроен оптимистически. «Наши отношения развиваются динамично - настолько, что это может вызывать зависть у других стран. Во многих сферах наше сотрудничество растет день ото дня. Конечно, первые девять месяцев текущего года речь шла, по всей видимости, о небольшом спаде, но это связано с влиянием проблемных явлений в мировой экономике. Однако, у нас есть общая цель - достигнуть к 2020 году товарооборота на уровне в 100 млрд. долларов».

«ЮЖНЫЙ ПОТОК»: В ТУРЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВО НАЧНЕТСЯ В 2014 ГОДУ. В ТУРЦИИ РОССИЯ ПОСТРОИТ АЭС

Стороны также подтвердили готовность реализовать намеченные планы в энергетической сфере. Владимир Путин заявил о том, что российская сторона готова начать строительство в 2014 году в Турции морского участка газопровода «Южный поток». «В 2014 году мы планируем приступить к строительству в исключительной экономической зоне Турции морского участка газопровода "Южный поток». Он также напомнил, что через трубопровод «Голубой поток», проходящий по дну Черного моря, в 2012 году экспортировано 27 миллиардов кубометров российского природного газа.

Лидеры двух стран обсудили также план строительства АЭС в Турции. По словам Путина, Москва рассчитывает, что Анкара предоставит «Росатому» налоговые льготы при строительстве атомной электростанции «Аккую», а также гарантии долгосрочной закупки электроэнергии. Он напомнил, что «Росатом» сооружает первую в Турции атомную электростанцию, объем капиталовложений в которую составит около 20 млрд. долларов. «Рассчитываем, что турецкое правительство предоставит проекту налоговые льготы и гарантии долгосрочных закупок электроэнергии, - продолжал Путин. - Около 25% от общей суммы инвестиций будет освоено турецкими компаниями. «Это дополнительные рабочие места, это очень солидные инвестиции в будущее энергетики Турции. Наряду с реализацией проектов подобного рода в Западной и Восточной Европе мы считаем для себя в этой части проект приоритетным».

Посол Турецкой Республики в РФ Айдын Аднан Сезгин, комментируя встречу двух лидеров, заявил: «Турция занимает второе место в экспорте природного газа из России. 56 % нашего импорта природного газа поступает из России. Потребности в энергетике нашей страны, в которой продолжается экономический рост, многократно увеличиваются. Огромный проект атомной электростанции "Аккую" стоимостью в 20 миллиардов долларов может одновременно стать и образцом для всего мира. Это проект мирового масштаба. Он важен также с точки зрения демонстрации большого потенциала, которым обладает наше сотрудничество в энергетике. В то же время он вдохновляет энергетические круги двух стран на сотрудничество в новых областях». 

ПУТИН И ЭРДОГАН ОБСУДИЛИ КОНФЛИКТЫ В СИРИИ И НАГОРНОМ КАРАБАХЕ

«Россия и Турция должны предпринять общие шаги для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта», - заявил Реджеп Тайип Эрдоган. Касаясь состоявшейся 19 ноября в Вене первой за два года встречи президентов Армении и Азербайджана, турецкий премьер выразил надежду на то, что Баку и Ереван смогут прийти к компромиссу в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Такой же оптимизм был выражен в отношении конфликта в Сирии. «Я верю, что у России и Турции существуют обязательства в регионе с точки зрения ситуации в Сирии, - подчеркнул турецкий премьер. - Есть общие шаги, которые мы должны предпринять, и переговоры, которые мы провели по этим темам, позволили нам создать базу для урегулирования этих вопросов». В свою очередь, Владимир Путин заверил, что разногласия между Россией и Турцией по принципам урегулирования сирийского конфликта «не способны охладить отношения между двумя странами». По мнению аналитиков, Путин имел в виду тот факт, что Анкара ратует за безоговорочный уход в отставку президента Сирии Башара Асада, а Москва, напротив, выступает против свержения правящего в Дамаске режима.

ВОЙДЕТ ЛИ ТУРЦИЯ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ?

Этот вопрос еще год назад мог вызвать недоумение. С момента распада СССР в 1991 году Турция не вступала ни в какие интеграционные объединения на постсоветском пространстве. Однако в июне 2012 года произошла сенсация: Турция получила статус партнера по диалогу ШОС, объединении, где ключевую роль играют Россия и Китай. А в январе 2013 года Эрдоган сделал сенсационное заявление: «За членство в ШОС Турция готова отказаться от вступления в Евросоюз». В этом заявлении турецкого премьера отразилось разочарование турок по поводу многолетнего «топтания в предбаннике» Евросоюза.

Пока Франция и ряд других ведущих стран ЕС не хотят принимать Турцию в Евросоюз, привлекательность «европейского клуба» для Анкары явно снизилась. Это связано с беспрецедентным кризисом в еврозоне: богатая Германия тащит за собой погрязшую в долгах Грецию. И Турцию пугает перспектива оказаться сразу после вступления в ЕС в роли страны-банкрота, иными словами, Анкара не хочет повторять незавидную финансовую участь Афин.

Вот почему недавнее заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о желательности вступления Турции в евразийский Таможенный союз не стало полной неожиданностью. Почему бы нет? В принципе, отмечают эксперты, Турция с ее относительно высоким экономическим потенциалом могла бы стать в Таможенном союзе своего рода «локомотивом» для развития экономики республик Центральной Азии. Впрочем, в данный момент вступление Турции в Таможенный союз пока не рассматривается.

По просьбе ИА «Медиафакс» позицию Турции по данному вопросу комментирует директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов:

- Идея Назарбаева о возможности вступления Турции в Таможенный союз – это своего рода средство давления на Евросоюз. Мол, если вы не примете Турцию в Евросоюз и если не сократите сроки переговорного процесса о ее вступлении, то у Анкары есть альтернатива в лице Таможенного союза. Однако Брюссель вряд ли согласится принять Турцию в ЕС, так как стремительный рост населения Турции может изменить демографическую ситуацию в Европе. Скорее всего, европейцы готовы будут предоставить Анкаре лишь статус ассоциированного члена. Турция разочарована такой позицией Европы. Анкара уже полвека ведет диалог с Западом, но не хочет соглашаться с ролью младшего партнера. Турция сегодня - это сильная страна, которая чтобы состояться как региональная держава могла бы вернуться на историческую родину – Алтай и Центральную Азию.

Андрей Раевский, политический обозреватель

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=19370
22 Ноябрь 2013, 18:20

Версия для печати


Последние новости по этой теме: