Сергей Хестанов: «Цена санкций: россиянам надо готовиться к подорожанию импортных товаров»


Сергей Хестанов: «Цена санкций: россиянам надо готовиться к подорожанию импортных товаров»

Управляющий директор ГК «Алор» и один из ведущих финансовых экспертов России в интервью ИА «Медиафакс» прогнозирует трудности в экономике страны

Наша справка: Сергей Александрович Хестанов. Родился в 1968 году. Известный экономист, управляющий директор ГК "Алор". Окончил Киевский государственный университет, аспирантуру. На фондовом рынке с 1994 года. С 2001 по 2004 год руководил представительством ИХ "Финам" в городе Ростов-на-Дону. C июля 2004 по июнь 2011 работал управляющим директором УК "Финам - менеджмент". С июня 2011 по настоящее время - управляющий директор ГК "Алор". Является автором ряда научных работ. Внедрил одну из первых на российском рынке систем управления рисками коммерческого банка.

- Сергей Александрович, 21 марта с.г., сразу после введения со стороны США санкций в отношении России, платежные системы Visa и Mastercard заблокировали все операции нескольких российских банков. Это стало настоящим шоком для россиян: они не смогли по картам совершить ни одну транзакцию. Как Вы оцениваете этот факт и могут ли санкции коснуться других банков России?

- Действительно, это вопрос важен для всей банковской системы России: ограничится ли отключение от платежной системы двумя банками или это распространится на другие. В этой связи хотел бы напомнить, что в настоящее время почти все карточные операции российских банков завязаны на две основные мировые платежные системы. Поэтому если будет принято решение их отключить, то это грозит коллапсом всей системы карточного обслуживания в России. Естественно, если это произойдет, это будет большой неприятностью, особенно для людей, которые живут и работают в местностях, где достаточно далеко от банка, которые уже привыкли использовать банковские карты для осуществления всех платежей.

- Депутаты Госдумы были возмущены случившимся. Они заявили, что платежные системы Visa и Mastercard работают в России и потому должны действовать в соответствии с российским законодательством. При этом они пригрозили, что если такого рода блокировки повторятся, то Россия откажется от услуг Visa и Mastercard и перейдет на отечественные платежные системы. Как Вы думаете, насколько это реально?

- Я считаю, что переход на национальную платежную систему вполне реален. Сегодня уже мало кто помнит, но в 90-е годы Сбербанк экспериментировал с собственной, ни с чем не совместимой, абсолютно независимой платежной системой. Позже этот эксперимент был приостановлен, эта платежная система не получила распространения, и сам Сбербанк благополучно свернул этот проект. Но в случае острой необходимости, если мы действительно будем поставлены в жесткие условия, ничто не мешает на новом технологическом уровне возродить к жизни эту систему. Она будет, может быть, менее удобна. Она потребует дополнительных усилий со стороны банков по адаптации своего прежде всего программного обеспечения к этой системе, но в случае острой необходимости эта уже изрядно забытая система может быть легко восстановлена. Кроме того, в мире, помимо западных, существуют также платежные системы, «завязанные» на Китай. Причем эти платежные системы будут только рады, если какие-то другие банки, в том числе российские, начнут их активно использовать. Поэтому в мире, несмотря на то, что Visa и Mastercard доминируют, у них, тем не менее, есть альтернативы, и в случае необходимости этими альтернативами не очень сложно воспользоваться.

- Как Вы считаете, какое время необходимо для перехода к этой альтернативной платежной системе?

- Дело в том, что сам переход делается относительно просто, но для того, чтобы этот переход осуществить, необходимо написать и отладить механизмы, которые отвечают за взаимодействие уже существующих информационных систем банка с собственно платежной системой. Как правило, это занимает от двух недель до двух месяцев.

- А сами платежные системы Visa и Mastercard заинтересованы в том, что они будут вытеснены с российского рынка?

- Конечно, нет. Дело в том, что обслуживание систем карточных платежей приносит заметный доход собственно самим платежным системам США. Поэтому, скорее всего, платежные системы будут бить тревогу. И с учетом мощности банковских лоббистов США дальнейшей эскалации отключений, скорее всего, не будет. Ведь никто не хочет терять прибыль.

- Помимо финансовых, какие еще санкции могут применить США и ЕС в отношении России?

- В относительно короткой перспективе те санкции, которые сейчас озвучиваются, несмотря на то, что они неприятны и обидны, не затронут всерьез ни экономику страны, ни экономику большинства крупных предприятий. Российские энергоносители занимают 34% европейского рынка, заменить их в ближайшие годы просто нечем. И Европа, в частности, опасается, что в ответ на санкции Россия прекратит поставки газа на Старый Континент. Поэтому, скорее всего, в ближайшие год- два санкции ограничатся громкими словами и отсутствием реальных дел. А вот на более длительном горизонте существует опасность переориентирования Европы на другие источники энергоресурсов.

- Вы имеете в виду сланцевый газ из США?

- В том числе и этот фактор. Есть еще один момент. Сейчас США попытаются путем увеличения добычи нефти и газа, с одной стороны, а также путем усиления давления на своих арабских союзников добиться значительного снижения цен на «черное золото» на мировом рынке. Это уже им удалось в 1986 году, когда мировая цена на нефть упала до 10 долларов, и имело достаточно драматические последствия для СССР. Поэтому главная интрига относительно санкций, состоит в том, что, во-первых, смогут ли США действительно сильно увеличить добычу нефти и газа – раз, и во-вторых, захотят ли другие нефтеэкспортеры поддерживать США в этом вопросе. Что же касается нефтяных резервов США, то они уже однажды пробовали осуществить продажу»черного золота» из своего фонда нефтяных резервов, и им даже удалось, правда на короткое время, снизить цену барреля на 2 доллара. Но, во-первых, объем нефтяных резервов США не очень велик. По существу он позволяет Америке примерно в течение 100 дней обойтись без импорта. Понятно, что 100 дней – это слишком незначительная величина. В то же время не будем забывать, что российский бюджет сверстан из цены 97 долларов за баррель, поэтому падение цен на нефть даже на 2, на 4 и даже на 10 долларов для нас – вполне комфортная величина. Если же нефть будет стоить дешевле 97 долларов, то в экономике России начнутся серьезные проблемы.

- А каким может быть ответ России на санкции со стороны США и ЕС?

- Россия может двояко ответить на их санкции. Во-первых, мы можем переориентировать свой экспорт энергоносителей с Европы на Восток, о чем уже делались заявления. Во-вторых, мы можем ограничить продажу западных товаров у нас. Германия уже выразила свою обеспокоенность в связи с такой опасностью. Ведь если Россия ограничит продажу немецких товаров на своей территории, то это приведет к потере минимум 300 тысяч рабочих мест, что в Германии с учетом остро стоящей проблемы безработицы будет воспринято очень болезненно. Именно поэтому, прежде всего, европейский бизнес неоднократно выступал с призывами - не вводить реальных болезненных санкций против России. Они понимают, что эти санкции принесут, с одной стороны, незначительный экономический ущерб России, с другой стороны – очень сильно ударят по интересам самих европейских компаний, которые уже вложили в экономику России миллиарды долларов.

- Недавно советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев заявил, что Россия может отказаться от доллара и перейти к другой валюте. Насколько это реально?

- Предложение о замене доллара другой валютой, скорее всего, реализуемо. Более того, с учетом развития информационных технологий сейчас - это чисто техническое решение. В то же время надо понимать, что замена доллара в контракте не будет означать, что эта замена приведет к мгновенному падению роли американского доллара в экономике. Тем не менее, такая замена вполне возможна, особенно для взаиморасчетов между странами, которые скептически относятся к американскому экономическому могуществу. В качестве возможной альтернативы по отдельным контрактам возможен и российский рубль. По другим контрактам неплохой заменой может стать китайский юань, а с учетом того, что современные информационных технологии позволяют ставить почти любую валюту в качестве валюты контракта, это могут быть и другие валюты стран, которые проводят достаточно дружественную по отношению к России экономическую политику.

- А в чем лучше хранить свои сбережения: в рублях, долларах или все же в евро?

- Для тех людей, которые собираются отложить деньги порядка на год или на период до двух лет, как бы это ни звучало непатриотично, лучшим выбором является американский доллар. С этой валютой будет банально спокойнее. А перспектива евро более неопределенная. Дело в том, что Евросоюзе, к сожалению, полностью не удалось преодолеть последствия долгового кризиса и, хотя острые проявления кризиса притушены, но в своей основе противоречия до конца не разрешены. Поэтому для тех россиян, цель которых - не заработать на валютной спекуляции, а сохранить свои сбережения,- американский доллар смотрится банально спокойнее.

- Как санкции Запада коснутся простых россиян?

- К сожалению, россиянам придется потуже затянуть пояса, так как любое обострение политических противоречий всегда снижает темпы роста экономики. А с учетом того, что, возможно, России в связи с санкциями США и ЕС придется значительно перестроить свои товарные потоки, естественно, процесс перестройки потребует некоторых жертв как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. А рядовым гражданам придется набраться выдержки и терпения. За последние несколько месяцев рубль потерял около 11 процентов. Это очень много. Соответственно, даже сейчас на электронику цены уже отреагировали. Кроме того, надо помнить, что цикл поставок занимает около трех месяцев. Соответственно, через некоторое время подорожают и другие группы товаров, так как Россия сильно зависит от импорта товаров народного потребления и продовольствия. Примерно треть потребительской корзины среднего россиянина – это импортные товары. Соответственно, падение стоимости рубля так или иначе приведет к росту цен.

- Спасибо за интервью.

Беседу вел политический обозреватель Айдын Мехтиев

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=20635
02 Апрель 2014, 20:38

Версия для печати


Последние новости по этой теме: