Геополитика: может ли Иран вытеснить Россию с газового рынка Европы?


Геополитика: может ли Иран вытеснить Россию с газового рынка Европы?

Заявление официального Тегерана комментирует в интервью ИА «Медифакс» член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Антон Соничев

ИРАНСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ЕВРОПЫ

«Иран готов поставлять газ в Европу по трубопроводу «Набукко», - это сенсационное заявление заместителя министра нефти Ирана Али Маджеди, сделанное на днях, вызвало раздражение в Москве и осторожный оптимизм в Брюсселе. В российской столице свели к минимуму значимость этого заявления, всячески подчеркивая, что иранский министр говорит о гипотетической возможности и что в реальности вряд ли Тегеран станет бросать вызов Москве и вытеснять Газпром из Европы. В Еврокомиссии, напротив, увидели в заявлении добрый знак того, что Евросоюз вскоре сможет выйти из энергетической зависимости от России.

Заявление Ирана приобрело особую актуальность в свете недавнего заявления премьер-министра Украины Арсения Яценюка о том, что «незалежная» может вскоре полностью запретить транзит российского газа в Европу через свою территорию. В Москве это предостережение восприняли с тревогой. В то же время российская элита уверена, что заявление Яценюка – не более, чем блеф, так как Евросоюз не допустит перекрытия транзитного вентиля на Украине, так как в этом случае жители Европы зимой начнут замерзать без российского газа. Однако ситуация может измениться, если на рынке Европы появится природный газ из Ирана. Европа уже провела с Тегераном переговоры на эту тему: недавно Иран посетили делегации двух стран ЕС, которые обсудили с иранским правительством возможные маршруты доставки иранского газа.

Эксперты считают, что иранский газ может поступать в Европу через территорию Ирака, Сирии, кавказского региона, а также по Черному морю, но наиболее приемлемым является маршрут через Турцию. Впрочем если даже ЕС и США полностью снимут санкции с Ирана, трубопроводный газ из этой страны придет в Европу лишь не ранее 2020 года. Как заявил эксперт Илья Заславский из британского аналитического центра Chatham House, после снятия санкций потребуется не менее 8 лет, чтобы запустить хотя бы одну-две очереди завода на базе месторождения Южный Парс.

В уже упомянутом заявлении иранского министра прозвучало слово «Набукко», хотя хорошо известно, что Турция и Азербайджан недавно отказались от этого маршрута, предложив взамен два альтернативных. Баку и Анкара совместно с консорциумом «Шах-Дениз» во главе с «Бритиш Петролеум» решили построить собственный газопровод TANAP через турецкую территорию до Болгарии. Проект Nabucco был урезан, и он стал рассматриваться как европейское продолжение TANAP от Болгарии до Австрии. Одновременно возник еще один проект, задуманный как продолжение TANAP. Это - газопровод TAP через Грецию на юг Италии. Так что не исключено, что иранский замминистра, говоря о «Набукко», мог иметь в виду TAP. Такую версию высказал аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

Строительство газопроводной системы TANAP-TAP планируется завершить в 2019 г. На первом этапе Турция станет получать через этот трубопровод 6 млрд куб. м газа, а Европа — 10 млрд куб. м. В дальнейшем мощность системы может быть удвоена благодаря поставкам в Европу иранского газа. Эксперты напоминают, что запасы в Иране сопоставимы с российскими, они одни из крупнейших в мире (около 34 трлн куб. м). «Иран может стать политической альтернативой для ЕС, так как надежность России как главного партнера по торговле под сомнением», — отмечают эксперты в обзоре «Немецкого общества внешней политики». Санкции США против Ирана ослабевают, американские компании (в частности, работающие в медицине, авиации и нефтехимии) возобновили переговоры с правительством Ирана, а ЕС ориентируется на США, отмечают они.

Интересную версию высказал директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев. По его словам, Иран использует российско-американский конфликт, чтобы выйти из-под санкций, а США хотели бы использовать иранскую нефть, чтобы обвалить цены и нанести удар по России. В сентябре Иран намерен подписать крупный контракт с Россией о поставке до 25 млн тонн нефти в год в обмен на российское оборудование. Однако, по словам эксперта, это не помешает эксперту одновременно вывести львиную часть своего «черного золота» на мировой рынок», а свой природный газ продавать Европе. Старому континенту осталось ждать долгих 6 лет. «Пока вся добыча Ирана — около 160 млрд куб. м газа в год — идет на быстро растущий внутренний рынок, и у Тегерана нет экспортных ресурсов, - уверена завотделом нефтегазового комплекса ИНЭИ РАН Татьяна Митрова. - Но к 2020 году Иран может нарастить добычу до 215 млрд кубометров, а к 2030 г. — до 260 млрд куб. м. Тогда у страны появятся 30-35 млрд кубометров, и этого будет достаточно, чтобы бросить вызов Газпрому.

ИНИЦИАТИВА ИРАНА СТАВИТ ПОД СОМНЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА «ЮЖНОГО ПОТОКА»

В настоящее время Еврокомиссия заморозила проект «Южный поток» стоимостью 46 млрд. долларов, который позволил бы поставлять российский газ в Европу в обход территории Украины. И хотя в ходе недавнего визита в Вену Владимир Путин договорился с Австрией о продолжении подготовки с строительству магистрали, все эти согласования потеряли смысл, так как правительство Болгарии – ключевой страны для «Южного потока» - заявило, что замораживает свое участие в проекте до тех пор пока, Брюссель не изменит свою позицию. А Брюссель, судя по всему, как минимум в течение года не будет возвращаться к теме. Иными словами, «Южный проект» пока приказал долго жить, главным образом из-за санкций ЕС и США в отношении России. «Совершенно точно можно сказать, что в Евросоюзе сейчас никто не будет возвращаться к переговорам о «Южном потоке», учитывая более широкий геополитический контекст украинского кризиса», – считает Эмили Стромквист, аналитик Eurasia Group в Лондоне.

«В политическом плане Еврокомиссии очень трудно поддерживать «Южный поток», поскольку это может быть воспринято как намерение лишить Украину ее рычагов давления в отношениях с Россией», – считает Катя Яфимава, старший аналитик Оксфордского института энергетических исследований. В свою очередь, глава компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что Россия упустила удобный момент для строительства «Южного потока», и нынешний российско-украинский кризис отодвинул перспективу строительства этой магистрали на долгие годы.

По просьбе ИА «Медиафакс» ситуацию вокруг возможности выхода иранского газа на рынок Европы комментирует адвокат компании «Налоговик», член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Антон Соничев.

- В то время как «Южный поток» в два раза дороже, чем проекты «Набукко», ТАР и ТАNАР. К тому же, как заявили в Брюсселе, проект газопровода «Южный поток» не соответствует антимонопольным нормативам ЕС. В Брюсселе считают вполне допустимой возможность импорта иранского газа. Для этого осталось полностью снять санкции с Тегерана, и тогда иранское топливо может потеснить Газпром на европейском рынке. Если Брюссель и Тегеран договорятся, то это может предоставить Европе важный политический рычаг для резкого снижения своей энергетической зависимости от России. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между США и Ираном, Вашингтон, скорее всего, также будет способствовать выходу иранского газа на европейский рынок. Мотивация американцев понятна: в этом случае Россия, как считают в Вашингтоне, не сможет использовать поставки своего газа в Европу в качестве политического оружия.

Андрей Раевский, политический обозреватель

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=21914
16 Август 2014, 11:34

Версия для печати


Последние новости по этой теме: