К итогам саммита по Каспию: вопрос о Транскаспийском газопроводе остается открытым


К итогам саммита по Каспию: вопрос о Транскаспийском газопроводе остается открытым
  • Завершившийся на днях в Астрахани саммит «каспийской пятерки» впервые проходил в условиях возобновления «холодной войны» между Россией и Западом. В этих условиях, как и предсказывали эксперты, российский лидер Владимир Путин стремился заручиться поддержкой трех стран СНГ (Азербайджана, Казахстана и Туркмении), а также Ирана в своем противостоянии с США и Евросоюзом. И тут Путина важно было добиться прорыва по двум направлениям: законодательно закрепить запрет на присутствие на Каспии стран НАТО и заставить Ашхабад и Баку отказаться от плана строительства Транскаспийского газопровода.

Что касается первого пункта, то здесь Россия добилась успеха: на саммите в Астрахани все лидеры пообещали, что в будущей Конвенции по статусу Каспия они скрепят своими подписями запрет на размещение в акватории Каспия войск или военных баз стран, не входящих в регион. Иными словами, речь идет о запрете на возможное размещение войск Турции, США или подразделений НАТО.

На практике это будет означать, что Россия и далее будет оставаться реальной военной силой в бассейне моря. Сегодня у России имеется мощный военный флот, и Каспийская флотилия время от времени проводит широкомасштабные учения на Каспии. Как отмечают эксперты, для Азербайджана обещание не приглашать на Каспий иностранные войска будет означать, что принятое ранее решение на саммите с участием лидеров Азербайджана, Турции и Грузии потеряет частично смысл.

Напомню, что на недавнем саммите этой «тройки» было принято решение о том, что воинские контингенты трех стран могут обеспечить совместную охрану трубопроводов, по которым нефть и газ доставляются из азербайджанского шельфа Каспия на мировой рынок. Если на следующем саммите в Астане в 2015 году Ильхам Алиев подпишет Конвенцию, закрепляющую запрет на иностранное военное присутствие на Каспии, то на помощь Турции как члена НАТО в охране энергетических магистралей официальному Баку уже рассчитывать не придется.

Впрочем по другому важному вопросу – возможной прокладке по дну Каспия Транскаспийского газопровода Путину не удалось добиться прогресса. Москва и Тегеран, как известно, выступают против намерения Ашхабада и Баку проложить вдоль берега двух стран по дну Каспия Транскаспийский газопровод длиной 300 метров, по которому из туркменского порта Туркменбаши (бывший Красноводск) газ из Туркмении мог бы доставляться в Баку. Тем самым Туркмения могла бы присоединиться к уже действующему газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум для экспорта «голубого топлива» на европейский рынок.

Транскаспийский газопровод опасен для России тем, что с его помощью. Туркмения, Узбекистан и Казахстан, имеющие солидные запасы газа, могут присоединиться к проекту строительства Трансанатолийского газопровода, который соединит Южный Кавказ со странами Балканского полуострова. Реализация этого проекта позволит доставлять газ в Болгарию, а уже оттуда – в Италию через территорию Греции и Албании за счет еще одного маршрута - Трансадриатического газопровода (TAP).

Баку и Ашхабад на саммите в Астрахани отказались от предложения Путина письменно закрепить положение, согласно которому на прокладку Транскаспийского газопровода нужно согласие всех пяти стран Каспия. И хотя стороны договорились, что большая часть Каспия остается в «общем пользовании», тем не менее выделяются 25-мильные «зоны суверенитета» от береговой линии каждой из сторон. На практике это может означать, что маршрут будущего Транскаспийского газопровода будет пролегать в пределах 25-мильной береговой линии. И это обстоятельство может усилить позиции Баку и Ашхабада.

По данному вопросу бескомпромиссную позицию на саммите занял президент Туркмении. «Строительство трубопроводов по дну Каспийского моря является суверенным правом тех государств, в зоне ответственности которых они будут проходить, и может предприниматься только с их согласия», - заявил Гурбангулы Бердымухамедов. Он также выступил против придания этому вопросу «политической окраски, это в полной мере относится к перспективе прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря».

Президент Азербайджана не высказался по теме Транскаспийского трубопровода на саммите в Астрахани, но сразу по итогам саммита позицию президента страны озвучил в Баку замглавы МИД Азербайджана Халаф Халафов. «Прокладка Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспийского моря не требует согласования с другими странами бассейна, - заявил он. - Естественно, в вопросе Каспийского моря есть и правовые, и политические аспекты. Наряду с этим есть и другие позиции, которые должны быть согласованы с другими странами».

Господин Халафов также отметил, что принятое на состоявшемся накануне в Астрахани саммите глав государств решение о 25-мильной зоне (25-мильной прибрежной рыболовной зоне, включая 15-мильную зону под суверенитетом) не противоречит конституции республики. «Это решение не противоречит статьям Конституции Азербайджана. Оно регулируется на основе документов, принятых на международном уровне», - отметил дипломат.

Эксперты ожидают, что вскоре Брюссель возобновит переговоры с Туркменией и Азербайджаном о подготовке проекта строительства Транскаспийского газопровода. Глава представительства Европейского союза в Казахстане и Турмениии Аурелия Бушез считает: «Переговоры прибрежных государств относительно статуса Каспия не препятствуют строительству и эксплуатации нефтяных и газовых трубопроводов. Кроме того, с нашей точки зрения, сегодня, чтобы построить трубопровод через Каспий, нет необходимости заниматься его фактической делимитацией. Трубопроводы можно строить через границы, которые, конечно, существуют, просто пока не согласован их статус».

«Что касается Транскаспийского газопровода, мы ранее уже проводили работу по изучению экологических аспектов этого проекта. На основании данных, которые были получены в результате профинансированных ЕС исследований, не было выявлено ни одного экологического вопроса, из-за которого Транскаспийский газопровод стал бы неосуществим», - сказал она.

Дополнительную напряженность в ситуацию вносит и попытка Запада перейти с импорта российского газа на иранский. По мнению эксперта по Центральной Азии, политолога Аркадия Дубнова, «сегодня США готовы ослабить эмбарго на экспорт иранского газа на Запад, чтобы подорвать монополию российского «Газпрома» в Европе». «С учетом всего этого главная задача Путина – найти способ нейтрализации угрозы появления иранского газа на европейском рынке», – считает эксперт.

По просьбе ИА «Медиафакс» итоги саммита в Астрахани комментирует известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов:

- На мой взгляд, главным итогом саммита стало достижение консенсуса о том, что внерегиональные военные силы не могут присутствовать на Каспии. Также важно, что пять стран договорились по экологическим вопросам, а также вопросам гидрометеорологии и проблемам, связанным с предотвращением чрезвычайных ситуаций. Что же касается Конвенции по правовому статусу Каспия, то его текст уже в основном согласован, и есть все шансы на то, что Конвенция будет утверждена на следующем саммите в Астане.

Я считаю, что на саммите в Астрахани достигнут важный прорыв. Страны, которые расположены в Каспийском регионе, несмотря на несовпадение их внешнеполитических приоритетов, выработали общую позицию по Каспию. И это я расцениваю как серьезный политический шаг в направлении достижения окончательного решения по правовому статусу Каспия.

Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=22227
03 Октябрь 2014, 00:31

Версия для печати


Последние новости по этой теме: