Размышления к итогам саммита СНГ в Минске: выйдет ли Украина из Содружества и каково будущее СНГ?


Размышления к итогам саммита СНГ в Минске: выйдет ли Украина из Содружества и каково будущее СНГ?

Известный политолог Аркадий Дубнов в интервью ИА «Медиафакс» заявил, что в ближайшее время СНГ не грозит распад

ВЫЙДЕТ ЛИ УКРАИНА ИЗ СНГ И ПОЧЕМУ ПОРОШЕНКО НЕ УЧАСТВОВАЛ НА САММИТЕ СНГ В МИНСКЕ?

В понедельник, 13-го октября, вечером Верховная Рада Украины зарегистрировал законопроект о выходе «незалежной» из состава СНГ. Инициаторами законопроекта стали депутаты от националистической «Свободы» Алексей Кайда и Александр Мирный. Многие эксперты в Москве и Киеве склоняются к мнению, что новый состав Верховной Рады, который будет утвержден после досрочных парламентских выборов в конце октября с.г., будет намного более радикальным и антироссийским, чем нынешний.

И нельзя исключить, что новая Рада примет постановление о выходе Украины из СНГ. И это решение будет созвучно другому радикальному сигналу, прозвучавшему из администрации Петра Порошенко: Киев вскоре откажется от своего внеблокового статуса и возьмет курс на вступление в НАТО. Тем самым официальный Киев в ближайшее время окончательно дистанцируется от интеграционных проектов в рамках СНГ, где в роли локомотива создания Таможенного и Евразийского союзов выступает Россия.

Завершившийся в минувшую пятницу саммит СНГ в Минске красноречиво показал: партнеры по СНГ воспринимают Украину как своего рода «хулигана», который нарушает правила политкорректности. Именно так эксперты интерпретировали выступление президента Узбекистана Ислама Каримова, который с трибуны саммита обрушился с гневным монологом в адрес Петра Порошенко. «Создается впечатление, что он (Порошенко) раздваивается и не может дать себе отчет, на пользу ему или нет участие в СНГ, - так нелицеприятно оценил Каримов отказ Порошенко прибыть на саммит в Минск. – Мне с решением господина Порошенко не приезжать в Минск трудно согласиться. Уже почти год весь мир следит за ситуацией на Украине, ждет, когда закончится противостояние. Однако кто из нас, лидеров стран СНГ, лицом к лицу встречался с господином Порошенко? Единицы».

Понятны досада и обида Ислама Каримов. Ведь лидер Украины проигнорировал саммит в Минске, но зато заявил о готовности встретиться с Путиным на «европейской площадке» - на саммите АСЕМ (Форум Азия-Европа), который состоится 16-17 октября в Милане. То есть так называемый «нормандский формат» в Милане для Паорошенко оказался весомее, чем «эсэнгешный саммит» в Минске. Это можно объяснить: Порошенко не захотел оказаться в роли «мальчика для битья» в Минске, где почти все лидеры СНГ, за исключением лишь президентов Молдовы, Белоруссии и Азербайджана, поддержали позицию Владимира Путина по событиям на Донбассе: вина за гражданскую войну на юго-востоке «незалежной» полностью ложится на нынешнюю власть в Киеве. Кишинев, Минск и Баку занимают более-менее нейтральную позицию в отношении российско-украинского конфликта, избегая критики в адрес официального Киева.

Другое дело для Порошенко «нормандский формат» в Милане. Там украинский лидер будет в окружении союзников и таких мощных лоббистов как немецкий канцлер Ангела Меркель и французский президент Франсуа Олланд. Напомню, что так называемый «нормандский формат» 2 + 2 (Меркель-Олланд-Путин-Порошенко) возник в июне 2014 года, когда президент Франции пригласил избранного, но еще не вступившего в должность главы государства, Петра Порошенко на празднование 70-летия высадки союзных войск в Нормандии. Там состоялась первая встреча «четверки» лидеров. И именно эта встреча заложила основу для будущих контактов Путина и Порошенко, которые позволили достичь двух Минских соглашений о прекращении огня на Донбассе.

ВЫЖИВЕТ ЛИ СНГ В УСЛОВИЯХ ОСЛАБЛЕНИЯ КУРСА РУБЛЯ И ПАДЕНИЯ ЦЕН НА НЕФТЬ?

Другой вопрос, который наряду с «украинской темой» приобрел актуальность на полях саммита СНГ в Минске, связан с будущим интеграционных проектов в самом Содружестве. Сегодня, в условиях стремительного падения курса рубля и мировой цены на нефть и сокращения бюджетных доходов России все чаще звучат сомнения в том, что Москва и далее сможет выступать в роли локомотива экономического развития внутри Содружества. Дело в том, что уже сегодня в российской экономике наблюдаются признаки возможной стагнации, которая неизбежна, если падение цен на нефть будет долговременным.

Примечательно, что на саммите лидеры Содружества упразднили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), имея в виду, что с началом работы в январе 2015 года Евразийского Союза прежняя структура под названием «ЕврАзЭс» теряет смысл. Но в целом от изменения названия мало меняется суть: Евразийский экономический Союз (ЕАЭС) не сможет стать мощным цементирующим фактором внутри СНГ, если в него не войдут такие страны, как Украина, Молодова, Азербайджан, Туркмения и Узбекистан. А эти пять стран полностью исключают возможность своего вхождения в Евразийский Союз.

Примечательно, что Армению приняли в будущий ЕАЭС, но ее, в отличие от Киева, не ставили перед дилеммой: либо ЕАЭС, либо Ассоциация с ЕС. Президент Армении Серж Саргсян заявил, что «присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу не является препятствием к продолжению диалога с Евросоюзом. Господин Саргсян отметил, что у членства Армении в ЕАЭС есть своя специфика – это отсутствие общей границы с другими членами этой организации. При этом он не упомянул о другой важной специфике: Астана настояла на том, что Армения войдет в ЕАЭС без Нагорного Карабаха.

Иными словами, на границе Армении и Нагорного Карабаха будут установлены КПП и действие проектов ЕАЭС не будет распространяться на территории Нагорного Карабаха. Этот нюанс рассматривается как убедительная победа президента Азербайджана Ильхама Алиева. По сути Нурсултан Назарбаев дал понять, что не признает притязаний Армении на Нагорный Карабах, который для Астаны продолжает оставаться «территория Азербайджанской Республики».

По просьбе ИА «Медиафакс» итоги саммита СНГ в Минске и будущее Содружества анализирует известный российский политолог Аркадий Дубнов:

- Путин, скорее всего, остался доволен итогами Минского саммита. Ведь впервые за долгое время на саммите СНг был обеспечен такой кворум. Приехали почти все президенты, в том числе и лидеры Узбекистана и Туркменистана. Что же касается Петра Порошенко, то он не прибыл в Минск ввиду предвыборных соображений: он не захотел сидеть за одним столом с Путиным в преддверии выборов в Верховную Раду. А упреки в адрес Порошенко ввиду его отсутствия на саммите выглядят необоснованными, если вспомнить, что накануне саммита, 9 октября, глава МИД России Сергей Лавров заявил, что «СНГ украинским конфликтом не занимается», что «это проблема внутриукраинская, и Россия не является стороной конфликта, поэтому Москва не видит проблемы в отсутствии Порошенко на саммите в Минске».

В то же время партнеры Путина по СНГ задаются вопросом о том, как далеко Россия готова пойти в реализации своего понимания «зоны привилегированных интересов». К примеру, в Астане обратили внимание на то, что недавно Россия провела внезапные военные учения в Алтайском крае у границ Казахстана. Примечательно, что такие учения вблизи границ Казахстана никогда ранее за постсоветскую историю не проводились.

Что касается пессимистических прогнозов насчет возможно распада СНГ. Мое мнение таково: СНГ в ближайшие годы не грозит распад, так как страны СНГ выяснили - минусов от расформирования будет больше тех плюсов, которые сегодня есть в рамках Содружества.

Андрей Раевский, политический обозреватель.

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=22315
15 Октябрь 2014, 11:48

Версия для печати


Последние новости по этой теме: