Москва-Ереван: Может ли Россия открыть сухопутный коридор в Армению?


Москва-Ереван: Может ли Россия открыть сухопутный коридор в Армению?

Для восстановления ж/д через Абхазию в Армению Россия должна вложить четверть миллиарда долларов

Откроет ли Россия сухопутный коридор в Армению? Этот вопрос в последнее время будоражит умы в Баку и Ереване. Парадокс состоит в том, что Армения хотя и является стратегическим союзником России по ОДКБ, тем не менее у этой закавказской республики отсутствует сухопутное сообщение с Россией. До распада СССР грузы из России в Армению и в обратном направлении направлялись через железную дорогу, проходящую через Абхазию.

Однако с 1991 года по причине грузино-абхазского конфликта Тбилиси наглухо блокировал железнодорожное сообщение по маршруту Сочи-Сухуми-Тбилиси-Ереван. С тех пор за минувшие 24 года эта магистраль пришла в полный упадок, и сейчас, как подсчитали эксперты британской неправительственной организации International Alert, реконструкция этой железной дороги обойдется в 277,5 млн. долларов. Причем эти затраты окупятся лишь через 10 лет. Причем из этой суммы 250 надо вложить на восстановление 190-километрового абхазского участка Псоу-Ингури, в то время как полотно от Ингури до Зугдиди потребует инвестиций в размере не более 26 млн. долларов. Впрочем, в отличие от британцев, абхазские эксперты завысили смету расходов до уровня в 350-400 млн. долларов.

Весь вопрос в том, откуда возьмутся такие огромные по нынешним кризисным временам деньги. Ясно, что у Армении нет ни копейки: казна в стране пуста, а не менее половины трудоспособного населения эмигрировала в поисках работы в Россию, Европу и США. Естественно, в Ереване надеются, что эти четверть миллиарда вложат в проект российские налогоплательщики.

Однако правительство России сейчас с тревогой наблюдает за тем, как обваливается мировой нефтяной рынок: за один год цены на «черное золото» упали более чем вдвое. Так что Россия не будет уже, как прежде, раздавать налево и направо кредиты. По крайней мере, обещала она оказать финансовую помощь многим странам, в том числе Вьетнаму, Кипру, Венгрии, Исландии и Греции. Но вот грянул обвал нефтяных цен, и красивая сказка о финансовом процветании России закончилась.

Даже если Москва согласится вложить в этот проект четверть миллиарда долларов, то для открытия сухопутного сообщения России с Арменией необходимо согласие Грузии. А Тбилиси по-прежнему держит дистанцию по отношению к Москве, продолжая ее обвинять в оккупации Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, на днях специальный представитель премьер-министра Грузии по России Зураб Абашидзе заявил о готовности «активизировать диалог с Москвой в случае наличия у сторон интересных идей».

Кому-то может нравиться Россия, кому-то нет, но мы должны найти точки соприкосновения с соседом, который является очень сложным партнером. Найти, чтобы шаг за шагом продвигаться по пути решения конкретных проблем», - заявил Абашидзе.

Но возникает проблема – Грузия еще в период Саакашвили в 2008 году разорвала дипломатические отношения с Россией, и теперь переговоры по ж/д сообщению через Абхазию могут идти лишь при посредничестве третьей стороны - Швейцарии.

Ранее Москва и Тбилиси согласились с тем, что швейцарская сторона будет посредничать в таможенных процедурах между Россией и Грузией на абхазском участке. Швейцарские специалисты должны находиться как на грузино-абхазской границе, так и на границе между Россией и Абхазией. Таким образом, абхазская территория превратится в некий коридор, который позволит торговать России и Грузии. При этом формально не нарушается законодательство ни одной из сторон. И это несмотря на то, что Москва считает Абхазию независимым государством, а Тбилиси - частью грузинской территории.

Правда, как отмечают аналитики, это соглашение имеет практический смысл лишь тогда, если через территорию Абхазии действительно будет восстановлено ж/д сообщение. В Ереване посол России Иван Волынкин с воодушевлением говорит о перспективе такого восстановления. «Прямое железнодорожное сообщение между Россией и Арменией с политической и с экономической точки зрения будет полезно всем странам региона», - заявил он.

Как считает российский обозреватель Михаил Чернов, обеспечение надежного прямого транспортного выхода России в Армению также важно для Москвы, как и задача не допустить создания в Грузии военной инфраструктуры НАТО и полноценного вхождения республики в экономические структуры ЕС. По его словам, Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), но для полноценной интеграции Еревана в блок необходима общая граница России как страны ЕАЭС с Арменией с дальнейшим выходом «евразийских» пограничников и таможенников на армяно-иранский рубеж.

С этой точки зрения важную роль играет российская военная база в армянском городе Гюмри. «Расстояние от южного пограничного города Мегри в Армении до иракского Курдистана по прямой - менее 250 километров, то есть в зоне досягаемости не самых современных тактических ракетных систем», - отмечает Михаил Чернов.

А вот как оценивает эту проблему экс-министр обороны Грузии Дмитрий Шашкин. По его словам, открытие железнодорожного участка Абхазии приведет к тому, что грузы, которые ранее Армения направляла через порт Батуми или Поти, будет теперь транспортировать через железную дорогу в Абхазии.

По словам экс-министра, официальному Тбилиси крайне невыгодно восстановление движения по этой ж/д магистрали. «До того, как груз пройдет по оккупированной Абхазии, де-факто власти Абхазии обязательно скажут, что его должны проверить абхазские таможенники, - говорит Дмитрий Шашкин. - То есть войдет или выйдет груз из Грузии, на границе Псоу на нем непременно поставят абхазскую печать. На данном этапе в лучшем случае там разместится частная швейцарская компания, которая осуществит мониторинг на грузы, но это не означает, что на этой стороне не будут абхазы, мы не можем это регулировать, поэтому будет швейцарская сторона, и будут стоять абхазы. Как только абхазы поставят печать на груз, это политически будет означать, что происходит признание сепаратистской власти Абхазии».

По словам экс-министра, Вашингтон по своим каналам может надавить на Грузию, чтобы не допустить реализации плана России по открытию сухопутного сообщения через Абхазию в Армению. «Как только эта железная дорога откроется, будет нарушен баланс сил в Закавказье, - отмечает он. - Это означает, что именно наш стратегический партнер Азербайджан, посредством которого у нас есть газ, который очень помог нам во время войны, сильно обидится на нас. Азербайджан находится на военном положении с Арменией. То, что Россия откроет коридор для поставки оружия Армении, и что главное, снабжения свой базы Гюмри, естественно, не порадует Азербайджан. И мы потеряем Азербайджан, как стратегического партнера, Азербайджан сочтет это за удар ножом в спину. Ведь Азербайджан вложил миллионы в строительство ж/д дороги Карс, который теряет смысл, и Россия добивается именно этого».

Кроме того, продолжает экс-министр, как только Россия усилит свои позиции в Гюмри, ситуация начнет напрягаться, поскольку у России будет возможность в течение 24 часов перебросить 100 тысячный военный корпус на территорию Ирана посредством базы Гюмри, но только в том случае, если у нее будет открыта железная дорога через Абхазию».

Автор Андрей Раевский, политический обозреватель

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24285
18 Август 2015, 18:35

Версия для печати


Последние новости по этой теме: