ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ СЛОВЕСНАЯ ДУЭЛЬ ПУТИНА И ЭРДОГАНА?


ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ СЛОВЕСНАЯ ДУЭЛЬ ПУТИНА И ЭРДОГАНА?

Ситуацию по просьбе ИА «Медиафакс» комментирует директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев

ЭРДОГАН НЕ МОЖЕТ ДОЗВОНИТЬСЯ ДО ПУТИНА
Температура в отношениях двух вчерашних друзей –России и Турции – продолжает повышаться. В минувшую пятницу Россия заявила об отмене с 1 января 2016 года безвизового режима, все чартерные и плановые рейсы в Турцию отменены, а это значит только одно: следующим летом на курортах Турции не будет ни одного туриста из России. Но граждан России и Турции больше пугает не это, а то, что лидеры двух стран – Владимир Путин и Реджеп Эрдоган – продолжают ожесточенную косвенную дуэль, не думая даже о примирении. К примеру, Эрдоган в своем интервью американской телекомпании CNN заявил, что он вовсе не собирается извиняться перед Путиным за сбитый российский самолет. «Я думаю, что если кто-то и должен извиняться, то – не мы. Извиняться должны те, кто вторгся в наше воздушное пространство. Наши пилоты и наши Вооруженные силы выполняли свой воинский долг, который состоит в том, чтобы дать отпор посягательству на наш суверенитет», - подчеркнул турецкий лидер.
Комментируя размещение в Сирии новейших российских систем С-400, Эрдоган предостерег Москвы по поводу возможного превращения Средиземного моря в арену противостояния России и США. «Сегодня Россия намерена создать в Сирии военную базу, - говорит Эрдоган. - И у этой базы могут быть две задачи. Первая: контроль над всем Средиземным морем. Вторая: обсуждается возможность направления авианосца в этот регион, в котором США также присутствуют: у них есть здесь авианосцы». На провокационный вопрос журналиста о том, каковы будут действия Анкары, если российская система С-400 уничтожит турецкий истребитель Ф-16, Эрдоган дал уклончивый ответ: «Мы не хотим участвовать в такой эскалации. Но те, кто поддерживают власти Сирии и усиливают напряженность, я думаю, несут ответственность за ситуацию. И такого рода инцидент, о возможности которого вы упомянули, если он случится, вынудит нас принять дальнейшие меры, которые, конечно, не будут обсуждаться: они будут приняты».
В ходе выступления в городе Байбурт на северо–востоке страны Эрдоган призвал Россию «не играть с огнем». По его словам, комментарии российского президента Владимира Путина после встречи с президентом Франции Франсуа Олландом были недопустимыми. Он еще раз подчеркнул, что турецкие ВВС непреднамеренно сбили российский бомбардировщик.
Однако, судя по всему, Путин до сих пор не может простить Эрдогану его решения сбить российский самолет. И без такого извинения Путин не хочет общаться с Эрдоганом. Последний безуспешно пытался с связаться с Путиным по телефону, но тот не взял трубку. Помимо извинений, Путин также требует от Эрдогана возместить материальный ущерб за уничтожение российского самолета и наказать виновных. И хотя западные СМИ продолжают утверждать, что 30 ноября с.г. на традиционном климатическом саммите в Париже состоится встреча Путина и Эрдогана, в Кремле отказываются подтвердить эту новость. «Отдельно никакой встречи в Париже не проговаривается и не обговаривается, — заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. — И я не располагаю в настоящий момент информацией о запланированных телефонных беседах лидеров».
Обращает на себя внимание резкое заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова. «Мы считаем, что турецкое руководство перешло грань допустимого и рискует завести Турцию в тяжелейшую ситуацию и с точки зрения долгосрочных национальных интересов, и с точки зрения положения в регионе», - заявил Лавров, открывая в пятницу переговоры с главой МИД Сирии Валидом Муаллемом.
ПОМИРИТ ЛИ ПУТИНА И ЭРДОГАНА ИЛЬХАМ АЛИЕВ?
Путина и Эрдогана может помирить только один политик. Его зовут Ильхам Алиев, это президент Азербайджана. В этом убежден известный российский историк и политолог Андрей Зубов. «Мне кажется, Азербайджану, имеющему тесные связи и с Анкарой, и с Москвой, можно было бы предпринять попытку для примирения Турции и России, - заявил политолог. - Думаю, Ильхам Алиев смог бы организовать встречу Путина и Эрдогана в Нахичевани».
Азербайджанский лидеров откликнулся на такой призыв о посредничестве. Вот что он заявил по поводу конфликта Москвы и Анкары. «Наша страна испытывает сожаление и беспокойство в связи с напряженностью между Турцией и Россией. Азербайджан исторически поддерживает тесные связи с обеими странами. Мы готовы приложить усилия к снижению и устранению напряженности в отношениях Турции с Россией».
В то же время в момент, когда некоторые аналитики заявляют, что Ильхам Алиев сейчас будет стараться дистанцироваться от России, Ильхам Алиев, напротив, подчеркивает, что все прежние соглашения двух стран остаются в силе. Так, Каспийская флотилия РФ в 2016 году проведет военно-морское учение с Казахстаном и Азербайджаном. «В 2016 учебном году приоритетными задачами для моряков Каспийской флотилии станет участие в трёхстороннем международном военно-морском казахстанско-азербайджанско-российском учении под руководством главнокомандующего ВМФ РФ», - отмечает источник в Минобороны России.
ЭРДОГАН ОТВЕРГ ОБВИНЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИГИЛ.
«Говорят, что Турция покупает нефть у ИГИЛ, - заявил Эрдоган. - Все наши источники закупки нефти и газа известны. И эти обвинения еще нужно доказать. Добываемую ИГИЛ нефть закупает Асад, от него группировка получает деньги». Это заявление стало ответом на обвинение премьера России Дмитрия Медведева о том, что Турция закупает нефть у ИГИЛ. «У нас имеются сведения о прямом финансовом интересе некоторых должностных лиц Турции, связанном с поставками нефтепродуктов с принадлежащих ИГИЛ предприятий», - заявил он.
А вот заявление главы МИД России Сергея Лаврова. «Была принята целая серия резолюций СБ ООН о недопущении покупки нефти с территорий, захваченных террористам, о недопущении покупки награбленных артефактов, недопущении других видов торговли с ними, - заявил он. - По сообщениям, которые мы сейчас перепроверяем, на некоторых территориях Турецкой Республики, где террористы чувствуют себя спокойно, даже налажена торговля человеческими органами, которые привозят из Сирии боевики ИГИЛ и прочих террористических групп. СБ ООН принял несколько резолюций, нацеленных на необходимость пресечения контрабандной торговли нефтью и каких-либо других финансовых и прочих отношений с террористами. При этом прошел уже почти год, и пока никакого движения мы не видим, хотя в этих резолюциях содержатся поручения государствам предоставлять информацию о том, что они делают для того, чтобы выполнить соответствующие распоряжения».
МОЖЕТ ЛИ ТУРЦИЯ ЗАКРЫТЬ ДЛЯ РОССИИ БОСФОР И ДАРДАНЕЛЛЫ?
Пока Турция никак не отвечает на санкции России (введение визового режима, отмена чартерных рейсов, разрыв туристических связей и т.д.). Однако эксперты предупреждают, что Анкара может применить весьма острое оружие: закрыть Босфор и Дарданеллы. В этом случае крупная военная техника российской армии испытает большие трудности: ведь именно по этому маршруту на десантных кораблях из Крыма перебрасывались в Сирию морские пехотинцы и техника России в минувшие месяцы.
Как известно, режим прохода кораблей через проливы регулируется Конвенцией Монтрё 1936 годасогласно которому торговые суда могут беспрепятственно проходить через Босфор и Дарданеллы «днем и ночью, вне зависимости от флага и груза». Однако если Турция «считает себя под угрозой военной опасности», вопрос о допущении военных кораблей в проливы остается на усмотрении Анкары. Таким образом, у Анкары появляется формальный повод не пропустить российские военные суда. Кроме того, Турция может блокировать транзит российской нефти через проливы, ограничивая доступ для российских танкеров». По данным «Транснефти», экспорт российской нефти через турецкие терминалы составил в минувшем году 24,6 млн тонн, а нефтепродуктов — 37,2 млн тонн.
После окончания Второй мировой войны Анкара поэтапно стремилась усилить свой контроль над проливами. Так, весной 1982 года Турция попыталась в одностороннем порядке распространить регламент порта Стамбул на всю зону проливов, тем самым получив право закрывать Босфор даже в мирное время. Это решение Турции вызвало резкую критику соседних держав, и Анкара пошла на компромисс, заявив, что новые правила не будут касаться транзитных судов, проходящих проливы без остановки. Когда в декабре 1982 года ООН выработала Конвенцию по морскому праву, Турция отказалась к ней присоединиться, оставив тем самым Конвенцию Монтрё в силе.
В начале 1994 года Турция внесла на рассмотрение Международной морской организации при ООН проект Регламента судоходства в проливах. Несмотря на упреки в нарушении Конвенции Монтрё, высказанные при обсуждении документа, Турция с 1 июля 1994 года ввела его в действие в одностороннем порядке. По новому регламенту турецкие власти могли приостанавливать судоходство в проливах, ссылаясь на научные, ремонтные, буровые работы, проведение полицейских операций и другие условия. Суда длиной свыше 200 м могут пересекать Босфор только в светлое время суток и только в сопровождении турецкого лоцмана. Также местные власти могут проводить досмотр грузовых кораблей при подозрении в нарушении экологических или других регламентируемых национальным законодательством норм.
По данным Минтранспорта Турции за 2013 год, по обоим направлениям через проливы прошло 74,3 тыс. судов, из них через Босфор — 38,2 тыс. судов общим тоннажем 451,2 млн т и 36,1 тыс. судов общим тоннажем 616,7 млн т. Что касается России, то за девять месяцев 2015 года грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна вырос на 5,2% по сравнению с тем же периодом 2014 года, до 165,8 млн т, свидетельствуют данные Ассоциации морских торговых портов России. В значительной степени это произошло за счет увеличения почти на 25% экспорта черных металлов, указано в материалах ассоциации. В основном через черноморские порты российские компании экспортируют зерно (19,2 млн т за девять месяцев 2015 года), черные металлы (10,8 млн т), уголь (6 млн т), минеральные удобрения (2,3 млн т). Какая доля от этих поставок приходится на проход через проливы, не указывается.
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» кризис в российско-турецких отношениях анализирует Александр Гусев, доктор политических наук, директор Института стратегического планирования и прогнозирования:
- На мой взгляд, ситуация дошла до опасной точки. Своим решением сбить российский самолет Анкара до предела обострила отношения с Россией. В то же время Турция рассчитывает на поддержку стран НАТО, и прежде всего – США. Можно Полагаю, что руководство Турции приняло решение сбить самолет если не подсказке из Вашингтона, то как минимум при молчаливом одобрении Белого Дома. Турция является членом НАТО, и поэтому все свои действия в военной сфере обсуждает с руководством Североатлантического альянса.
Вопрос в том, выгоден ли кризис между Москвой и Анкарой Соединенным Шататам. На мой взгляд, нынешнее обострение отношений России и Турции выгодно прежде всего Вашингтону. Для Вашингтона важно, чтобы в Европе и на Ближнем Востоке сохранялась напряженность. Соединенные Штаты по сути являются гарантом безопасности Турции. И нынешний кризис позволит США усилить свое влияние на Турцию.

Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24525
27 Ноябрь 2015, 23:13

Версия для печати


Последние новости по этой теме: