К ИТОГАМ САММИТА В АШХАБАДЕ: СОЗДАЕТСЯ АНТИРОССИЙСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС


К ИТОГАМ САММИТА В АШХАБАДЕ: СОЗДАЕТСЯ АНТИРОССИЙСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

Анкара и Баку выступают за участие Туркмении и Ирана в проекте TANAP
ТУРЦИЯ И ГРУЗИЯ ДОГОВОРИЛИСЬ О СОЮЗЕ В АШХАБАДЕ
Грузия полностью поддерживает региональный проект Трансанатолийского газопровода (TANAP), который предусматривает экспорт природного газа из региона Каспия в Европу в обход территории России. Таков главный итог переговоров между лидерами Турции и Грузии, которые состоялись в Ашхабаде в минувшую субботу.
Георгий Маргвелашвили и Реджеп Эрдоган прибыли в столицу Туркмении для участия в конференции высокого уровня «Политика нейтралитета: международное сотрудничество во имя мира, безопасности и развития», организованной по случаю 20-летия нейтралитета Туркменистана.
Лидеры двух стран также обсудили ход реализации проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая будет сдана в эксплуатацию уже к концу 2016 года. Стороны отметили, что эта транспортная магистраль, которая создаст прямое ж/д сообщение между Турцией и Азербайджаном через территорию Грузии, позволит создать в будущем военно-политический альянс между тремя странами. В этой связи Эрдоган полностью поддержал курс Тбилиси на вступление в НАТО.
«Стороны также обсудили вопросы региональной безопасности. Турецкий президент подтвердил приверженность его страны территориальной целостности Грузии и еще раз осудил подписание Москвой соглашений с режимами Абхазии и Южной Осетии», - говорится в сообщении администрации президента Грузии.
Наблюдатели отмечают, что сближение Анкары и Тбилиси происходит на фоне резкого обострения отношений обеих стран с Россией: Турция сбила российский самолет, а Грузия обвинила Россию в нарушении своего воздушного пространства и расширении военного присутствия России в Абхазии и Южной Осетии.
БАКУ И АНКАРА ПРОДВИГАЮТ ПРОЕКТ ТANAP
Сразу после резкого осложнения отношений с Россией официальная Анкара резко активизировала усилия по продвижению проекта TANAP. На минувшей неделе премьер- министр Турции Ахмет Давутоглу в ходе переговоров в Баку сумел убедить руководство Азербайджана в необходимости ускорения реализации проекта. Эта газовая магистраль протяженностью 1,8 тыс. километров и первичной пропускной способностью в 16 млрд. кубометров будет сдана в эксплуатацию на год раньше запланированного срока, то есть в конце 2018 года. Стоимость проекта этого газопровода оценивается в 12 млрд долларов.
Ожидается, что к 2023 году пропускная способность трубопровода может быть расширена до 23 млрд, а к 2026 году – до 31 млрд. Первоначально по этому маршруту будет экспортироваться лишь азербайджанский газ, но на втором этапе к проекту, как ожидается, могут присоединиться Туркмения и Иран, совокупные запасы газа которых превышают российские. В этом случае Турция и Европа могут полностью отказаться от услуг Газпрома.
Как считают эксперты, в случае снятия санкций к 2020 году добыча газа в Иране достигнет 200 млрд кубометров газа в год, из которых Тегеран сможет экспортировать по TANAP до 35 млрд. в том числе 20 млрд. в Европу. В свою очередь, Туркмения также не возражает, чтобы ее газ доставлялся в Европу по маршруту TANAP. В марте с.г. в ходе визита в Турцию Гурбангулы Бердымухамедов обсудил не только ТАНАП, но и транспортный коридор Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция.
Что касается первого проекта, то участие Ашхабада в нем осложняется отказом Москвы разрешить строительство по дну Каспия Транскаспийского трубопровода, который соединит туркменский порт Туркменбаши и столицу Азербайджана. Поэтому Турция и Азербайджан рассматривают вариант, при котором туркменский газ пойдет в Европу через территорию Ирана, газ которого также будет транспортироваться по этому маршруту в Европу. Тегеран не против подключения к этому проекту, но только в качестве ключевого игрока, а не «младшего партнера».
В то же время, как отмечают эксперты, участию Ирана в этом проекте может помешать тот факт, что по сути в войне в Сирии Тегеран и Анкара оказались по разные стороны баррикад. Иран поддерживает Башара Асада, а Турция требует его ухода. Тем не менее, Тегеран, судя по всему, не стал разыгрывать «сирийскую карту», понимая, что это приведет к очередной конфронтации страны с Турцией и Западом. Вместо этого официальные представители Ирана призвали Москву и Анкару проявлять сдержанность в вопросе урегулирования разногласий, в том числе по обстоятельствам сбитого российского самолета и по ситуации в Сирии.
Президент Ирана заявил: «Обе страны, и Россия, и Турция, являются соседями и друзьями Исламской Республики Иран, и для нас очень важно, чтобы отношения соседних государств оставались искренними. Мы желаем, чтобы эти страны действовали осмотрительно и благоразумно, не допуская таких инцидентов в будущем и проявляя друг к другу братские чувства».
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАРС-ТБИЛИСИ-БАКУ УСКОРИТ ФОРМИРОВАНИНЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОСИ АНКАРА-ТБИЛИСИ-БАКУ
Введение в эксплуатацию этой дороги приведет к тесной интеграции трех стран. В будущем пропускная способность может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 млн тонн грузов. После введения в эксплуатацию железной дороги ожидается увеличение взаимной торговли между Азербайджаном, Грузией и Турцией до 10 млрд. долларов в год.
Помимо экономической значимости, эта магистраль, которая впервые за минувшие 95 лет создаст прямое сухопутное сообщение между Турцией и Азербайджаном, позволит Турции без придания этому факту особой огласки поставлять в Азербайджан оружие и вооружение. До сих пор лишь Нахичеванская АР, входящая в состав Азербайджана, имел прямое сухопутное сообщение с Турцией, однако грузы из самого Нахичевана в остальную часть Азербайджана доставляются через территорию Ирана, который не заинтересован в укреплении военно-политического союза Турции и Азербайджана.

Автор: Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24556
14 Декабрь 2015, 18:38

Версия для печати


Последние новости по этой теме: