ПОЧЕМУ «ГАЗПРОМ» ПОШЕЛ НА РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ С ТУРКМЕНИЕЙ?


ПОЧЕМУ «ГАЗПРОМ» ПОШЕЛ НА РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ С ТУРКМЕНИЕЙ?

УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ: МОСКВА И АШХАБАД ПОССОРИЛИСЬ

«Газпром» заявил о разрыве газового контракта с Туркменией: российский энергетический гигант не будет впредь закупать туркменский газ. Согласно пресс-релизу компании, «в основе такого решения лежит изменившаяся конъюнктура на международном газовом рынке, а также отдельные экономические и финансовые вопросы, возникшие у «Газпром экспорта».

Иными словами, Москва и Ашхабад не смогли договориться о цене на сырье. Спор между двумя столицами вокруг газовой цены продолжался с 2008 года, когда Россия призвала Туркмению пересмотреть стоимость долгосрочного контракта.

Конфликт углубился в июле 2015 года, когда Министерство нефтегазовой промышленности Туркмении обвинило «Газпром» в неплатежеспособности и «пренебрежении контрактными обязательствами». «ОАО «Газпром» с начала 2015 года не платит по своим долгам перед ГК «Туркменгаз» за поставленные объемы туркменского прирдоодного газа», - отмечалось в пресс-релизе туркменского министерства.

Согласно контракту, подписанному в 2010 году, «Газпром» закупал газ в Туркмении по цене в $240 за тысячу кубометров, а объем импорта по условию «бери или плати» составлял 10 млрд. кубометров в год. Однако на фоне падения цен на мировые энергоносители, в январе 2015 года, «Газпром» заявил, что сократит объем закупок до 4 млрд. кубометров газа и оспорит условия контракта в Стокгольмском арбитраже.

Российский газовый гигант потребовал от Ашхабада снизить цену на газ с 240 долларов за 1000 кубометров до как минимум 200 долларов. Однако руководство Туркмении отказалось идти на уступки: и вот последовал разрыв газового контракта.

А еще в октябре 2015 года казалось, что отношения Москвы и Ашхабада будут углубляться. 27 октября президент России Владимир Путин поздравил президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова с Днем независимости страны. Путин «высоко оценил активное развитие российско-туркменистанских отношений в духе стратегического партнерства и выразил уверенность в дальнейшем расширении двустороннего сотрудничества на всех направлениях», — говорилось в сообщении пресс-службы Кремля. Однако январь 2016 года развеял радужные иллюзии российского руководства.

АШХАБАД РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ НА ЮЖНУЮ АЗИЮ

Впрочем в столице Туркмении не особо переживают по поводу разрыва газового контракта с Россией. В середине декабря Ашхабад принимал лидеров стран-участников газопровода TAPI (ТАПИ - Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия): президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани, премьер-министр Пакистана Наваз Шариф и вице-президент Индии Мохаммад Хамид Ансари приняли участие в церемонии начала строительства этой важной транспортной магистрали. Это был настоящий триумф лидера Туркмении: переговоры по этому проекту, начавшиеся еще в середине 1990-х годов, увенчались успехом.

Согласно проекту, длина маршрута ТАПИ составит 1800 километров, 200 из которых будут проложены по территории Туркменистана и далее пройдут через афганские города Герат и Кандагар и пакистанские Кветту и Мултан до индийского населенного пункта Фазилка на пакистано-индийской границе. Стоимость проекта составляет почти 8 миллиардов долларов.

Успех проекта ТАПИ ставит жирный крест на конкурентном российско-индийском проекте строительстве газопровода через Афганистан, который так и не был реализован ввиду слишком дорогой сметы: этот проект требовал вложения 30 миллиардов долларов. Проект потерпел фиаско, несмотря на попытки Дели добиться создания совместной рабочей группы по строительству трубопроводной системы из России через территорию государств Центральной Азии в Индию.

АШХАБАД ОТКРЫЛ ОКНО В ПОДНЕБЕСНУЮ

Между тем Гурбангулы Бердымухамедов празднует еще один успех: Китай еще 6 лет назад начал закупать природный газ у Туркмении, и это – одна из главных причин отказа Пекина приступить к реализации проекта «Сила Сибири», предусматривающего строительство газовой магистрали из Сибири в Поднебесную.

И это несмотря на то, что недавно Китай объявил о планах увеличения потребления газа с 80 до 300 миллиардов кубометров к 2020 году. На переговорах России и КНР стороны не смогли договориться о цене, а Пекин предпочел сделать ставку на более дешевый туркменский газ.

В середине декабря 2009 в Москве с тревогой наблюдали, как Туркмения открыла газопровод в Китай в обход России. Маршрут этой магистрали стоимостью в 6,5 миллиардов долларов пролегает через территорию Туркмении, Узбекистана и Казахстана до Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе Китая.

На официальной церемонии открытия газопровода присутствовали, помимо лидера Туркмении, председатель КНР Ху Цзиньтао, а также президенты Казахстана и Узбекистана Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов. Присутствие двух последних лидеров на церемонии означало одно: и Казахстан, и Узбекистан собираются продавать Китаю свою часть природного газа.

Это событие стало серьезным вызовом в адрес Москвы со стороны стран Центральной Азии, если учесть, что до запуска этого газопровода эти бывшие советские республики поставляли «голубое топливо» на мировые рынки через российские газовые магистрали. В частности, до открытия этого газопровода около 90 процентов экспорта туркменского газа на мировые рынки (около 44 миллиарда кубометров в год) приходилось на «Газпром».

ТУРКМЕНИЯ ГОТОВИТСЯ ТАКЖЕ СОВЕРШИТЬ РЫВОК В ЕВРОПУ

Ашхабад также готовится вытеснить «Газпром» с европейского рынка. В середине декабря 2015 года Туркмения завершила строительство газопровода «Восток — Запад». Протяженность этой магистрали составляет 770 км, его стоимость — 2,5 млрд. долларов, а пропускная мощность — 30 млрд кубометров в год.

Этот трубопровод связал месторождение Галкыныш и другие восточные месторождения страны с каспийским побережьем. Оттуда, как предполагается, туркменский газ может пойти в Азербайджан и Европу через Транскаспийский газопровод по дну Каспия.

Впрочем этот проект, который лоббируют Вашингтон и Брюссель, пока не может быть реализован ввиду отказа Москвы и Тегерана его поддержать по причине нерешенности юридического статуса Каспия. Судя по всему, Кремль настроен решительно, и на уступки в этом вопросе не пойдет: участившиеся учения боевых кораблей Каспийской флотилии призваны показать, что на Каспии безраздельно господствуют силы ВМФ России. В Москве прекрасно понимают, что реализация проекта Транскаспийского газопровода будет означать фиаско российского альтернативного проекта Прикаспийского газопровода.

На недоуменные вопросы экспертов, откуда у Туркмении столько газа – на газопровод ТАПИ, на магистраль в Китай и на Транскаспийский маршрут в Европу, официальный Ашхабад отвечает: к 2030 году страна планирует увеличить добычу газа до 230 млрд. кубометров за счет дальнейшего обустройства месторождения «Галкыныш» и начала разработки еще около 30 месторождений, расположенных на территории страны.

ТУРКМЕНИЯ КИДАЕТ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ТУРЦИИ

Роль Туркмении как экспортера газа особенно возрастает для Турции, которая находится в состоянии острого политического конфликта с Россией и, как считают эксперты, собирается в ближайшие годы полностью или частично отказаться от закупок российского газа в рамках проекта «Голубой поток».

В середине декабря 2015 года турецкий президент Реджеп Эрдоган прибыл в Ашхабад, где обсудил с туркменским президентом Гурбангулы Бердымухамедовым возможность поставок природного газа из Туркмении в Турцию. По словам Эрдогана, Трансанатолийский трубопровод – TANAP, который будет доставлять азербайджанский газ через территорию Турции, может предоставить свои мощности также для экспорта «голубого топлива» из Туркмении.
Стороны, понимая проблематичность реализации Транскаспийского трубопровода по дну Каспия, рассмотрели возможность экспорта туркменского газа в Турцию через Иран. Тем более, что недавно комиссар ЕС по энергетике Марош Шефчович заявил, что Евросоюз не возражает против идеи транспортировки газа из Туркмении в Турцию и в Европу через территорию Ирана.

Этот маршрут имеет все шансы на успех, так как уже несколько лет находятся в эксплуатации две ветки газопровода Туркмения-Иран, по которому поставки туркменского газа в Иран составляют ежегодно 14 миллиардов в год.

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» перспективу строительства трубопроводов в обход России в Европу анализируют российский политический обозреватель Аркадий Дубнов..

Аркадий Дубнов, политический обозреватель, ведущий эксперт по странам Центральной Азии:

- Недавняя встреча Реджепа Эрдогана в Ашхабаде с туркменским президентом Гурбангулы Бердымухамедовым имела важное значение, прежде всего, для турецкого лидера. Турции нужно срочно договориться о поставках туркменского газа, так же, как и азербайджанского и катарского. Эти три потока газа могут заменить Анкаре те 54 процента российского газа для «Турецкого потока».

Ашхабад, испытывающий серьезные финансовые трудности, может использовать экспорт своего газа в Турцию для обеспечения серьезных инвестиций со стороны Анкары. Так что финансовая помощь со стороны Турции будет доминирующим фактором.

Кроме того, поддержка Турции нужна Ашхабаду, чтобы противостоять давлению Москвы, которая настойчиво предлагает Бердымухамедову помощь для отражения угроз со стороны северного Афганистана. Однако Туркмения рассматривает эти настойчивые призывы Москвы как попытку вернуть Туркмению в орбиту своего военного влияния.

Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований.

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24598
07 Январь 2016, 10:56

Версия для печати


Последние новости по этой теме: