ЮРИЙ РОГУЛЕВ: «НИ ДОНАЛЬД ТРАМП, НИ ХИЛЛАРИ КЛИНТОН НЕ ПОЙДУТ НА ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ»


ЮРИЙ РОГУЛЕВ: «НИ ДОНАЛЬД ТРАМП, НИ ХИЛЛАРИ КЛИНТОН НЕ ПОЙДУТ НА ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ»

Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ в интервью ИА «Медиафакс» о предвыборной президентской кампании в США
ВОПРОС: ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ, СОСТОЯВШИЙСЯ В ПРЕДВЫБОРНОЙ ГОНКЕ В США СУПЕРВТОРНИК ПОКАЗАЛ: ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ ПРЕТЕНДЕНТАМИ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА США ЯВЛЯЮТСЯ ХИЛЛАРИ КЛИНТОН И ДОНАЛЬД ТРАМП. ЧЕГО НУЖНО РОССИИ ОЖИДАТЬ ОТ КЛИНТОН И ЧЕГО – ОТ ТРАМПА?
ОТВЕТ: Конечно, супервторник – масштабное событие. Это выборы, которые проходят сразу в нескольких штатах США в общенациональном плане. Но это всего первые несколько штатов. И в этом смысле это – первый шаг, который показывает определенные преимущества и возможности кандидатов. Но не дает нам окончательного ответа, кто из них может победить. В этом смысле предпочтительнее, конечно, шансы у Хилари Клинтон, потому что она – основной кандидат своей партии. Ее поддерживает руководство партии, за нее – традиционный электорат Демократической партии. У; нее твердые позиции. Довольно большое преимущество перед ближайшим соперником Берни Сандерсом: у нее 900 или почти уже 1000 голосов делегатов съезда, а него – только – около 300.
То есть ему этот разрыв наверстать будет сложно. Что касается республиканцев, то мы видим, что в республиканской партии ситуация гораздо хуже. Она вообще на грани раскола, потому что есть один кандидат, который не является партийным - Дональд Трамп. Он имеет преимущество в рейтинге, но против которого выступает значительная часть истеблишмента, руководства Республиканской партии. В Республиканской партии все намного сложнее, потому что наименьшие шансы – как раз у партийного кандидата Марко Рубио, который не пользуется большой популярностью и победил пока что в одном лишь штате. А другой ведущий кандидат – Тэд Круз - тоже представляет не основную часть Республиканской партии, а такую консервативную фракцию «чаепития», который пользуется влиянием, но не пользуется такой поддержкой Республиканской партии. Наконец, фаворит гонки - Дональд Трамп, который вообще не является политическим деятелем. Фактически он – самовыдвиженец, но республиканцы согласились, чтобы он выдвигался по списку республиканской партии. Сейчас у него порядка 300 голосов делегатов из нужного количества больше 1 тысячи 200. А у Тэда Круза – 200. Так что в принципе Круз вполне может ликвидировать этот разрыв. Поэтому все ведущие кандидаты предпримут большие усилия в следующем туре избирательной кампании, чтобы сократить свое отставание от Трампа. Но республиканцам будет сложно объединиться вокруг Тэда Круза. Поэтому Трамп сейчас лидирует, при этом не можем сказать на 100 процентов, что он станет основным кандидатом, потому что против него большая волна поднимается протеста.
ВОПРОС: В ЧЕМ ФЕНОМЕН ТРАМПА? ЕСТЬ ЛИ У НЕГО ХАРИЗМА? ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО ИСТЕБЛИШМЕНТ В США ВРЯД ЛИ ПРОПУСТИТ ТРАМПА НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ.
ОТВЕТ: Да, конечно, Вы правы, потому что в США действует двухпартийная система. И партии, в отличие от европейских, не являются партиями в прямом смысле этого слова. Это все-таки большие избирательные коалиции, где есть, конечно, профессионалы, которые называют себя республиканцами и демократами и которые занимают выборные посты этой партии. Но все остальное – это часть партийной бюрократии и собственно – электорат. Никакого членства партии нет. Поэтому многие политические деятели побывали за период своей карьеры и демократами, и республиканцами и независимыми. И были представители третьих партий, которые участвовали в выборах. Но тот факт, что обе партии – одна чуть левее центра, другая – чуть правее центра, они такие широкие по своей категории, по своему организационному устройству, они в состоянии впитывать, абсорбировать и отсекать как наиболее крайне правых, так и крайне левых.
Что касается Дональда Трампа, то его трудно назвать левым, безусловно. Это – бизнесмен, предприниматель, он, конечно, ориентируется на более правые круги. На традиционные круги. Но это – человек с такими задатками шоумена. У него свое шоу на телевидении, он знает, как работать с аудиторией. Он знает, как работать с прессой, и он показал достаточно большую изворотливость и в состоянии привлекать голоса. Тот факт, что на первых выборах общенациональных – супервторнике – за республиканцев вышло проголосовать 8 миллионов, что почти на 3 миллиона больше, чем на предыдущих выборах. То есть он в состоянии привлекать голоса избирателей. Тем он и опасен для основного руководства самой республиканской партии.
ВОПРОС: КАКИЕ БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ НАШЕЛ ДОНАЛЬД ТРАМП В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ?
ОТВЕТ: Как говорят сами американцы, как говорят СМИ, избиратель рассержен. Избиратель недоволен, и в стране не все благополучно. И те высказывания, которые многие рассматривают как эпатажные и скандальные, на самом деле отражают такую глубинную консервативную позицию. Позицию изоляционизма, которая была характерна для Америки еще начала 20-го века – не вмешиваться в эти международные дрязги. Он говорит, что в отношении латиноамериканцев – построить стену, то есть отгородиться. Не пускать. Не пускать мусульман, которые сейчас точат нож на Америку, занимаются терроризмом и так далее. То есть отгородить Америку, не пускать подозрительных всяких элементов в США. Это – позиция изоляционизма. Она была характерна для США до Второй мировой войны. Лишь после Второй мировой войны США вышли на мировую арену и стали проводить не только политику доминирования, а такого активного вмешательства в международные отношения. И Трамп как раз эксплуатирует этот изоляционистский подход, характерный для многих простых людей.
ВОПРОС: КАКАЯ БУДЕТ ПОЛИТИКА ТРАМПА И ХИЛАРИ КЛИНТОН В СЛУЧАЕ ИЗБРАНИЯ ИХ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА США?
ОТВЕТ: Президент США, конечно, обладает очень большими полномочиями, и в его функции, по Конституции, входит определение внешнеполитического курса. Конечно, к этому примешиваются многочисленные силы – Конгресс, политические партии, пресса, общественное мнение. То есть президент, конечно, не делает то, что хочет, но у него есть возможности повернуть, развернуть внешнеполитический курс так, как он считал бы необходимым и нужным. Но тут многое зависит от способности президента убеждать. И своих политических противников, и своих сторонников в политических партиях. Так что здесь я бы не сказал, что президент – некий такой просто администратор. Сидит и разруливает какие-то ситуации.
Но что касается Хилари Клинтон, то я тоже не сторонник того, чтобы считать ее прямо такой антироссийски настроенной. Клинтон очень долго в американской политике. И мы примерно представляем, какие взгляды у Хиллари Клинтон. И какую она может команду вместе с собой привести в Белый дом. Это будет достаточно предсказуемый политик, который будет действовать рационально. По обстоятельствам. И специально устраивать какое-то обострение отношений с Россией она не будет. И не будет действовать в угоду группировкам, радикальным, ястребиным и так далее. Да, демократов часто обвиняют в том, что они ничего не понимают в вопросах безопасности, плохо защищают национальные интересы и так далее. Но Хиллари в своих избирательных кампаниях проявляет твердость. Тем не менее, я уверен, что если ее изберут, она будет действовать исключительно рационально и проявит гибкость.
Она – по характеру такой человек. Прагматично и рационально. Ее как раз обвиняют в том, что у нее недостаточно харизмы, она недостаточно привлекательная, недостаточно улыбчивая. Но что касается прагматизма и рационализма – это, конечно, черты ее характера. Что касается Трампа, то тут все наоборот: мы не знаем его программы, не знаем, какую команду он в состоянии привести и вообще кого он за собой приведет. А ведь по Конституции президент США является главой правительства, то есть он назначает все правительство. И кроме правительства назначает также почти 3 тысяч чиновников.
Вы понимаете, что назначить такое количество людей может только человек опытный и имеющий широкие связи в Вашингтоне и среди политиков. А Трамп, похоже, будет действовать так, как, может быть, в свое время Рейган действовал: привести своих друзей и приятелей, предпринимателей. Назначает на разные посты. То есть людей мало нам известных и мало предсказуемых с точки зрения внешнеполитического курса. Поэтому я бы не стал обольщаться на предмет политических взглядов Трампа, ибо он в случае избрания президентом может изменить в значительной степени свои взгляды. Он – человек такой гибкий. Но то, что он говорит сейчас, он исходит из такого предпринимательского рационализма: зачем, мол, Америке обострять отношения с Россией? Россия – одна из крупнейших стран мира, обладающая ядерным потенциалом. И лучше с ней иметь нормальные отношения и взаимодействовать, чем тратить средства на борьбу.
ВОПРОС: А КАКИЕ НАИБОЛЕЕ ЭПАТАЖНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ТРАМПА ВАМ ЗАПОМНИЛИСЬ?
ОТВЕТ: На самом деле, кроме, конечно, за исключением высказываний мусульман и латиноамериканцев, он не допускал каких-то таких шокирующих заявлений. Он поддерживает борьбу против терроризма. Он говорит: если Россия хочет активную роль в Сирии играть, то пусть она играет эту роль и тратит свои деньги. А мы, мол, можем России помочь в этом плане. Ну и ради Бога: чем Америке от этого будет хуже, говорит Трамп. Он, как и многие американские политики, традиционно не верит в Евросоюз. Он, конечно, скептически относится к Евросоюзу и европейской бюрократии. Но это характерно для многих американских политиков. Так что я не вижу никаких особых высказываний. Но он никогда и не занимался этим. Это для него совершенно новое. И необычное дело для него – внешняя политика.
ВОПРОС: МОЖНО ЛИ СРАВНИТЬ ТРАМПА С МИЛЛИАРДЕРОМ РОССОМ ПЕРО, КОТОРЫЙ БЫЛ САМОВЫДВИЖЕНЦЕМ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА США В 1992 И 1996 ГОДАХ?
ОТВЕТ: Мы можем их сравнить, но только по определенным параметрам. Было некоторое сходство, заключавшееся в том, что Росс Перо тоже был миллиардером, который был очень состоятельный и был фактически самовыдвиженцем. Но он, в отличие от Трампа, все-таки разработал очень серьезную программу социально-экономическую. Он сформировал политическое движение и фактически создал третью партию. И выступал как независимый кандидат и собрал порядка 20 процентов голосов. Причем он это делал дважды в избирательных кампаниях. И в этом смысле он был человек гораздо более серьезный. А Трамп в большей с степени напоминает выскочку, шоумена, который решил: почему бы в его возрасте не стать президентом США? Он многое перепробовал: начиная от конкурса красоты и кончая бизнесом строительным. Почему бы не попробовать еще и политику?
ВОПРОС: А ЕГО МОЖНО НАЗВАТЬ «АМЕРИКАНСКИМ ЖИРИНОВСКИМ»?
ОТВЕТ: Что-то в этом есть. В том смысле, что он – такой же актер, как Жириновский. Он может выступать со скандальными высказываниями, которые преследуют совершенно рациональную цель: привлечь внимание прессы, и пресса за ним буквально ходит и охотится. Присутствует на всех его публичных мероприятиях, ожидая каких-то сенсаций.
ВОПРОС: В ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОТЛИЧИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В США ОТ ДРУГИХ СТРАН МИРА?
ОТВЕТ: Выборы президента США – довольно сложная система, которая была заложена Отцами-Основателями с самого начала функционирования американского государства, когда избиратель приходил на избирательный участок и голосовал за того или иного кандидата. Но при этом надо понимать, что он голосовал от выборщиков из своего штата. То есть существует процедура общенациональных выборов. И подсчет общенациональных голосов, но затем эти голоса распределяются таким образом. По исходам выборов если – в Америке две партии, соответственно – два кандидата – действует мажоритарная система подсчета голосов, то есть если вы получили хотя бы на 1 процент голосов больше, то вы получаете все голоса выборщиков этого штата. Число выборщиков этого штата определяется в зависимости от численности данного штата и числа членов в палате представителей. И в Сенате США - плюс два человека. Затем эти выборщики должны голосовать. В отдельных штатах существует положение, когда они сами решают, за кого они голосуют. Но в большей части Конституции написано: они должны голосовать так, как проголосовал избиратель.
Но здесь получается: они голосуют после того, как проходят выборы. В середине декабря они собираются в своих штатах. И отдают свои голоса в соответствии с тем, как распределяются голоса избирателей. А здесь время от времени возникают коллизии. Связаны они с тем, что число голосов выборщиков не всегда совпадает с числом голосов избирателей. То есть вы можете получить меньшее число голосов избирателей, но меньшее количество выборщиков. Из-за того, что вы можете победить в нескольких более мелких штатах и получить этих выборщиков. Но число избирателей в этих штатах будет меньше. А вы побеждаете в более крупных штатах. И вот это несоответствие двух вещей порой приводит к тому, что при большем количестве голосов, поданных за одного из кандидатов, как например в 2000-м году было отдано за кандидата Эла Гора, в итоге победил его соперник от республиканцев - Джордж Буш, который в одном только штате получил голоса выборщиков, и отсюда получил преимущество. Так что вот такая двухступенчатая система – непрямая, и многие высказываются за то, чтобы это исправить и оставить только общенациональные выборы. Соответственно, президент – общенациональная фигура, и он должен избираться всем населением, но из-за того, что многие говорят, что тогда потеряется возможность у мелких штатов хотя бы какое-то влияние оказывать на общенациональные выборы, они до сих пор сохраняют эту систему выборщиков.
Собственно говоря, здесь – три стадии. Первая – проходят общенациональные выборы. Подсчитываются все голоса, и в зависимости от этого подсчитываются голоса выборщиков. Сначала подсчитываются общенациональные голоса. Подсчитываются все голоса избирателей. Затем определяется количество голосов выборщиков. Эти выборщики собираются примерно через месяц. Каждая группа в своем штате, это в районе 10-15 декабря и отдают голоса в соответствии с тем, как проголосовали их избиратели. После этого голоса выборщиков отправляются в Вашингтон, на это уходит тоже примерно две-три недели. Но такие сроки рассчитывались с давних времен, когда гужевым транспортом на лошадях и дилижансах отправляли эти результаты в Вашингтон. Поэтому давали такие большие сроки. И уже в январе обе палаты Конгресса утверждают эти результаты. Причем если ни один из кандидатов не получил большинство, дальше голосует Палата Представителей Конгресса,и они могут уже назначать президента США. А вице-президента США выбирает Сенат США.
СПАСИБО ЗА ИНТЕРВЬЮ
Беседу вел АЙДЫН МЕХТИЕВ, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24711
11 Март 2016, 08:49

Версия для печати


Последние новости по этой теме: