Российский политолог: в геополитическом ракурсе Армения ничего из себя не представляет


Российский политолог: в геополитическом ракурсе Армения ничего из себя не представляет

Политолог Олег Панфилов прокомментировал ситуацию в регионе.

Как сообщает
MosAz.ru
, в интервью "Новости-Азербайджан" российский политолог Олег Панфилов прокомментировал ситуацию в регионе.

- Что на Ваш взгляд препятствует урегулированию Карабахского конфликта?

- Все конфликты на постсоветском пространстве имеют, к сожалению, только одну причину – это постимперские конфликты. Они связаны не столько с территориями, сколько с необходимостью контролировать данные территории. Вообще, с империями конфликтовать всегда очень сложно, так как они, как правило, держатся на определенной силе. К примеру, Римская империя держалась чисто на силе, современная Российская империя не только на силе, но еще на нефти и газе.

Выход из сложившейся ситуации может быть найден по нескольким направлениям.

Во-первых, экономическое положение, в частности, России ухудшается в связи с экономическим кризисом. Когда Москва столкнется с ситуацией, в которой она не сможет компенсировать растущие аппетиты, например, Багапша и Кокойты, тогда и произойдет сближение данных территорий с Грузией. То же касается и Нагорного Карабаха. Но, несмотря на наличие одной общей причины для всех постсоветских конфликтов, подоплека у этих конфликтов разная. Так, конфликт между Азербайджаном и Арменией совершенно не похож на другие.

Во-вторых, считаю важным консолидировать общество и вести активную дипломатическую работу. У Азербайджана и Армении это получается лишь иногда. У Армении это происходит в силу старых амбиций по поводу «Великой Армении», а у Азербайджана, к сожалению, недостаточно профессиональных дипломатов. Кроме этого, власти Азербайджана не развивают общество в сторону демократии, а консервируют его. Поэтому полагаю, что Карабахский конфликт еще какое-то время будет оставаться в нынешнем положении.

В Москве позиционируют Армению как христианское государство, форпост, внешние силы все время лелеют в армянском народе возможность признания «геноцида» и т.д. Несомненно, у Армении есть большая поддержка по разным каналам, в том числе и военном, так как в Армении находится военная база России. Тут Азербайджан находится в сложной ситуации.

Тем не менее, я уверен, что ни одна из международных организаций никогда не признает эти конфликты, как способ разрешения наподобие Косово, и не признает ни одну из сепаратистских территорий в качестве независимого государства. Рано или поздно Кремлю придется пойти на решение этих конфликтов.

Сейчас же важнее мне кажется объяснять молодым поколениям, появившимся за 17-18 лет независимости постсоветских республик суть этих конфликтов. Дело в том, что я видел по телевидению в Нагорном Карабахе постоянное нагнетание обстановки, а это нельзя допускать.

Что касается нынешней активизации переговорного процесса, то оно является лишь видимостью.

- Насколько Россия в состоянии предотвратить реализацию газотранспортных проектов, огибающих ее территорию на Кавказе?

- Для этого у России сейчас нет необходимых сил. Ведь если стратегически распланировать большой конфликт на Кавказе с участием и Азербайджана, то необходимо отметить, что российская военная база в Армении существует только благодаря авиапоставкам, и потому смешно рассчитывать, что эта база сможет оказать серьезное воздействие на ход боевых действий в регионе. Проще говоря, это законсервированное железо, которое никому не нужно.

Во-вторых, общий военный потенциал России сейчас слаб, как с технической, так и с кадровой точек зрения. Поэтому мне кажется, что властям России придется промолчать насчет проекта «Набукко», который вполне реалистичен. Конечно, здесь можно использовать Армению в качестве информационного оружия, так как геополитически Армения из себя ничего не представляет, или же она будет придумывать новые провокации на Кавказе. На мой взгляд, Россия должна реформировать себя как геополитического игрока. Геополитические центры должны привлекать, как США привлекают своей экономикой и демократией.

- Насколько вероятна новая война на Кавказе, в частности, в Нагорном Карабахе? Может, например, Армения пойти на возобновление боевых действий?

- История политических взглядов Армении – это темный лес. Если вспоминать партнерство Армении в разных ипостасях с Россией, начиная еще со второй половины 19 века, то тут можно только сожалеть, так как участие Армении в военных авантюрах заканчивалось трагедией именно для армян. По-видимому, армяне тоже не просчитывали наперед последствия от участия в политических играх больших стран.

Армянскую диаспору хватает только на некоторые политические акции, типа лоббирования в каких-то парламентах признания «геноцида». Но на другое они просто не способны. Что касается экономики, то даст Крикорян еще 20 миллионов долларов, и все на этом.

К сожалению, если в целом говорить о реформировании политической жизни на Кавказе, то демократия в странах этого региона, включая Азербайджан, смешное подобие демократии

- Насколько вероятен военный способ решения Карабахского конфликта, так как переговоры слишком уж затянулись, а терпение Азербайджана не бесконечно?

- Я не военный эксперт и мне трудно судить о военных потенциалах Азербайджана и Армении. Но я выступаю за мирный путь решения конфликта. Военные победы, безусловно, случаются, но потом за этими победами следуют и поражения. Мне кажется, что тут надо серьезно обсуждать возможные пути решения проблемы: будет ли это некая форма федерации или обмен территориями, надо думать.

- Способна ли Россия, если не сейчас, то в будущем, предложить бывшим советским республикам некий реальный интеграционный проект?

- На данном этапе нет. Все попытки как-то объединиться в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного союза оказались дохлыми номерами. Так как у России есть желание сохранить свое влияние на постсоветском пространстве, но нет потенциала хорошей мысли – для чего это делать. И это видно не потому, что происходит на постсоветском пространстве, но потому, что происходит в самой России. Где знаменитый, широко разрекламированный план Путина – 2020, где научные проекты и т.д.? Их нет. Дело в том, что под эти идеи ничего не подложено. А фундаментом должны быть ценности. На Западе – это демократия. А у России?

Раз нет идеи, то не может быть никакого партнерства. Это прописные истины.

- Каким тогда Вы себе видите будущее постсоветского пространства?

- Думаю, что еще какое-то время будет сохраняться зависимость некоторых стран от России. К примеру, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан зависят от России в экономическом плане. К тому же большое количество узбекских, таджикских и кыргызских гастарбайтеров работают в России. Но скоро их ничто уже не будет объединять с Россией. Поэтому люди с имперским мышлением в России пытаются сейчас хоть что-то ухватить за хвост. Грузия была одной такой важной попыткой, так как если бы России удалось осуществить в Грузии то, что задумывалось, то ни у кого не оставалось бы и тени сомнений о способности России вновь собрать вокруг себя постсоветские территории. А в будущем я ожидаю постепенной интеграции на Запад Украины, Молдовы и Грузии. А все остальные постсоветские республики еще какое-то время будут находиться в состоянии нелюбимого брата.

- Насколько вероятно создание в будущем Евразийского союза по типу Евросоюза?

- Это нереально. Эту идею предложил Назарбаев и надо помнить, что он металлург, а не политик или политолог. К тому же он бывший член Политбюро ЦК КПСС. А у подобных людей такие идеи появляются только с одной целью – каким-то образом сохранить себя в качестве руководителя. Создавая все эти организации, типа СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и прочее, они же не просчитывают дальнейшие ходы. В этом отношении политическая убогость присуща не только России, но и Казахстану, Кыргызстану. Поэтому они все так ненавидят Грузию. Так как Грузия за пять лет сделала столько, о чем они и не мечтали.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=2477
29 Октябрь 2009, 20:47

Версия для печати


Последние новости по этой теме: