РОССИЯ VS США: СТАНЕТ ЛИ АРКТИКА АРЕНОЙ ВОЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДВУХ ЯДЕРНЫХ ДЕРЖАВ?


РОССИЯ VS США: СТАНЕТ ЛИ АРКТИКА АРЕНОЙ ВОЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДВУХ ЯДЕРНЫХ ДЕРЖАВ?

Ситуацию в Арктике в интервью ИА «Медиафакс» комментирует главный редактор журнала "Арктические ведомости" Александр Игнатьев
Россия готова постепенно наращивать свой военный потенциал в Арктике. В Санкт-Петербурге 10 июня впервые за 45 лет был спущен на воду военный ледокол «Илья Муромец», который вскоре будет патрулировать просторы Арктики. Директор департамента обеспечения гособоронзаказа Минобороны РФ Андрей Вернигора заявил: «Мы и далее будем строить серию патрульных кораблей ледокольного типа». Бывший главком ВМФ адмирал Виктор Чирков отмечал, что «строительство такого ледокола является своего рода прорывом в сфере военного кораблестроения». По его словам, при строительстве корабля выполняются все требования ВМФ. Минобороны отмечает, что новейший ледокол способен эффективно выполнять задачи в арктических морях в сложной ледовой обстановке. «Ему под силу преодолевать ледяной панцирь в 1 м толщиной.
Как отмечают наблюдатели, Россия собирается надежно охранять свою часть Арктики, богатую углеводородным сырьем. Это очень важно ввиду того, что четыре других сопредельных государств — США, Дания, Норвегия и Канада — также заявили о своих территориальных притязаниях в регионе. Между тем Минобороны РФ создает целое семейство бронетехники, включающее бронетранспортер, зенитный ракетный комплекс, реактивную систему залпового огня, самоходные артиллерийские установки и другие боевые модули. Все эти виды вооружений будут размещены в Арктике. В частности, на одном из предприятий ВПК создана уникальная двухзвенная универсальная платформа «Арктика», которая адаптирована к условиям низких температур. С этой целью усовершенствована работа всех систем: силовой установки, ходовой части, узлов и агрегатов трансмиссии, систем управления различного назначения. По данным военных экспертов, на средней и тяжелой платформах предполагается размещение зенитного ракетного комплекса, самоходных артиллерийских установок и реактивной системы залпового огня.
В августе 2015 года Россия подавала в ООН заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике. Ее рассмотрение ожидается во второй половине 2016 года. Россия намерена присоединить хребет Ломоносова и другие образования, имеющие континентальную природу. В частности, туда входят подводные пространства площадью около 1,2 млн кв. км на территории, превосходящей 350 морских миль от побережья. По прогнозам, участок содержал углеводородов объемом в 4,9 млрд тонн условного топлива.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, возглавляющий Арктическую госкомиссию, поручил Минобороны к 2020 году уточнить морские границы России в Арктике. Соответствующий проект был подготовлен еще в 2015 году. По его словам, «карта Арктики советских времен не соответствует современной физико-географической обстановке и коренным интересам РФ в Арктическом регионе». Рогозин назвал «российскую Арктику» местом пересечения «острых национальных интересов многих зарубежных стран». «Именно поэтому мы крайне заинтересованы, чтобы в регионе сохранялся мир», - добавил он. Вице-премьер подчеркнул важность определения границ территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны.
В свою очередь, замглавкома ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков уточнил, что в сегодня действует перечень из 391 исходной точки для определения морских границ в Северном Ледовитом океане, утвержденный Советом Министров СССР еще в 1984–1985 годах. По его словам, в арктическую зону входят моря, острова и северные материковые части, имеющие принадлежность к разным государствам. К Арктике относятся, в частности, российские архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, остров Врангеля, Новосибирские острова, Северная Земля и многие другие, а также Канадский арктический архипелаг и самый большой остров – Гренландия.
АРКТИКА КАК АРЕНА ЯДЕРНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ?
Арктика превратилась в арену соперничества нескольких ведущих держав мира. Эксперты вспоминают, что пару лет назад в приграничные воды России в Арктике «заплыла» подлодка США. Другие страны НАТО также ведут в регионе активную разведывательную деятельность. В Минобороны отмечали, что в Арктику устремились «развитые страны, в том числе не имеющие выхода к приполярным областям». «Отдельные из них безосновательно стремятся увеличить свои территории за счет континентального шельфа и островов Северного Ледовитого океана, - говорит замминистра обороны РФ Николай Панков. - Таким образом, в Арктике формируется широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности нашей страны»
В ответ Россия создала в рамках своих Вооруженных сил специальное соединение - Объединенное стратегическое командование «Север». За последние годы также усилилась программа боевой подготовки армии в северных регионах. По оценкам начальника штаба Северного флота вице-адмирала Николая Евменова, «ни одна другая морская держава не продвинулась в освоении Арктики так далеко, как это делает Россия». Военная активность России в Арктике вызывает обеспокоенность Вашингтона. Американский генерал Филипп Бридлав заявил, что «хотя претензии России напрямую США не затрагивают, но они, тем не менее, касаются союзников по НАТО, в связи с чем изучаются «возможности сдерживания России в Арктике». Канада наряду с Россией заявила о плане расширения своей военной инфраструктуры в регионе. Военные Канады хотят создать больше инфраструктуры, которая позволила бы проводить операции круглый год.
Как ни странно, ледокольный флот США уступает российскому. Он состоит из четырех неатомных судов: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. «У нас небольшой стареющий флот, которому нужно уделять внимание, но финансирование является очень сложной задачей", — признает эксперт в области полярных исследований вашингтонского Центра Вильсона Дэвид Биэтт. По его словам, только на нужды береговой охраны Соединенным Штатам необходимо шесть ледоколов. При нынешнем положении вещей у США нет адекватных возможностей для поиска и спасения в северных водах, особенно с учетом увеличения судоходства в Арктике. "Нам нужны ресурсы, чтобы это сделать, мы не можем притворяться, что ситуация не изменилась", — подчеркнул эксперт.
Президент Обама недавно заявил, что правительство вносит в Конгресс предложение об усилении ледокольного флота США и просит выделить на эту программу деньги. Белый дом предлагает спустить на воду строящийся сейчас тяжелый ледокол в 2020 году. В программе содержатся предложения по началу строительства еще нескольких ледоколов, а также уточнения карт северных морей в связи с таянием льдов.
По данным немецкой газеты Die Welt, Россия планирует провести в Арктике крупнейшие испытания ядерного оружия за последние четверть века. Как ожидается, с подводной лодки класса «Борей» в Арктике должен быть произведен запуск 16 крылатых ракет дальнего действия, которые называют «оружием возмездия». Эксперты полагают, что этот сценарий может быть испытанием ядерного удара по США. В российских СМИ сообщается, что этот пробный запуск имеет своей целью проверку боеготовности российского подводного флота, пишет немецкая газета. Между тем эксперты Die Welt полагают, что сценарий с серийным запуском российских ядерных ракет может быть испытанием «ядерного удара по Соединенным Штатам».
В ЧЕМ ЖЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРКТИКИ?
По оценке Минприроды РФ, арктическая зона одной только РФ содержит начальные извлекаемые суммарные ресурсы в размере 258 миллиардов тонн условного топлива, а это 60% всех углеводородов страны. Разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют 7,7 миллиарда тонн, газа — 67 миллиардов. Кроме того, по Арктике, вдоль северных берегов России, проходит и важнейшая транспортная магистраль — Северный морской путь. Это кратчайший маршрут, который соединяет Европу с Дальним Востоком, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, западной частью Северной Америки. В последние годы он все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. Арктика становится все более привлекательным географическим пространством, так как таяние льдов, вызванное глобальным потеплением, в будущем может создать перспективу грузового сообщения между Тихим и Атлантическим океанами.
«Исследование Аляски отложено как минимум на несколько лет ввиду низких цен на нефть,- прокомментировал решение нефтяников аналитик Economist Intelligence Unit Питер Кирнан.- Никто не хочет рисковать высокими затратами, которые несут разведка и мероприятия, связанные с охраной окружающей среды». В то же время российские компании пока не отказываются от реализации проектов на арктическом шельфе, несмотря на негативное влияние низких цен на нефть и финансовых и технологических ограничений, связанных с санкциями. Как заявил недавно глава Минэнерго Александр Новак, сложившийся низкий уровень цен на нефть существенно усложняет привлечение инвестиций в арктический шельф.
Однако продолжается бурение, продолжаются геологоразведочные работы, сейсмика, 2D и 3D-съемки, хотя темпы работ не сравнимы с теми, которые наблюдались в период высоких цен на нефть. В перспективе компании, работающие на арктическом шельфе могут столкнуться с гораздо более серьезными проблемами, чем просто замедление темпов работ. По прогнозу Минприроды РФ, период после 2018 г может стать критическим для нефтегазовых проектов на арктическом шельфе, поскольку по условиям лицензий, основные объемы поискового бурения заложены с 2016 г с последующим увеличением до 2022-2023 гг.
По просьбе ИА «Медиафакс» ситуацию в Арктике комментирует главный редактор журнала "Арктические ведомости" Александр Игнатьев:
- Одной из нерешенных проблем Северного морского пути является юридический статус проливов между континентом и заполярными островами. По российскому и международному законодательствам они находятся в российской юрисдикции. Тем не менее, США считают их нейтральными водами. Похожая проблема существует в канадской части Арктики. В российском руководстве есть полное понимание того, что решать арктические проблемы между ведущими странами можно только совместными усилиями. В одиночку их невозможно решить. Что касается распределения континентального шельфа, то сейчас ведется работа в России, в Дании и в ряде других стран, чтобы подать заявки комиссии ООН по континентальному шельфу.
Я хотел бы напомнить, что, согласно Конвенции по морскому праву 1982 года, существует понятие «территориальное море». Речь идет об исключительной экономической зоне в а 200 морских миль. Есть также понятие континентального шельфа. И если за пределы исключительной экономической зоны продолжается континентальный шельф, то, согласно этой Конвенции, государство может использовать эту территорию для разработки полезных ископаемых. Эта страна пользуется приоритетным правом на разработку природных ресурсов на этой территории, а другие государства могут вести здесь геологоразведочные работы лишь при условии получения соответствующего разрешения.
Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24879
12 Июнь 2016, 21:23

Версия для печати


Последние новости по этой теме: