К ИТОГАМ ВИЗИТА ПОРОШЕНКО В БАКУ: МОГУТ ЛИ АЗЕРБАЙДЖАН И УКРАИНА СОЗДАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС?


К ИТОГАМ ВИЗИТА ПОРОШЕНКО В БАКУ: МОГУТ ЛИ АЗЕРБАЙДЖАН И УКРАИНА СОЗДАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС?

Политические и энергетические итоги визита в интервью ИА «Медиафакс» оценивают азербайджанские и российские эксперты
МОЖНО ЛИ РЕАНИМИРОВАТЬ ТРУБОПРОВОД ОДЕССА-БРОДЫ?
Президенту Украины в Баку устроили пышный королевский прием. Ильхам Алиев прошел вместе с Петром Порошенко по красному ковру, и по случаю приезда высоко гостя выстроился почетный караул. Затем состоялись переговоры, по итогам которых были сделаны заявления для прессы. Итак, это был первый визит Порошенко в Азербайджан после его избрания президентом страны. «Мы встречались с вами в начале этого года в Давосе, - заявил Ильхам Алиев. - Эта встреча имела очень большое значение, поскольку после этой встречи были предприняты очень важные шаги по развитию украинско-азербайджанских связей. После этого из Украины в Азербайджан стали приезжать делегации высокого уровня. В начале этого месяца было проведено заседание межправительственной комиссии, и сегодня мы встречаем вас в Азербайджане с официальным визитом».
Как отмечают эксперты, одной из главных тем переговоров было транспортное сотрудничество. Киев недвусмысленно заявил о стремлении использовать Азербайджан для поставки своих товаров в Азию, тем более что эта прикаспийская страна участвует в проекте транспортного коридора «Север-Юг». По мнению Алиева, реализации этой цели поможет пересмотр тарифов транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. «В ближайших планах Азербайджана – запуск железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая войдет в новый Великий Шелковый путь и откроет украинским компаниям новые перспективы в Азии», - уверен президент Азербайджана.
Кроме того, Порошенко обсудил в Баку перспективы проекта нефтепровода «Одесса-Броды», который был заморожен в 2011 году. Как известно, нефтепровод Одесса--Броды протяженностью 674 км и мощностью 9 млн. тонн в год был введен в эксплуатацию в 2001 году. Изначально он строился для транспортировки каспийской нефти в Европу, однако до 2004 года простаивал, а затем использовался в реверсном режиме для транспортировки российской нефти в направлении Одессы. С 2010 года трубопровод простаивает. Этот проект приобрел новое политическое звучание в свете нынешнего противостояния между Москвой и Киевом. «Мы обсудили проект Одесса—Броды и дали распоряжение возобновить этот проект»,— заявил Ильхам Алиев.
Порошенко обсудил с Алиевым возможность транзита азербайджанской нефти в Европу через территорию Украины, а также транспортировку азербайджанской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Украины. Еще одно направление связано с привлечением азербайджанских инвестиций в нефтегазовый сектор Украины и созданием транспортного коридора между Черным и Балтийским морями. Глава азербайджанского государства заявил, что энергетическое сотрудничество между двумя странами в последние годы расширилось. Госнефтекомпания Азербайджана SOCAR активно действует на рынке Украины, где имеет более 60 автозаправочных станций. Президент также отметил, что инвестиции SOCAR в Украину превысили 200 миллионов долларов.
УКРАИНА НЕ ПРИЗНАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ КАРАБАХ, А АЗЕРБАЙДЖАН СЧИТАЕТ КРЫМ ЧАСТЬЮ УКРАИНЫ
Визит Порошенко был важен также и для укрепления политических контактов между двумя странами. Лидеры двух стран договорились: Киев признает Нагорный Карабах неотъемлемой частью Азербайджана, а Баку не признает присоединения Крыма к России. «Украина не признает Нагорный Карабах и приветствует аналогичную позиции Азербайджана по Крыму». Об этом заявил по итогам переговоров Петр Порошенко. Он добавил: «Я хочу четко подчеркнуть, что Украина не признает, и не будет принимать соответствующие сертификации документы Нагорного Карабаха, о чем мы говорили, и приветствуем аналогичную позицию Азербайджана по Крыму».
Примечательно, что сам Ильхам Алиев не заявил прессе о том, что Азербайджан не признает итогов референдума в Крыму о присоединении полуострова к России. По мнению экспертов, это было сделано, чтобы не раздражать Москву. Зато более откровенным был председатель Милли Меджлиса Октай Асадов, который также провел переговоры с Петром Порошенко. «Азербайджан поддерживает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, - заявил он. - Надеюсь, что силами международных организаций справедливость восторжествует, и в Азербайджане и Украине будет восстановлена территориальная целостность».
Итак, в ходе голосования в ООН Азербайджан будет голосовать «за» международные документы, признающие Крым частью территории Украины. Соответственно, так же будет голосовать Украина в ООН относительно документов по Нагорному Карабаху: это - неразрывная часть территории Азербайджана. «Мы договорились согласовывать и координировать наши подходы и расширить взаимодействие в многостороннем формате с учетом членства Украины в СБ ООН, - уточнил Порошенко - Азербайджан был членом СБ ООН, активно поддерживал Украину и сейчас мы подчеркиваем, что Азербайджан может твердо полагаться и на поддержку Украины в 2016-2017 годах во время нашего членства в СБ ООН».
О том, почему Киев в 2016 году занял окончательно проазербайджанскую позицию в карабахском вопросе, рассказал армянский политолог Степа Сафарян. По его словам, до событий на киевском Майдане Украина занимала нейтральную позицию в карабахском вопросе, сохраняя равноудаленные отношения с Баку и Ереваном. Однако все изменилось после присоединения Крыма к России. В то время как Азербайджан в ходе голосования в ООН не признал факта вхождения Крыма в состав России, соседняя Армения, напротив, оказалась в числе 11 стран мира, которые признали итоги референдума в Крыму и, следовательно, вхождение полуострова в состав России. После этого, по словам политолога, руки у Киева были развязаны, и он перешел на сторону Азербайджана.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ БЫЛИ ПОДПИСАНЫ В БАКУ
По итогам визита Порошенко в Азербайджан был подписан ряд важных документов, которые должны сформировать более глубокие отношения между двумя государствами. В частности президенты подписали протокол пятого заседания Совета президентов. Глава госфискальной службы Роман Насиров и председатель госкомитета по таможне Азербайджана А. Алиев подписали договор о совместном взаимодействии в сфере борьбы с различными таможенными нарушениями и перемещениями товаров при помощи воздушного транспорта. Таким образом, страны намерены бороться с масштабной контрабандой и будут обмениваться различной информацией по данному вопросу для того, чтобы не нарушалось законодательство, а страны не терпели значительные убытки во всех сферах. Глава Минкульта республики Азербайджан А. Караев и глава МИД Украины Павел Климкин подписали программу о сотрудничестве двух стран в сфере культуры и искусства на период с 2016 по 2020 гг.
Кроме того, Украина и Азербайджан договорились в будущем наладить совместное производство Ан-178. «Одним из наиболее перспективных объектов, как сказал Ильхам Гейдарович, является поставка в Азербайджан украинских транспортных самолетов АН-178, - заявил Петр Порошенко. - И в будущем совместное производство этих самолетов, в том числе на территории Азербайджана. Успешная реализация этого проекта позволит украинским производителям создать условия для активного развития новых рынков». Как известно, Ан-178 — украинский ближнемагистральный военно-транспортный турбореактивный самолет, который должен прийти на замену военно-транспортным самолетам предыдущего поколения Ан-12, Ан-26 и Ан-32. Кроме того, рассматриваются варианты лицензионного производства самолета за рубежом. Ан-178 — средний транспортный самолет грузоподъемностью 15-18 тонн (два стандартных морских контейнера). Его скорость составляет 825 км/ч, высота полета — 12 км, дальность полета — 5,5 тыс. км. Самолет может садиться и взлетать с любых аэродромов, в том числе с грунтовым покрытием, что делает его пригодным и для обороны.
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» итоги визита Петра Порошенко комментируют азербайджанские и российские эксперты.
ФИКРЕТ САДЫХОВ, азербайджанский политолог:
- Визит Порошенко в Баку показывает, что Азербайджан продолжает многовекторную внешнюю политику. Хотя Азербайджан поддерживает территориальную целостность Украины, тем не менее, во внешней политике Баку нет антироссийского компонента. Мы поддерживаем с Россией партнерские и добрососедские отношения. Поэтому Баку не использовал визит Порошенко для озвучивания совместных антироссийских заявлений.
ИЛЬГАР ВЕЛИЗАДЕ, азербайджанский политолог:
- Визит Порошенко призван был восстановить прежние связи двух стран в сфере энергетики. Азербайджан при этом не допускает попыток втянуть в себя в конфронтацию между Западом и Россией. В этом смысле в Баку оценивают все последствия сотрудничества с Киевом с точки зрения их влияния на азербайджано-российские отношения. То есть в позиции Баку не надо искать никакого антироссийского контекста.
ИГОРЬ ЮШКОВ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
- Использование нефтепровода «Одесса-Броды» вызывает сомнения. Единственная долгосрочная работа нефтепровода была в реверсном режиме, когда по нему качали российскую нефть в Одессу. А в нормальном режиме из Одессы транспортировали венсуэльскую нефть, когда был белорусско-российский конфликт. Использование этого нефтепровода было показательной акцией Белоруссии. Минск договорился с Венесуэлой о поставках нефти. Естественно, цена на нефть была в несколько раз выше. Сейчас не совсем ясноДля чего сейчас использовать этот нефтепровод совсем не понятно. Нефтепровод войдет в историю как пиарнефтепровод. Теперь Киев предлагает Азербайджану качать свою нефть по этому маршруту. Но экономического смысла в этом проекте нет. Если оценивать с экономической точки зрения, то Украине дешевле закупать российскую нефть и нефтепродукты.
СЕРГЕЙ ПИКИН, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
- Для Азербайджана возвращение к проекту «Одесса-Броды» означает возможность устойчивого сбыта нефти. Если стороны достигнут договоренности, то нужно прописать контракт о твердых гарантиях сбыта. Гарантия инвестиций потребуется, конечно же. Азербайджан мог бы привлечь инвестиции под проект. Хотя не ясно, дойдет ли обсуждение до финального результата.
АЙДЫН МЕХТИЕВ, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24924
16 Июль 2016, 09:13

Версия для печати


Последние новости по этой теме: