ДЕМАРШ ЛУКАШЕНКО: ПОЧЕМУ СГУСТИЛИСЬ ТУЧИ МЕЖДУ МОСКВОЙ И МИНСКОМ?


ДЕМАРШ ЛУКАШЕНКО: ПОЧЕМУ СГУСТИЛИСЬ ТУЧИ МЕЖДУ МОСКВОЙ И МИНСКОМ?

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в интервью ИА «Медиафакс» о российско-белорусских разногласиях
В отношениях России и Белоруссии вновь повеяло холодом. И это при том, что российский рубль и российская экономика чувствуют себя комфортно на фоне растущих мировых цен на нефть. А в Белоруссии, напротив, острая нехватка денег в бюджете, и поэтому Александр Лукашенко вновь торгуется с Москвой, чтобы добиться для себя новых финансовых преференций.
18-го января с.г. делегация от Белоруссии прибыла в Москву для проведения очередного раунда переговоров с Россией по нефтегазовой теме. На повестке дня - ситуация с поставками нефти и оплатой растущего долга Белоруссии за газ. К середине января стало ясно: нефтегазовый конфликт двух стран так и не был решен: Минск так и не выплатил задолженности за газ.
СПОРЫ ВОКРУГ ЦЕНЫ НА ГАЗ И ТАРИФ ТРАНЗИТА НЕФТИ
Как известно, 8-го декабря, Белоруссия перечислила России авансовый платеж за газ, заявив, что Минск рассчитывает на восстановление поставок нефти в республику, которые прекратились из-за газового спора. Однако Москва возмутилась: в тот же день вице-премьер РФ Аркадий Дворкович напомнил Белоруссии: России нужен не аванс, а полное погашение долга. И Россия демонстративно вернула Минску авансовый платеж за поставки газа в Белоруссию.
13-го января было объявлено, что в первом квартале 2017 года Россия поставит Белоруссии лишь 4 млн. т нефти. Минск же в ответ поднимает с 1 февраля плату за транзит российской нефти в Европу. А 19-го февраля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии выступили с совместным заявлением: в текущем году стороны не смогли достичь договоренности о тарифах по транзиту нефти по белорусской территории. В пресс-службе ФАС отметили, что по этой причине будет действовать правило межправительственного протокола, по которому цена транзита вырастет на уровень прогноза российской инфляции плюс 3%.
Итак, в одностороннем порядке белорусы установили свою цену российского газа — $73 за одну тысячу кубов против нынешних $132 - и именно по этой ставке платят «Газпрому». В Москве уверены, что Белоруссия должна за газ еще $300 млн. В феврале 2016 года Минск повысил цены на прокачку на 10,4%, в октябре — в 1,5 раза, а в ноябре 2016 года - еще на 20,5%. Все это освежило в памяти споры 2007 года, когда Россия не поставляла нефть в Европу по нефтепроводу «Дружба» из-за отказа Белоруссии пропускать транзитные потоки без уплаты пошлины за транзит сырья по белорусской территории. Сразу после того спора Россия начала проектировать строительство нефтепровода в обход Белоруссии.
На фоне этого провала Лукашенко сделал серьезную заявку о необходимости «серьезного пересмотра правовой базы Содружества Независимых Государств (СНХ)». Инициативу Минска озвучил министр иностранных дел республики Владимир Макей, выступая на заседании Совета постоянных полномочных представителей государств-участников СНГ при уставных и других органах. Он обратил внимание на тот факт, что за четверть века существования Содружества «подписано бесчисленное количество документов, многие из которых уже не применяются и могут в дальнейшем создавать правовые препятствия для реализации новых решений».
ПОЧЕМУ ЛУКАШЕНКО НЕ ПОДПИСАЛ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС?
Перед Новым годом Лукашенко шокировал Москву, отказавшись подписать Таможенный кодекс, скрепленный подписями его коллег из России, Казахстана, Киргизии и Армении на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. Белорусский президент демонстративно отказался прибыть в северную столицу России, а позже отказался одобрить проект договора о Таможенном кодексе ЕврАзЭС. Вместо этого он подписал Указ о начале переговоров по проекту Таможенного кодекса. В Москве это расценили как лицемерие.
Ранее Лукашенко заявил, что нужно «обеспечить соблюдение национальных интересов Беларуси при принятии Таможенного кодекса Евразийского экономического союза». «Этот документ должен быть абсолютно выверенным, - уверен лидер Белоруссии. - И после его вступления в силу ни один гражданин Беларуси, и я в том числе, не должны задать вопрос правительству, которое прежде всего вырабатывало и согласовывало этот документ, что же мы имеем на самом деле и почему где-то стало хуже, чем было. Каким бы Таможенный кодекс ни был компромиссным, но ухудшать ту социально-экономическую ситуацию, которая существует в Беларуси, нам ни в коем случае нельзя»
Также, по словам Лукашенко, пока для Белоруссии от членства в ЕАЭС больше вреда, чем пользы: «Результаты известны. Я уже не единожды об этом говорил. Падение товарооборота в союзе — около 40% в прошлом году, в этом году — около 15%. Вот результат».
Причем разногласия между Минском и Москвой касаются не только экономики. 22 декабря 2016 г. в МИД Белоруссии был вызван советник-посланник посольства России Вадим Гусев. Ему был выражен протест в связи с высказываниями директора Федерального государственного научного бюджетного учреждения «Российский институт стратегических исследований» Леонида Решетникова. Тот заявил, что «белорусскому языку всего 90 лет», а «Белоруссия — историческая часть Великой России».
РОССИЯ ХОЧЕТ ВВЕСТИ ПАСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ГРАНИЦЕ С БЕЛОРУССИЕЙ
На фоне осложнения отношений с Минском российские власти задумались о введении паспортного контроля на границе в Белоруссией. Это связано с тем, что правительство Белоруссии неожиданно отменило визы для тех, кто пробудет на территории страны не более пяти дней. Новые правила распространяются на граждан 80 стран: весь Евросоюз, США, Японию, Бразилию, Индонезию. За это время можно и деловые вопросы решить, и страну посмотреть. По мнению экспертов, нововведение привлечет в Беларусь бизнесменов и спортивных фанатов. В 2015-ом году Беларусь разрешила иностранцам без визы посещать Беловежскую Пущу, в прошлом - Августовский канал, Гродно. Эти правила уже увеличили поток туристов.
Еще один жест Лукашенко вызвал подозрение в его заигрывании с Брюсселем. Как выяснилось, Лукашенко договорился с Евросоюзом о том, что Минску вскоре будет выделено 7 млн евро на создание «Центров размещения мигрантов» (Migrants Accomodation Center). В описании проекта говорится, что центры будут открытого и закрытого типа, причём последнее означает, что «мигрантов будут содержать под замком до тех пор, пока они не будут депортированы из Белоруссии или не покинут ее добровольно». Учреждения будут рассчитаны на 30−50 мест, и прежде всего в них планируется размещать три категории мигрантов: беженцев с Украины, из Сирии и «лиц, которые уезжают от экономического кризиса в России и ищут работу в странах ЕС». Как замечает автор статьи, в первую очередь в эту категорию могут попасть чеченские беженцы.
Подоплека у этого соглашения, конечно, политическая. Договоренность по беженцам может открыть Минску зеленый свет на упрощение условий въезда белорусских граждан в страны Шенгена, а также – на упрощение выдачи рабочих и студенческих виз.
По просьбе ИА «Медиафакс» ситуацию в российско-белорусских отношениях комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:
- Я думаю, что Россия и Белоруссия выработают компромисс, но Минск не сможет диктовать свои условия Москве. Разногласия по цене на транзит нефти используются руководством Белоруссии как инструмент давления на Москву. Лукашенко хочет добиться стоимости газа для Белоруссии, которая была бы сравнима со стоимостью газа для регионов России. Речь идет о цене порядка $ 70 за 1000 кубометров. Это, конечно, неприемлемо для России. В ответ Москва заявляет о сокращении поставок нефти в Белоруссию. Минск зависит от российской нефти, потому что эта нефть перерабатывается на белорусских предприятиях, после чего нефтепродукты поставляются в Европу».
Объявляя о сокращение беспошлинных поставок нефти из России в Белоруссию, Москва пытается оказать влияние на позицию Минска в газовом вопросе и заставить Лукашенко выплатить долг перед Россией в размере 400 млн. долларов. Однако, судя по всему, Минск пока платить не хочет. Напомню, что в 2015 года стороны достигли договоренности, согласно которой Белоруссия получает от России межбюджетную компенсацию, размер которой - больше, чем белорусский долг. И, конечно, это был жест доброй воли со стороны России. Но это предварительное соглашение так и не было не было реализовано.
Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=25170
20 Январь 2017, 15:29

Версия для печати


Последние новости по этой теме: