ПОБЕДА МАКРОНА: РОССИИ НЕ УДАЛОСЬ ПРОБИТЬ БРЕШЬ В СТЕНЕ ЕВРОСОЮЗА


ПОБЕДА МАКРОНА: РОССИИ НЕ УДАЛОСЬ ПРОБИТЬ БРЕШЬ В СТЕНЕ ЕВРОСОЮЗА

Итоги выборов президента Франции в интервью ИА «Медиафакс» комментируют депутаты Госдумы
В минувшее воскресенье Франция отмечала двойной успех. На чемпионате мира по хоккею сборная Пятой Республики неожиданно разгромила фаворита турнира – сборную Финляндии со счетом 5:1. Но главным триумфом французской демократии стала уверенная победа лидера движения «Вперед!» Эммануэля Макрона.
Победа 39-летнего «красавчика Макрона» во втором туре выборов президента Франции была настолько убедительной – он набрал почти в два раза больше голосов (66,05% против 33,94%), чем его соперница из «Национального фронта», - что явно расстроенная Марин Ле Пен даже не пыталась поставить под сомнение честность подсчета голосов и, публично признав свое поражение, поздравила по телефону победителя президентского марафона.
Это и есть признак зрелой демократии: вспомним, что и после победы Дональда Трампа на выборах президента США проигравшая Хиллари Клинтон не дала повода сомневаться в легитимности избрания нового хозяина Белого дома. Но это единственная параллель между выборами президентов США и Франции. Если Дональд Трамп олицетворяет тенденцию к антиглобализму и национализму («Америка прежде всего!»), то Эманнуэль Макрон, напротив, ратует за более тесную интеграцию Франции в Европейский Союз.
В российских политических кругах поражение Марин Ле Пен вызвало досаду: в случае победы лидера ультра-правого «Национального фронта» у Кремля появился бы реальный шанс пробить брешь в «железобетонном» единстве Евросоюза в вопросе антироссийских санкций. С марта 2014 года, когда в Крыму был проведен референдум о присоединении полуострова к России, все 28 стран Евросоюза каждые полгода продлевают экономические санкции против России.
Марин Ле Пен в ходе недавнего визита в Москву и встречи с Владимиром Путиным пообещала, что не только применит вето Франции в ЕС на пролонгацию антироссийских санкций, но и признает Крым неотъемлемой частью Российской Федерации. Впрочем, эксперты, в том числе и сторонники Ле Пен считают, что одной из причин ее поражения во втором туре стало то, что она откровенно позиционировала себя как «пророссийский кандидат». Такая ее откровенность напугала не только правящий класс и ведущие СМИ Франции, но и часть «болота» - колеблющихся избирателей, симпатии которых, как маятник, качало из стороны в сторону.
Аналитики указывают и на такой феномен состоявшихся выборов: впервые со времен генерала де Голля президентом стал не представитель голлистов или социалистов, а по сути самовыдвиженец, который менее чем за год до выборов «раскрутил» созданное им движение «Вперед!». В свое предвыборной программе Макрон позиционировал себя как центрист, не связанный ни с правыми голлистами, ни с левыми социалистами.
Впрочем известный немецкий политолог Александр Рар уверен, что Макрон явно лукавит. «Я считаю, что Макрон повторит путь Дональда Трампа, - уверен эксперт. – Подобно тому, как Конгресс США и общественное мнение умерили радикальный пыл Трампа, так же истеблишмент Пятой Республики не позволит Макрону проводить радикальные реформы».
Вот как прогнозирует реформу политической системы Франции Арно Дюбьен, директор Аналитического центра «Обсерво» при Франко-российской промышленной палате: «Сейчас пока рано говорить о кризисе Пятой республики, но нельзя исключить трансформации биполярной системы в новую структуру. Макрону удалось перетянуть на свою сторону часть электората Соцпартии. Сейчас его задачей является сделать то же самое с правыми центристами и голлистами. Тем самым он может повести Францию по так называемому «третьему пути».
Эксперты ведущих европейских столиц после победы Макрона явно воодушевились и заговорили о том, что опасения скептиков по поводу прихода к власти в ряде стран Запада ультраправых явно не оправдали. Несмотря на рост антииммигрантских настроений, электорат ведущих стран ЕС не торопится перейти на сторону крайне правых движений, которые обещают радикально решить вопрос с засильем «исламских фундаменталистов» в Европе. Так, в прошлом году на выборах президента Австрии потерпел поражение кандидат крайне правых Хофер, а в марте этого года в Нидерландах на выборах проиграла антииммигрантская Партия свободы.
Тем не менее, руководитель Центра французских исследований института Европы РАН Юрий Рубинский приводит интересные цифры: «В 2017 году «Национальный фронт», получив почти 34%, удвоил число своих избирателей по сравнению с 2002 годом, когда основатель партии Жан-Мари Ле Пен во втором туре набрал всего 17% голосов». Так что, как считает эксперт, Марин Ле Пен вполне может рассчитывать на успех в ходе следующих выборов президента в 2022 году.
По просьбе ИА «Медиафакс» итоги выборов президента Франции комментирую депутаты Госдумы РФ:

Леонид Слуцкий, председатель комитета Госдумы по международным делам:
- Победа Макрона во многом объясняется опасениями по поводу возможного выхода Франции из Европейского союза в случае избрания Марин Ле Пен. Вот почему правящий класс и ведущие СМИ вели откровенную пропаганду в пользу Макрона, хотя год назад о нем во Франции было мало что известно. Что касается внешней политики Макрона, то она, скорее всего, будет мало чем отличаться от политики Франсуа Олланда: курс будет пронатовский и сдержанный по отношению к России. Хотя нельзя исключить, что Макрон пойдет на определенное сближение с Россией.
Вячеслав Никонов, депутат Госдумы, президент Фонда "Политика":
- Состоявшиеся выборы были уникальными, так как во втором туре борьбу вели два кандидата, не связанные с ведущими политическими партиями Франции. Голлисты и социалисты оказались вообще вне игры. Это связано с тем, что экономика страны столкнулась с серьезными проблемами: уровень безработицы превысил 10 %. К тому же в стране периодически совершаются теракты, которые показывают беспомощность властей. Поток иммигрантов в Пятую Республику также усиливает напряженность в обществе.
Победе Макрона в немалой степени способствовало то, что была развернута беспрецедентная глобальная кампания против Марин Ле Пен. Ведущие СМИ Европы и США называли Ле Пен фашистом, и пугали тем, что ее избрание приведет к катастрофе.
Особенность нынешней ситуации в том, что у Макрона нет ни одного представителя его партии в парламенте, так как его партия была создана только год назад. В июне в стране пройдут парламентские выборы, и если Макрон не получит большинства мест в парламенте, то ему придется создавать коалицию с другими политическими силами. В итоге премьер-министром может стать сильная фигура, с которым Макрону придется идти на компромисс.
Что же касается политики Макрона в отношении России, то она мало чем будет отличаться от политики его предшественника. И призывы Макрона в ходе избирательной кампании избегать сближения с Россией вполне отражают позицию правящего класса Франции и ведущих СМИ страны, где очень сильны антироссийские настроения.

Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=25309
09 Май 2017, 10:14

Версия для печати


Последние новости по этой теме: