К ИТОГАМ САММИТА В ТЕГЕРАНЕ: ИЗОЛЯЦИЯ АРМЕНИИ УСИЛИВАЕТСЯ


К ИТОГАМ САММИТА В ТЕГЕРАНЕ: ИЗОЛЯЦИЯ АРМЕНИИ УСИЛИВАЕТСЯ

Два впечатляющих саммита состоялись один за другим с интервалом в один день, и на обоих саммитах были приняты важные решения. Однако ни на один из них Армения не была приглашена. Речь идет о саммитах в Баку и Тегеране.
ПРОЕКТ ВЕКА ЗАПУЩЕН: ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БАКУ-ТБИЛИСИ-АХАЛКАЛАКИ-КАРС
Итак, 30 октября в Баку прибыли президент Турции Реджеп Тейип Эрдоган, а также премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвилии и главы правительств Казахстана и Узбекистана Бакытжан Сагинтаев и Абдулла Арипов. Их в торжественной обстановке принимал лидер Азербайджана Ильхам Алиев. Все они приняли участие в официальной церемонии символического пуска в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс. Значение этого события трудно переоценить: впервые в новейшей истории посредством ж/д магистрали открывается сухопутное сообщение между Азербайджаном и Турцией.
Выступая на торжественной церемонии, Ильхам Алиев подчеркнул: «Создание транспортного маршрута Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс означает восстановление участка Шелкового пути, который откроет для многих стран новые экономические возможности». Общая протяженность трассы составляет 826 км. По этой магистрали будут транспортироваться из Азии в Европу грузы из Китая, Казахстан, Узбекистана, Азербайджана, Грузии и Турции. После введения ж/д магистрали в эксплуатацию объем товарооборота между Азербайджаном, Грузией и Турцией достигнет впечатляющей планки в 10 млрд. долларов. На первом этапе объем перевозок составит приблизительно один миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов, на втором этапе — 17 миллионов тонн и два миллиона пассажиров в год.
Официальный Баку заявил, что Армения не будет допущена к использованию железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс для перевозки своих грузов. С этой жесткой позицией согласился и Реджеп Эрдоган. «Пока Армения не положит конец оккупации Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов Азербайджана, не может быть и речи об участии Еревана в этом масштабном транспортном проекте», - заявил в Баку турецкий президент.
САММИТ «БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ» В ТЕГЕРАНЕ: АРМЕНИЮ НЕ ПРИГЛАСИЛИ
Спустя всего сутки после саммита и торжественной церемонии в Баку в столице соседнего Ирана 1-го ноября состоялся другой, не менее важный саммит с участием президентов России, Ирана и Азербайджана – Владимира Путина, Хасана Рухани и Ильхама Алиева. Примечательно, что «хозяин» саммита Хасан Рухани не посчитал нужным приглашать президента Армении Сержа Сарксяна. Видимо, тем самым он дал понять, что экономическая роль Армении в развитии регионального сотрудничества весьма невелика. Кроме того, у Армении не решен конфликт с Азербайджаном, и приглашение в Тегеран армянского президента могло бы вызвать недовольство Ильхама Алиева.
В Тегеране также в центре внимания был транспортный проект, но с другим маршрутом. Речь идет о транспортном коридоре «Север–Юг», составной частью которого станет железнодорожная магистраль Решт (Иран) — Астара (Азербайджан). Эта трасса длиной 172 км. соединит Европу с Азией, и ежегодно по этой магистрали будет перевозиться до 10 млн тонн грузов. Президент Азербайджана с гордостью заявил, что все строительные работы на азербайджанском участке транспортного коридора «Север–Юг» были завершены в прошлом году.
Другое дело – Армения, которая хотя и не была приглашена в Тегеран, но все же включена в проект «Север-Юг». Однако дела у Еревана обстоят не лучшим образом: стране негде взять денег, казна пуста. В ходе пресс-конференции в Ереване премьер-министр Армении Карен Карапетян выглядел подавленным. Несмотря на то, что недавно была создана армяно-иранская зона свободной торговли, отношения Еревана и Тегерана оставляют желать лучшего. Иран не связывает с Арменией больших надежд на реализацию масштабных проектов.
Тем не менее, у Еревана амбициозная цель - в рамках проекта «Персидский залив - Черное море» создать коридор из Ирана через Армению и Грузию к побережью Европы в Черном море. Однако беда в том, что с 2012 года, когда Армения начала строить свой участок автомагистрали «Север-Юг» из намеченных 556 километров построено всего 35 км. пути. Премьер-министр Армении Карен Карапетян, конечно, недоволен. «В половине десятого на «мосту» еще нет работников, - сетует он. - В половине шестого у них перекур. Однажды я уже поднимал этот вопрос, и мне сказали, что они укладываются в сроки. Если работа идет в таком темпе, тогда сократите сроки. Никакая работа не ведется».
А ларчик, как говорится, открывается просто: у автодорожников Армении просто нет денег.
Зато у Армении появился другой, более важный, козырь. «В ближайшие дни в Армению поступит новая партия вооружений в рамках заключенного с Россией кредитного договора, - заявил президент страны Серж Сарксян. - Поставки по 200-миллионному кредиту завершатся к концу года, после чего с Россией будет подписано еще соглашение – на сумму в 100 миллионов долларов. В Баку это заявление Сарксяна восприняли как прозрачный намек на то, что закупаемое Ереваном высокоточное оружие может быть применено против нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс.
У Азербайджана, в отличие от Армении, проблем с финансами нет. «С 2004 года по сегодняшний день в Азербайджане было построено 11 тысяч км дороги, в эксплуатацию были сданы 6 аэропортов, - заявил на упомянутой выше церемонии в Баку ильхам Алиев. - У Азербайджана есть примерно 20 больших грузовых самолетов, а также флотилия на Каспии из 270 кораблей. Несколько лет назад в Азербайджане был построен судостроительный завод. Первая фаза морского порта «Алят» будет сдана в следующем году. Через этот порт будут проходить 15 млн. тонн грузов и 100 тысяч контейнеров. После сдачи второй фазы пропускная способность порта достигнет 25 млн. тонн».
По просьбе ИА «Медиафакс» итоги саммитов в Баку и Тегеране комментирует депутат Милли Меджлиса Азербайджана, известный политолог Расим Мусабеков:
- Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс играет стратегически важную роль для экономической интеграции стран региона. Этот проект был успешно реализован, несмотря на отказ западных инвесторов инвестировать деньги в этот проект и неоднократные предупреждения конгресса США о том, что эта дорога не нужна. . Успешной реализации проекта способствовало и то, что Азербайджан выделил Грузии кредит в 200 млн долларов сроком на 25-летний срок под 1% годовых.
Что же касается саммита в Тегеране с участием президентов России, Азербайджана и Ирана, то формат этой встречи показывает, что важные региональные и мировые проблемы обсуждаются без участия Армении. Встреча в Тегеране показала, что у Азербайджана, Ирана и России имеется высокий потенциал стратегического сотрудничества. Три президента обсудили проблемы региональной безопасности и сотрудничества в сфере транспорта, энергетики, а также перспективу совместной разработки и транспортировки нефти и газа на Каспии.
Роль Азербайджана в том, что путем использования генерирующих мощностей наша страна может обеспечить согласованную работу электроэнергетики трех стран как единой системы. Кроме того, Азербайджан имеет большой опыт работы на морских месторождениях, и в условиях, когда конгресс США применил санкции против России и Ирана, роль Азербайджана в реализации региональных энергетических проектов будет увеличиваться.
В настоящее время России и Иран призывают Армению освободить оккупированные азербайджанские территории, так как возможное возобновление боевых действий между Арменией и Азербайджаном поставит под угрозу реализацию масштабных транспортных и энергетических проектов.

Автор Андрей Раевский, политический обозреватель

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=25487
04 Ноябрь 2017, 10:28

Версия для печати


Последние новости по этой теме: