"Прозрачные намеки"


"Прозрачные намеки"

Мировые СМИ продолжают комментировать публикацию очередного доклада Transparency International, посвященного уровню коррумпированности в мире. Самой некоррумпированной страной признана Новая Зеландия (в прошлом году она была второй, уступив одну позицию Дании). Самой коррумпированной - Сомали. Азербайджан улучшил свое положение на 15 пунктов, поднявшись со 158-й до 143-й позиции и опередив на 3 пункта Россию и Украину (146). Армения, наоборот, рухнула на 12 пунктов - со 108-й до 120-й позиции. Из новых независимых государств постсоветского пространства самыми некоррумпированными признаны Эстония (27), Литва (52) и Латвия (56), достаточно высоко оценен рейтинг Турции (61) и Грузии (66), где антикоррупционная программа - предмет национальной гордости без иронии и кавычек. Самыми коррумпированными на постсоветском пространстве признаны Туркменистан и Узбекистан (168 и 174 соответственно).

Из всего этого, конечно, можно и нужно сделать выводы. Прогресс есть, но вот считать ли его достаточным - спор из разряда "стакан наполовину пуст или наполовину полон". Но вопрос в другом: на основании каких методов ведется исследование и выставляется оценка? На сайте уважаемой Transparency International вроде бы все расписано и разложено по полочкам. Только вот результаты вызывают вопросы.

Так, самой коррумпированной страной названа Сомали. Говорить там о законопослушании в голову не придет. Но проблема в том, что эрозия государства в Сомали достигла того предела, что здесь просто никому не придет в голову "позолотить ручку" чиновнику за ту или иную бумагу: власть контролирует лишь пару кварталов в столице Могадишо. А там не разгуляешься.

Куда примечательнее, впрочем, другое. Согласно исследованиям, стабильно в первую десятку стран по "честности" входит Швейцария. К примеру, в 2007 году она занимала 7-ю позицию, на следующий год - 5-ю, как и теперь. И все бы ничего, но модернизировать свое закононодательство о банковской тайне Швейцария согласилась лишь минувшим летом, и то под угрозой санкций - юристы из США пришли к выводу, что именно через швейцарский UBS отмывались укрытые от налогов деньги из-за океана. В 2008 году, по подсчетам американских же специалистов, сумма "черных" денег, которые прокручивались через старейший в мире "оффшор", возросла в разы. Именно в Швейцарии вспыхивали, а главное, потом благополучно глохли громкие коррупционные процессы, включая "Мабетекс". Но все это не помешало Альпийской Республике занимать в рейтинге Transparency International стандартно высокие позиции. В уважаемой Transparency International не заметили даже скандала со "спящими счетами".

Весьма лестные позиции отводятся в рейтинге Transparency International и Сингапуру. По мнению экспертов организации, здесь все честно. Одна проблема: именно через Сингапур отмываются доходы печально известного "золотого треугольника". К тому же здесь вроде бы проходят выборы, но избирательный бюллетень, так же, как в саддамовском Ираке, включает имя и фамилию избирателя. То есть голосование здесь открытое даже де-юре. А диктатура и коррупция в современном мире, увы, синонимы.

Можно, конечно, удариться в рассуждения в стиле "но может быть, при этом сами швейцарцы, сингапурцы и т.д. закон не нарушают". Но, простите, если у общества "грязные деньги" не вызывают реакцию отторжения, то это говорит о многом. В таком случае "честность" Швейцарии - это, простите, не более чем "человеколюбие" группы "Альфа", чьи бойцы без колебаний стреляли по безоружным на "национальных окраинах", но в Москве вдруг задумались о "высоких материях" и стрелять отказались. Эйхман, знаете ли, тоже не немцев в газовые камеры заталкивал. А швейцарские банкиры без колебаний принимали от фашистской Германии золото, в том числе те слитки, где металл содержал солидную примесь ртути - это были переплавленные зубные коронки, "изъятые" в концлагерях. Проще говоря, складывается впечатление, что борьба с коррупцией в представлении Transparency International имеет свою "тайную географию".

А вот это уже самым непосредственным образом затрагивает интересы Азербайджана. В том числе и потому, что, комментируя доклад Transparency International, обозреватель ВВС Владимир Козловский, в числе прочего, счел необходимым упомянуть, что недавно в Нью-Йорке к году тюрьмы был приговорен некий Фредерик Бурк, один из фигурантов дела Кожени.

О "деле Кожени" писали и говорили предостаточно. Напомним: в 1998 году, когда New York Times советовала забыть о тайских акциях, фьючерсных сделках по сырью и южноафриканских бриллиантах ради единственного неподеленного богатства - каспийской нефти, выходец из Чехии Виктор Кожени предложил реализовать в Азербайджане коррупционную аферу: при помощи взяток запрограммировать результаты аукциона по приватизации Азнефти таким образом, чтобы собственниками азербайджанской нефти оказались сам Кожени и его "подельники". Потом в американских СМИ это получило весьма четкое название: "украсть у Азербайджана его главное богатство - нефть". Какую долю отводил себе Кожени - 5%, как некогда Гюльбенкян, или больше - неизвестно, но ему удалось набрать у потенциальных инвесторов ни много ни мало 180 миллионов долларов. Для приватизации "Азнефти" этого, конечно, недостаточно, но примерно за такие смешные деньги уходили в России в частные руки весьма прибыльные нефтяные месторождения, угольные разрезы и т.д. Но вся разница с "Азнефтью" состояла в том, что эту компанию так и не приватизировали. Аукциона не состоялось. А денежки, на которые предполагалось скупить опционы, а затем приватизировать "Азнефть" на "заказанном" аукционе, "испарились".

Тогда добропорядочные инвесторы вдруг вспомнили, что Кожени вообще-то делец с не лучшей репутацией. Что он уже "нагрел" своих соотечественников в Чехии на солидные деньги во время приватизационных афер. И что у него вообще репутация патологического лгуна, афериста и "торговца воздухом". И заявили, что "пражский пират" их попросту ободрал. Но тут уже американская юстиция заинтересовалась другим вопросом: а на что, собственно говоря, Кожени собирал деньги?

Сегодня в Сети можно найти пресс-релиз Департамента юстиции США, посвященный процессу над Бурком, бывшим владельцем компании по производству дамских сумочек и соседом Кожени по фешенебельному курорту Аспен в горах штата Колорадо. Из этого документа ясно: в Вашингтоне не конкретизировали, на самом ли деле Кожени делился с кем-то в Баку или же по своему обыкновению торговал воздухом: чужая страна, чужая юрисдикция. Главное, что инвесторы знали: деньги пойдут на взятки и подкуп. Или во всяком случае могли знать об этом. А в этом случае принятый в США еще в 1977 году закон неумолим: "портить среду" для бизнеса в других странах не позволено. Даже по незнанию.

Наверное, можно было бы пропеть дифирамбы западной юстиции, если бы не одно "но". В числе тех, кто внес свои кровные в фонд Кожени, был и Джордж Митчелл. Бывший лидер демократической фракции в сенате США, именно он сыграл главную роль в заключении "Соглашений Страстной пятницы", положивших конец вооруженному противостоянию в Северной Ирландии. Он приезжал в Баку, появился на одном из тех шикарных приемов, которые закатывал здесь Кожени. Сегодня Джордж Митчелл - спецпредставитель Барака Обамы на Ближнем Востоке. Ему по закону 1977 года отвечать не пришлось. Сенатор не услышал даже простого "ай-я-яй". Но зато слова "коррупция" и "Азербайджан", обсуждая дело Кожени, с упоением ставили в одно предложение - хотя наличие реальной "азербайджанской составляющей" в деле Кожени так и не было доказано в суде.

Но тогда уже "дело Кожени" как-то очень легко соотнести с недавним заявлением президента Афганистана Хамида Карзая, по словам которого, коррупция в Афганистане имеет "внешние причины". Можно вспомнить, что на языке "хинди" коррупция обозначается словом "буфорс" - по названию уважаемого шведского концерна, производителя оружия, который щедро раздавал в Дели взятки, пытаясь заполучить выгодные контракты на поставки для местной армии. При этом в той же Швеции, к примеру, в целях борьбы с проституцией наказывают не "ночную бабочку", а ее клиента. Власти Франции только теперь начали расследование той самой "черной кассы", которую создала нефтяная компания "Эльф Акитен" для подкупа чиновников в "третьих странах" и продвижения таким образом французских интересов. Потом, правда, выяснилось, что свои интересы нефтяная компания продвигала тем же способом. "На берегах Сены прижились нравы банановых республик!" - справедливо возмущались французские журналисты.

Уважаемый "Статойл", представляющий некоррумпированную Норвегию, "засветился" в громком скандале в Иране - ее представители через местную консалтинговую фирму "подмазали" чиновников, чтобы получить выгодный контракт. Тоже уверяли, что не знали о взятках. Не помогло.

А тогда уже кажется не случайным, что коррупцию политологи и исследователи относят к числу классических "постколониальных" проблем, тех, которые остались в наследство "цветным" от честных и неподкупных европейцев.

НУРАНИ/echo/

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=2656
19 Ноябрь 2009, 11:26

Версия для печати


Последние новости по этой теме: