"Толерантность" по-швейцарски


"Толерантность" по-швейцарски

Мировое сообщество осуждает запрет минаретов в Швейцарии

НУРАНИ

Мировое сообщество продолжает комментировать сенсационные итоги референдума в Швейцарии, где 57,5% избирателей высказались в ходе референдума за запрет на строительство в стране минаретов.

 

Швейцария, как известно, считается страной "прямой демократии". На референдум здесь выносится абсолютно все, вплоть до того, следует ли обязать мотоциклистов носить при езде шлемы. На сей раз решили вынести на референдум вопрос о том, разрешается ли при мечетях строить еще и минареты. И в результате разразился скандал, который может во всех смыслах дорого обойтись Швейцарской Республике.

 

Как теперь поясняют журналисты, швейцарские правые развернули впечатляющую агитационную кампанию, построенную на обычной фальшивке: дескать, мечеть - это молельный дом, но минарет - уже, оказывается, "символ радикального и воинствующего ислама". Более того, подобная политика, пусть и без соответствующего оформления, проводится в Швейцарии уже давно: в стране не менее 200 действующих мечетей, но минаретов всего четыре, и власти и до референдума под разными предлогами отказывали мусульманским общинам в праве на их постройку. Можно, конечно, иронично поинтересоваться, какую роль здесь сыграло то самое стихотворение, которое прочитал на одном из митингов турецких исламистов Реджеп Тайип Эрдоган, тогда еще активист ныне распущенной "Рефах": "Мечети - наши казармы, минареты - наши штыки, купола - наши шлемы, а верующие - наши солдаты", но в канонах исламской архитектуры швейцарцы разбирались не так хорошо, как в сортах шоколада, но вот о существовании воинствующего ислама, судя по всему, знали.

 

А теперь уже и власти Альпийской Республики, и Европа, и ООН пытаются осмыслить, что же делать с результатами референдума. С одной стороны, это вроде бы волеизъявление народа. Но, с другой, от этого "волеизъявления" как-то не по себе. Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй заявила, что запрет на строительство минаретов в Швейцарии является дискриминацией и грозит катастрофой международному праву. Пиллэй не стала объявлять запрет незаконным, но осудила "кампанию по запугиванию, направленную против иностранцев", которая предшествовала референдуму, и "сеющий распри" результат голосования, передает Associated Press. Европейская комиссия по правам человека уже заявила, что запрет может повредить фундаментальным свободам, и задалась вопросом, могут ли права человека быть предметом народного голосования. Глава МИД Франции Бернар Кушнер счел происшедшее "проявлением нетерпимости" и выразил уверенность, что не разрешать строить минареты - это значит притеснять религию. "Если нас попросили бы не сооружать колоколен, несомненно, мы были бы недовольны. Я думаю, швейцарцы достаточно быстро пересмотрят это решение", - цитирует его "НГ". Ватикан заявил, что решение швейцарских избирателей создает дополнительные проблемы в сосуществовании различных религий и культур.

 

Квинтэссенцию спора излагает на своих страницах Frankfurter Rundschau, по мнению которой, минареты - это только надводная часть айсберга. Наиболее отчетливо глубинный смысл инициативы выражен на сайте ее инициаторов - "кто строит минареты, хочет здесь остаться". А они хотят, чтобы мусульмане ушли. В Швейцарии процент иммигрантов уже достиг 21%, напоминает газета. Существует страх перед "чуждым влиянием", и его нужно воспринимать всерьез. Настоящей проблемой, перед которой стоит Швейцария, говорится далее в статье, является интеграция людей другой культуры. Речь идет не об ассимиляции, а именно об интеграции, о совместной жизни людей разного происхождения при взаимном уважении чужих культур и религий. Вот существо дискуссии, охватившей всю страну, а не строительство минаретов, которых сейчас в Швейцарии всего четыре.

 

Плюс ко всему, по данным той же "Независимой газеты", многие европейские правые политики уже готовы "взять на вооружение" опыт Швейцарии. Герт Вилдерс, депутат и руководитель крайне правой Партии свободы Нидерландов, заявил в интервью Radio suisse italienne (RSI), что вскоре потребует от голландского правительства организации аналогичного референдума. Лидер Датской народной партии Пиа Кьерсгор также намерен выступить в парламенте с инициативой о проведении референдума с целью запрета строительства минаретов. Генсек австрийской партии "Союз за будущее Австрии" Мартин Штруц рассчитывает добиться законодательного запрета на возведение минаретов в своей стране, Министр по упрощению законодательной системы Италии Роберто Кальдероли заявил прямо: "Из Швейцарии нам послан четкий сигнал: да - колокольням, нет - минаретам". В Германии, отмечает швейцарская Temps, происшедшее в Швейцарии расценили как проявление "опасений относительно исламизации страны, которое также существует и в Германии, и к которому следует относиться серьезно". Об этом сказал Вольфганг Босбах, представитель партии ХДС, к которой принадлежит и бундесканцлерин Ангела Меркель.

 

Так или иначе, по имиджу Швейцарии как безопасной, толерантной и благожелательной страны нанесен весьма болезненный удар. Впрочем, как иронично отмечают многие, "пиар" не так уж редко расходится с жизнью, и в истории Швейцарии можно найти сколько угодно доказательств этому нехитрому постулату. Еще в начале ХХ века Альпийская Республика считалась лучшим местом для дипломатических встреч, но мало кто желал вспоминать, почему на долгие годы были разорваны дипломатические отношения Швейцарии и СССР: после того, как некий Максим Конради застрелил советского полпреда Вацлава Воровского, швейцарский суд выпустил Конради из тюрьмы, посчитав, что тот таким образом "мстил большевикам" за гибель своей семьи. В СССР сочли, что Альпийская Республика не желает обеспечивать безопасность дипломатов, и дипломатические отношения были разорваны. Точно так же мало кто обращал внимание, что в Швейцарии на федеральных плебисцитах женщины получили избирательные права только в семидесятые годы, некоторые кантоны позволили женщинам голосовать на местных выборах только в девяностые (в Азербайджане избирательное право женщины имели уже в 1918 году). А уж о "некоррумпированности" на фоне буксующей реформы банковской тайны и говорить нечего. Теперь, похоже, настал черед "толерантности".

 

Но при этом куда больше информации к размышлению дает, как ни странно реакция мусульманского мира. На первый взгляд, здесь все развивается именно так, как того и следовало ожидать. "Мусульманский мир возмущен решением Швейцарии" - такие заголовки тоже не редкость. Чего, без сомнения, следовало ожидать. Один из лидеров индонезийских мусульман Маскури Абдалла счел, что референдум отражает "ненависть швейцарцев по отношению к мусульманским странам". Глава египетских верующих мусульман назвал референдум "оскорблением". Наиболее четкой оказалась позиция ОИК, где референдум назвали "последним примером растущих анти-исламских движений в Европе, которые провоцируются ультра-правыми политиками-экстремистами, ксенофобами, расистами, выступающими против иммигрантов, которые правят вопреки здравому смыслу, мудрости и общим ценностям". А посол Исламской конференции в Женеве Бабакар Ба просто преподал швейцарцам урок прав человека: "Это плохой ответ на плохой вопрос. Я опасаюсь, что подобные вещи - подарок для экстремизма и нетолерантности".

 

Однако тот же Маскури Абдалла призвал мусульман не мстить швейцарцам за их решение. Нет и призывов к бойкоту швейцарских товаров. И самое главное, арабские нефтяные шейхи не обещают забрать из швейцарских банков свои накопления, а эта мера действительно была бы достаточно действенной. Словом, реакция явно "не дотягивает" до уровня того, что творилось вокруг тех же датских карикатур.

 

Впрочем, к такого рода "толерантности" мусульманским лидерам тоже не привыкать. И здесь лучше всего вспомнить трагическую историю ереванской Голубой мечети. Побывав в советские годы музеем и лишившись трех из своих четырех минаретов, она каким-то чудом уцелела и во время "реконструкции" Еревана, и позже, во время сплошных этнических чисток азербайджанцев. Сегодня Голубая мечеть находится под покровительством посольства ИРИ в Азербайджане и считается действующей. Но вот призыв муэдзина к молитве власти Армении не разрешили. О времени намаза здесь возвещает...колокол. И мусульманские лидеры, включая и официальные власти ИРИ, против этого не возражали. Точно так же простиили Армении и осквернение Агдамской мечети, что было даже снято на видео (ролик потом прошел в эфире РенТВ). Но Армения, как известно, обладает в радикальных мусульманских кругах этаким неофициальным "статусом неприкосновенности". Который теперь, похоже, распространяется и на Швейцарию. И "ларчик" здесь открывается просто: все дело в направлении тех самых финансовых потоков. Финансовую сферу в арабских странах в значительной степени контролируют армянские дельцы - это уже ни для кого не секрет. А швейцарские банки - это швейцарские банки.

 

Поэтому вряд ли стоит надеяться, что мусульманские лидеры призовут к реальному бойкоту Швейцарии, а "нефтяные шейхи" заберут из Альпийской Республики свои деньги.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=2723
02 Декабрь 2009, 11:13

Версия для печати


Последние новости по этой теме: