Министр обороны России угрожает


Какие выводы должны сделать постсоветские страны и их зарубежные партнеры?

Министр обороны России Анатолий Сердюков, как сообщает в своем вчерашнем номере московская газета "Время новостей", сделал ряд сенсационных заявлений. Одно из них, в частности, гласит, что "после реформы армия и флот должны быть готовы участвовать одновременно минимум в трех региональных и локальных вооруженных конфликтах".

Газета особо отмечает, что "такое заявление о создании боеспособных мобильных, максимально вооруженных армии и флота, готовых участвовать как минимум в трех региональных и локальных конфликтах, глава военного ведомства сделал впервые. До этого говорилось об одном конфликте и одной крупномасштабной войне. Незадолго до этого заявления главы Минобороны начальник Генштаба Николай Макаров говорил, что российская армия должна быть готова к выполнению любой поставленной задачи в течение одного часа летом и полутора часов зимой, как когда-то Группа советских войск в Германии".

Военные эксперты соглашаются, что среди приоритетных направлений, на которых предполагаются угрозы возобновления региональных конфликтов, без сомнений, есть Кавказ и Средняя Азия. Относительно третьего направления прогнозы экспертов разошлись: в них в равной степени называются Дальний Восток (Корея) и Причерноморье (Крым).

Прежде всего интересно, чем вызваны подобные заявления первого в истории гражданского министра обороны России Сердюкова, и мог ли он сделать их самостоятельно, без прямой "рекомендации" из Кремля? Во-вторых, любопытно выяснить, на кого именно рассчитаны такие предупреждения? Нет ли среди подразумеваемых Москвой потенциальных адресатов официального Баку, который (как и Тбилиси, и Кишинев) сегодня не в состоянии восстановить территориальную целостность своей страны именно из-за наличия российского фактора как способа защиты незаконных сепаратистских образований.

Безусловно, понятно, что в немалой степени Анатолий Сердюков подразумевал и эти моменты, делая свои заявления, считает известный независимый военный эксперт Узеир Джафаров. "Конечно, желание возможности вести локальные войны одновременно в трех разных географических точках, не всегда совпадает с реальностью. От таких желаний часто приходится отказываться - когда становится явно видно, что они могут привести к нежелательным результатам. Российский министр, конечно же, хочет показать всем, что войска его страны, как и в былые годы, остаются боеспособными, мощными, явно рассчитывая при этом на эффект от российско-грузинского конфликта в августе, на те процессы, которые начались после этих событий. Он имел в виду, конечно, и то, что на Северном Кавказе сегодня остается нерешенной масса вопросов, что часто подтверждается гибелью личного состава армии. Понятно, что министру обороны хочется появления в России действительно боеспособной армии, которая могла бы быстро выполнять поставленные задачи. Но я затрудняюсь предположить, каким именно образом Россия собирается достичь такого уровня мощи своей армии, чтобы она могла одновременно вести три небольшие, но успешные военные кампании в разных местах. Это очень сложно именно с военной точки зрения. Хоть и не невозможно. Не знаю, каким образом Сердюков собирается воплощать в жизнь такую задачу. Но я знаю, что российский генералитет со многими намерениями и решениями нынешнего главы Минобороны РФ не согласен, и не случайно поэтому, что буквально недавно мы были свидетелями серьезных кадровых изменений в военном ведомстве соседней страны".

Если же говорить в чисто военно-политическом контексте, то, безусловно, здесь мы имеем дело со своеобразным предупреждением тем странам, которые иногда озвучивают резкие заявления в адрес России, отметил Джафаров. "Допустим, грузинское руководство продолжает обвинять российскую сторону в событиях августа, когда официальный Тбилиси законным образом пытался обеспечить восстановление территориальной целостности своей страны. Безусловно, в этом содержится и некое упреждающее сообщение в адрес официального Баку. Хотя, уверен, если сейчас дать запрос Минобороны РФ, они тут же ответят, что вовсе не имели в виду никого конкретно. Я очень хотел бы, чтобы официальная Москва сама потрудилась внести ясность в причины этих заявлений. Ведь не совсем понятно, каким именно образом хотел бы использовать министр войска своей страны одновременно в трех направлениях. Не идет ли тут речь о возможности агрессии?"

При этом возможно, что это предупреждение одновременно и близким, и дальним партнерам Азербайджана, Грузии и Молдовы, которые могут без участия России добиться мирного урегулирования их конфликтов. "И Москва хочет показать, что у нее хватит сил для решения этих вопросов в свою пользу даже вооруженным путем, если это понадобится, - отмечает эксперт. - Но не всегда решение министра одобряется руководством личного состава. Возможно, что Сердюков сделал свои заявления самостоятельно, однако не надо забывать, что и В.Путин, и Медведев неоднократно заявляли, что намерены наказывать любого "агрессора", где бы тот ни находился. Наверняка, исходя из этих примеров, министр обороны РФ и позволил себе сделать столь некорректное и неудачное заявление. Российской стороне следовало бы следить за подобного рода выражениями официальных лиц".

Р.ОРУДЖЕВ

/echo/

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=281
24 Декабрь 2008, 11:17

Версия для печати


Последние новости по этой теме: