ЛУЖКОВ-ГРОМОВ: НОВЫЙ РАУНД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» Главы Москвы и Подмосковья ослабляют позиции друг друга


ЛУЖКОВ-ГРОМОВ: НОВЫЙ РАУНД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» Главы Москвы и Подмосковья ослабляют позиции друг друга

Автор Андрей Раевский

Политический обозреватель

Мэр Москвы и губернатор Московской области в очередной раз за минувшие годы вступили в нелицеприятную словесную дуэль. В среду Юрий Лужков фактически обвинил Бориса Громова в провале федеральной программы по защите торфяников в Подмосковье от пожаров, которая была одобрена в 2002 году.  «Для успешной борьбы с пожарами в Подмосковье требуются «не те миллиарды, о которых говорил губернатор Московской области, а внимание и ответственность в работе», - подчеркнул московский градоначальник.

Ответный удар Бориса Громова последовал на следующий день. В четверг он выразил возмущение по поводу заявления Лужкова, правда, не называя последнего по имени. «Удивительна для меня позиция некоторых руководителей Москвы, которые в этой трудной ситуации пытаются блефовать и играть на этих трудностях, обвиняя и правительство Московской области и лично меня якобы в неумении принимать и реализовывать решения по борьбе с пожарами, особенно с торфяными», — подчеркнул Громов.

Губернатор Московской области высказал пожелание, чтобы правительство Москвы вместо того, чтобы делать «популистские заявления» поучаствовало в организации помощи, напомнив, что «смогом и дымом дышат не только жители Подмосковья, но и москвичи». По словам губернатора, в столице «тоже существует несметное количество проблем, в том числе с техногенными и лесными пожарами, к которым мы относимся с большой болью в сердце, и готовы оказать максимальную помощь и поддержку».

Итак, новый раунд «словесной войны» между главами двух крупнейших субъектов Российской Федерации с совокупным населением в 20 млн. человек. И Лужков и Громов уже давно находятся на своих постах. Мэр Москвы занимает эту должность с июня 1992 года, а глава Подмосковья – с января 2000 года. При этом Лужков еще в 2006 году перешагнул 70-летний рубеж, а Громов достигнет этого возрастного рубежа через 3 года.

То есть оба лидера находятся примерно в одной возрастной категории, и они накопили огромный опыт государственного управления. Почему же вместо того, чтобы полюбовно договариваться по ключевым проблемам Москвы и области, оба лидера вот уже как минимум последние пять лет регулярно обмениваются взаимными обвинениями, давая обильную пищу для спекуляций в бульварных СМИ?

Для того, чтобы понять феномен словесных дуэлей в высших эшелонах нынешнего российского истеблишмента, достаточно вспомнить лишь два примера. Первый восходит к 2000 году, когда внутри Минобороны России разразился открытый конфликт между тогдашним главой ведомства Игорем Сергеевым и его начальником Генштаба Анатолием Квашниным. Оба руководителя публично обвиняли друг друга во всех смертных грехах, но при этом продолжали оставаться на своих постах.

Второй пример – возникший в 2005 году конфликт между главой «Роскультуры» Михаилом Швыдким и его формальным начальником Александром Соколовым, возглавлявшим  министерство культуры. Швыдкой подал на Соколова в суд, потребовав от последнего извинений за бездоказательные обвинения ведомства Швыдкова в коррупции. И на этот раз оба участника конфликта остались на своих должностях.

Возникает ощущение, что в отсутствие реальной оппозиции нынешней власти «единороссов» внутри самой властной структуры возникает разделение чиновников на оппонирующие и даже враждующие лагеря. Яркий тому пример – откровенно недружелюбные отношения Лужкова и Громова. Как только в Москве или области возникает чрезвычайная ситуация – имущественные споры, транспортные проблемы или аномальная жара и пожары – сразу главы двух соседних регионов выдвигают обвинения друг против друга.

Вспомним 2006 год, когда Лужков попросил тогдашнего премьер-министра РФ Михаила Фрадкова вывести часть национального парка «Лосиный остров» из охраняемых территорий. Громов воспринял эту инициативу Лужкова как оскорбление в свой адрес. «Предложение мэра Москвы ведет к уничтожению лесов первой категории, и не просто лесов, а лесов, расположенных в Национальном парке, что означает, как минимум лишение части Москвы свежего воздуха», - написал Громов в своем послании Фрадкову.

В том же году Громов резко отверг идею Лужкова объединить Москву и область. По мнению губернатора области, «в случае такого объединения с получится настоящий монстр».

Москва и область долгие годы не могли также решить и имущественные споры. И лишь в 2005 году лед тронулся. В июне того года состоялось совместное заседание Мосгордумы и Мособлдумы, на котором торжественно было заявлено: стороны согласились с решением суда, который постановил оставить территорию аэропорта в областном ведении. За Московской областью останутся и многочисленные торговые комплексы, расположившиеся за МКАД. Однако в ответ Москва взяла под свой контроль другой лакомый кусок – аэропорт Внуково. Именно получив из федеральной собственности в городскую контрольный пакет акций аэропорта Внуково, правительство Первопрестольной отказалась от всех претензий на Шереметьево.

Однако на днях возник новый спор – по поводу автобусных маршрутов. Департамент транспорта и связи Москвы признал 39 автобусных маршрутов, следующих из Московской области в столицу,  «нецелесообразными». В ответ пресс-секретарь Минтранса Московской области Александр Гращенков выразил недоумение, подчеркнув, что  «не понимает мотивации указанного заявления московских властей».

Эти примеры можно было бы продолжить. Ясно одно: личный конфликт между Лужковым и Громовым будет и далее усугубляться, что является отражением конфликта интересов столицы и области. Однако пойдет ли разрастание этой «холодной войны» на благо жителям двух субъектов Федерации – это большой вопрос. И в Кремле должны задуматься над этой проблемой.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=3788
12 Август 2010, 21:43

Версия для печати


Последние новости по этой теме: