Может ли союз тюркоязычных стран стать противовесом СНГ и ЕС? Узбекистан отказался от участия в Стамбульском саммите


Может ли союз тюркоязычных стран стать противовесом СНГ и ЕС?  Узбекистан отказался от участия в Стамбульском саммите

15 сентября (Из Стамбула передает наш обозреватель Айдын Мехтиев)

В среду улицы и проспекты 12-миллионного Стамбула «задыхались» от многочасовых пробок: это было связано с прибытием во «вторую столицу Турции» президентов и глав МИД тюркоязычных стран СНГ. Проведение 10-го юбилейного саммита тюркоязычных стран в бывшей столице Османской империи, расположенной на стыке Европы и Азии, глубоко символично. Отсюда, с берегов Босфора, Турция хочет заявить миру о создании новой структуры, которая в перспективе может стать альтернативой СНГ и Евросоюзу. Ведь геополитические интересы Анкары простираются от Балкан до Южного Кавказа и Центральной Азии.

В четверг, 16 сентября, в Стамбуле президенты пяти стран - Турции (Абдулла Гюль), Азербайджана (Ильхам Алиев), Казахстана (Нурсултан Назарбаев), Киргизии (Роза Отунбаева) и  Туркмении (Гурбангулы Бердымухамедов) скрепят своими подписями Протокол о создании Совета сотрудничества тюркоязычных стран (ССТС), постоянно действующего органа со штаб-квартирой в Стамбуле. Согласно проекту устава Совета, он будет состоять из советов президентов, министров иностранных дел, экспертов, аксакалов и секретариата. Ожидается, что на пост Генерального секретаря Секретариата будет назначен бывший посол Турции в Москве Халил Аканджы. По сути речь идет о создании новой международной организации, в которую войдут Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Туркмения.

Президент Узбекистана Ислам Каримов отказался от участия в саммите и даже не прислал на форум ни одного официального представителя. Зато впервые за долгие годы на саммит такого формата впервые приехал президент Туркмении. Примечательно, что с момента проведения

первого саммита тюркоязычных стран в 1992 году до 5-го саммита, состоявшегося в Астане, Узбекистан и Туркмения неизменно были представлены главами своих государств. Однако именно с 1998 года Ташкент и Ашхабад начинают терять интерес к этим саммитам, в которых тон задает Турция.

На саммите в Баку в 2000 году Туркмения и Узбекистан уровень статуса участиявпервые представлены на уровне председателей парламентов. Узбекистан не принял участия на саммите в Анталии в 2006 году, где Туркмения была представлена на уровне своего посла в Анкаре. На саммите в Нахичевани в 2009 году Узбекистан вновь не принял участие, а Туркмения была представлена на уровне помощника главы государства.

Причины дистанцирования этих стран от саммитов были различны. Туркмения охладела к тюркоязычным саммитам по причине спора с Азербайджаном по вопросу о принадлежности ряда месторождений нефти в спорном участке Каспийского моря. Острота разногласий достигла того уровня, что покойные ныне лидеры двух стран Сапармурат Ниязов и Гейдар Алиев перестали общаться между собой. Более того, в 2001 году Ниязов отозвал своего посла из Баку. Отношения между двумя странами стали улучшаться лишь после смерти Ниязова в 2007 году и прихода к власти в Туркмении Бердымухамедова. При нем состоялся обмен визитами на высшем уровне, возобновило свою работу посольство Туркменистана в Баку, был урегулирован вопрос взаимной задолженности.

Узбекистан охладел к идее «тюркизма» из чисто прагматических соображений. В Ташкенте пришли к пониманию того, что Турция, сама ведущая борьбу за экономическое выживание, не способна сыграть роль локомотива, способного повести за собой экономически слабые республики Центральной Азии.

По мнению политологов, костяк тюркоязычного сообщества составляют три страны – Турция, Азербайджан и Казахстан. Первые две страны идут по пути стратегического партнерство, которое включает также военное сотрудничество. Что же касается Казахстана, то его лидер руководствуется идеей многовекторности внешней политики страны. То есть стратегическое сотрудничество Астаны с Россией вовсе не противоречит идее углубления связей с Анкарой. Примечательно, что Нурсултану Назарбаеву в честь его 70-летнего юбилея в Анкаре был торжественно открыт памятник, что свидетельствует о растущем авторитете лидера Казахстана в Турции.

Поворотным пунктом в истории тюркоязычных саммитов стала встреча лидеров этих стран в Нахичевани. На нем были главы четырех государств подписали Нахичеванскую декларацию и Соглашение о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств. И нынешний саммит в Стамбуле должен усилить интеграционные тенденции и подчеркнуть растущее влияние Анкары в регионе. Конечно, сегодня Турция не способна бросить вызов Москве и заменить ее цементирующую роль на пространстве СНГ. В то же время в перспективе экономическое сближение Турции со странами СНГ может увеличить влияние Анкары в регионе.

В то же время Турция дает понять, что отказ Брюсселя рассмотреть заявку Анкары о вступлении в Евросоюз не может загнать турецкую сторону в тупик. Альтернативой интеграции Турции в европейское пространство является поворот Анкары в сторону СНГ и Азии в целом. И хотя хрупкое пока сообщество тюркоязычных стран никак не может рассчитывать на конкуренцию с мощной экономикой стран Евросоюза, тем не менее Старая Европа понимает: ее энергетическая безопасность во многом будет зависеть от ее отношений со странами Каспия и Центральной Азии, обладающими богатыми месторождениями природного газа и нефти. А ключ от этих залежей находится в руках тюркоязычных стран: Туркмении, Азербайджана и Казахстана.   

СТАМБУЛ.

Айдын Мехтиев,

Политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=4066
15 Сентябрь 2010, 23:40

Версия для печати


Последние новости по этой теме: