top.mail.ru
 
ПОЧЕМУ ТРАМП НЕ УЙДЕТ ИЗ АФГАНИСТАНА? / Азербайджан может купить российские С-500, «Прометей» и «Антей-4000» / Тайные переговоры России и США по Украине / США и Южная Корея начинают совместные учения / Россия нанесла удар по боевикам в Сирии / Причиной смерти Веры Глаголевой стало онкологическое заболевание / ПОМОГ ЛИ КИЕВ СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ СОЗДАВАТЬ РАКЕТЫ? /

Лента новостей


Главная // Блог         19.09.2010      Размер шрифта: а | А

Стамбульские зарисовки: город на берегах Босфора с европейским призванием. Бывшая столица Османской империи стремительно модернизируется

Стамбульские зарисовки: город на берегах Босфора с европейским призванием. Бывшая столица Османской империи стремительно модернизируется

Когда я ранним сентябрьским утром прибыл из Москвы в Стамбул, таможенники в международном аэропорту имени Ататюрка преподнесли неприятный сюрприз: они заставили меня выложить 15 евро за небольшую марку, которую они вклеили в мой паспорт. Затем на марку был поставлен штамп о въезде в страну. На мои замечания о том, что Россия и Турция недавно подписали соглашение об отмене визового режима, последовал четкий ответ: «Визовый режим будет отменен только после ратификации соглашения парламентами двух стран».

Пожалуй, этот «визовый сюрприз» в аэропорту оказался единственным неприятным за все время моей поездки в бывшую столицу Османской империи. В остальном вся поездка была овеяна романтическим ореолом. Я нахожусь в историческом центре города - районе Султанахмет, который назван по имени расположенной здесь знаменитой мечети Sultanahmet Camii. Рядом видны купола знаменитого Софийского Собора (Aya Sophya), который был построен в 532 году при императоре Юстиниане. Величественный, доминирующий над городом собор был превращен в мечеть после падения Константинополя в 1453 году и превращения его в Стамбул.

Уникальный город, находящийся на двух континентах- Европе и Азии, разделен на две части проливом Босфор. И хотя жители города в большинстве своем исповедуют ислам, а каждая пятая женщина носит головной убор в виде мусульманского платка – «тюрбана», тем не менее Стамбул – город с европейским призванием. Яркое тому свидетельство – присвоение городу почетного звания «Европейской столицы культуры-2010».

За последние четыре десятилетия столица бывшей Османской империи стремительно приобретала черты современного европейского мегаполиса. В 1973 году был открыт мост через Босфор, соединивший европейский и азиатский берега Турции. Это историческое событие стало символом рывка восточного Стамбула в Европу. Позже был построен второй мост между Европой и Азией. Оказавшись на берегах Босфора, невольно вспоминаешь стихи Сергея Есенина: «Никогда я не был на Босфоре...». И в душе радуешься: «Я - на Босфоре!»

Следующий этап модернизации – начало в 2000 году строительства первой и пока единственной ветки метро. По официальным данным, «в экономической столице Турции» (так часто называют Стамбул)  живет почти 13 миллионов человек, неофициально — до 16 миллионов. Почти половина жителей мегаполиса живет в Азии, а работает в Европе, и пока в Стамбуле не было «подземки», им приходилось добираться на работу либо на паромах, либо на наземном транспорте (трамвай или такси), что становилось тяжелым испытанием по причине огромных пробок в «часы пик».

Однако в 2000 году жители мегаполиса облегченно вздохнули: в городе был запущен первый участок линии метро из 6 станций. В 2009 году стамбульское метро увеличилось еще на три станции. Однако этого тоже оказалось недостаточно, чтобы окончательно разгрузить «пробки».

И вот в мае 2004 года в Турции началась реализация впечатляющего транспортного проекта «Мармарай», который предусматривает строительство тоннеля под проливом Босфор и соединение Азии и Европы железной дорогой. Шесть с половиной лет назад премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заложил символический камень, что означало начало строительства тоннеля - проекта стоимостью $2,5 миллиарда. Согласно проекту, подводная часть тоннеля под Босфором протяженностью 1,3 километра станет составной частью 70-километрового железнодорожного пути и надземного метро, которые свяжут две крайние точки Стамбула в Европе и Азии - Халкали и Гебзе.

Проект "Мармарай" предусматривает строительство тоннеля, в котором будет по шесть железнодорожных путей в обоих направлениях. Это позволит ежечасно перевозить 150 тысяч пассажиров из Европы в Азию и обратно. Реализация проекта будет иметь историческое значение не только для Турции, но и для Европы и Азии, поскольку обеспечит транспортировку пассажиров и грузов без перерывов. Для реализации проекта, который финансируется правительством Японии, был сформирован консорциум "Евроазия", который образуют четыре турецкие и японские фирмы.

Первоначально планировалось завершить строительство в 2008 году, однако ввиду масштабности проекта реализация его затягивается и пока осторожно заявляют, что, скорее всего, строительство завершится в 2012 году. 

Будущий тоннель под Босфором по праву сравнивают с другим масштабным проектом. Большим событием в жизни Старого Света стала реализация проекта «Евротоннеля» - железнодорожного тоннеля, проходящего под проливом Ла-Манш и соединившего континентальную Европу с Великобританией. Проект был завершён за семь лет силами 13 тысяч рабочих и инженеров.

Евротоннель протяжённость около 51 км (из них 39 км - под морским дном) был тожественно открыт 6 мая 1994 года лидерами государств-участников — королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном. Историческое значение Евротоннеля состояло в том, что спустя 8500 лет со времён последнего ледникового периода вновь появилась возможность перейти по суше из континентальной Европы в Великобританию. Американское общество инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers) объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности. 6 мая 1994 года Евротоннель был торжественно открыт

Можно с уверенностью предсказать, что предстоящая сдача в эксплуатацию тоннеля под Босфором также будет историческим событием, в котором примут участие главы иностранных государств.  Глубоко символично, что железнодорожный тоннель пройдет под одним из самых древних городов мира, соединяющим Европу и Азию.

 

Между тем уверенно растет экономика Турции, во многом благодаря «экономической столице» - Стамбулу. На днях турецкий Институт статистики опубликовал позитивные данные о росте экономики Турции во втором квартале текущего года. Валовой внутренний продукт страны увеличился на 10,3%, в результате чего Турция оказалась на третьем месте в мире по темпам роста экономики за период с апреля по июнь после Сингапура и Тайваня. В целом за первое полугодие зафиксирован рост 11%, что превзошло прогнозируемые показатели. И строительство оказалось лидирующим сектором в восстановлении экономики. О том, что дела в турецкой экономике идут весьма неплохо свидетельствует такой факт: курс турецкой лиры остается стабильным. Сегодня одну лиру можно обменять на 20 российских рублей. А между тем у Турции, в отличие от России, нет ни нефти, ни газа. Так за счет чего растет экономика страны?

В основном, за счет индустрии туризма, строительства и роста производства. По данным портала Property Magazine Inretnational, строительная отрасль продемонстрировала во втором квартале 2010 г. рост 21,9%. За ней последовали рыболовство и производство, которые выросли соответственно на 15,7% и 15,4%. Эти статистические данные возвращают доверие к рынку недвижимости Турции. Одна из ведущих компаний Spot Blue объявила о том, что получила в текущем году рекордно высокое количество запросов от британцев, желающих приобрести недвижимость для отдыха и инвестиций и получить выгоды от неизбежно последующего за восстановлением экономики роста цен на недвижимость.

Согласно данным Главного управления по регистрации земель и кадастру Турции, свыше 32 000 граждан Великобритании имеют недвижимость в этой стране. Прибрежные курорты Средиземного и Эгейского морей привлекают растущий интерес, но и крупнейший город Турции, Стамбул, принявший в этом году почетное звание Европейской столицы культуры 2010, также привлекает большое количество инвесторов.

Таким образом, жители Стамбула уверенно смотрят в будущее: роль мегополиса в жизни Европы будет стремительно расти, и это является надежным гарантом того, что бывшая столица Османской империи в скором будущем станет неотъемлемой частью Старого Света.

СТАМБУЛ-МОСКВА

Айдын Мехтиев,

Политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

videocode

Постоянный адрес новости: http://mediafax.ru/?act=show&newsid=4103
11:09 19.09.2010

Версия для печати



Нравится Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Последние новости по этой теме:

   Шимон Перес в Киеве: «Идите и делайте честную политику»

   Может ли Медведев победить коррупцию?

   Россия – Евросоюз: тернистый путь к безвизовому режиму

   Курилы вновь накаляют атмосферу между Москвой и Токио

   Украина добивается от России цен на газ. Однако Москва вряд ли пойдет на это без политических уступок со стороны Киева

Опрос на сайте Mediafax.ru
    Какова, по вашему мнению, вероятность войны между Израилем и Ираном?
    высокая
    низкая
    нулевая
    затрудняюсь ответить


Мы в социальных сетях

Мы ВКонтакте Мы на Facebook Мы на Mail.ru Мы в ЖЖ Мы на Google+ Мы в Инстаграме

Видео новости

Подробнее »»»

Гость сайта

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ С УЧАСТИЕМ ИЗВЕСТНОГО ИСТОРИКА РУДОЛЬФА ИВАНОВА

Реклама

Архив новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31