ЭЛЬДАР НАМАЗОВ: «Шумиха вокруг Метью Брайзы надуманна»


ЭЛЬДАР НАМАЗОВ: «Шумиха вокруг Метью Брайзы надуманна»

Президент Общественного форума "Во имя Азербайджана", экс-глава секретариата президента Гейдара Алиева комментирует  в интервью www.mediafax.ru  попытки армянского лобби США заблокировать назначение нового посла США в Азербайджане

 

С известным азербайджанским политологом беседует Андрей Раевский

 

Вопрос: Господин Намазов, как Вы уже знаете, на днях комитет по внешним связям Сената США рекомендовал назначить на пост посла США в Азербайджане бывшего сопредседателя Минской Группы ОБСЕ, помощника госсекретаря США по Европе и Евразии Метью Брайзы. Однако некоторые сенаторы США пытаются наложить вето на это назначение. Как Вы оцениваете эти попытки?

 

Ответ: Действительно, сенаторы Роберт Менендес и Барбара Боксер предприняли попытку заблокировать кандидатуру Мэтью Брайзы на пост посла США в Азербайджане. За этими попытками просматриваются настойчивые усилия армянского лобби, направленные на то, чтобы не допустить назначения Брайзы на этот пост. Некоторые законодатели США пытаются подыгрывать армянскому лобби с целью заручиться на предстоящих в ноябре промежуточных выборах в Конгресс голосами армянских избирателей Калифорнии. Однако мне шумиха вокруг этих дебатов, поднятая в армянских СМИ, кажется надуманной. Возникает закономерный вопрос: кто определяет кандидатуру посла США в Азербайджане – Госдепартамент США или армянское лобби. По нормам международного права, это прерогатива внешнеполитического ведомства США. Однако по логике армянских националистов получается совсем другая картина: они путем давления на администрацию Обамы и на Конгресс США хотят «протащить» на пост посла США в Баку человека, который был бы удобен для Еревана. Но эта логика абсурдна. Эти попытки армянской стороны создают напряженность в отношениях Еревана и Вашингтона. От этих попыток остается неприятный осадок. И я не думаю, что руководству Армении выгодна такая напряженность. Тем более что на Капитолийском холме немало сторонников углубления сотрудничества между Вашингтоном и Баку. Я приведу лишь один пример. Конгрессмен США Майкл Макманон приветствовал решение сенатского комитета об утверждении кандидатуры Метью Брайзы. Он, в частности, заявил, что Азербайджан является незаменимым партнером США в войне с террором, а также играет ключевую роль в создании энергетического коридора в стратегически важном регионе Каспия.

 

ВОПРОС: Как Вы оцениваете переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном?

 

ОТВЕТ: Сегодня переговоры практически оказались в тупике. Напомню, что в конце прошлого - начале нынешнего года сопредседатели Минской группы официально предложили сторонам обновленные Мадридские принципы. Азербайджан в целом поддержал этот документ, а Армения поддержать отказалась. Так как документ был результатом многолетнего переговорного процесса, после которого уже вряд ли можно придумать какие-то новые принципы и подходы, то можно утверждать, что сейчас переговорный процесс сорван. Причем по вине армянской стороны. Одним из последствий срыва дипломатических переговоров стало обострение ситуации на линии соприкосновения вооруженных сил двух конфликтующих сторон.

 

ВОПРОС: Разделяете ли Вы опасения некоторых азербайджанских экспертов по поводу того, что недавно подписанный российско-армянский протокол нарушает баланс сил в регионе?

ОТВЕТ:
Я должен отметить, что подписание армяно-российского протокола о пролонгации срока военной базы в Гюмри, конечно, вызвало вполне обоснованное чувство опасения в Азербайджане. Значение этого соглашения не стоит преувеличивать так, как это делают в самой Армении, трактуя это как однозначное изменение военного баланса в свою пользу. Однако и недооценивать этот протокол мы тоже не имеем права. Его подписание противоречит, на мой взгляд, заявленным стремлениям России в нашем регионе и ее посреднической функции в урегулировании карабахской проблемы.

 

ВОПРОС: И вслед за подписанием этого российско-армянского соглашения президент РФ прибыл в Баку. Это стало простым совпадением?

 

ОТВЕТ: Не думаю, что это было простым совпадением. Официальный визит Дмитрия Медведева в Азербайджан - событие очень важное как с точки зрения двусторонних отношений, так и в контексте региональной политики. Я бы выделил ряд обстоятельств, которые вынуждают выделить данный визит из ряда подобных. Предложения Москвы, сделанные в ходе последней трехсторонней встречи по урегулированию карабахской проблемы, организованной президентом России в Санкт-Петербурге, были крайне критически восприняты азербайджанской стороной. Вслед за этим последовал официальный визит президента России в Армению и подписание известного протокола о продлении срока и расширении функций российской военной базы в Армении, что также вызвало негативную реакцию в Баку. Особую озабоченность в Азербайджане вызывает то обстоятельство, что эти шаги Россия предприняла сразу после того, как Армения отказалась поддержать предложенные Минской Группой ОБСЕ  обновленные мадридские принципы. Предпринятые Москвой последние шаги были расценены в Баку как открытая поддержка Еревана в торпедировании многолетней работы Минской Группы ОБСЕ. Причем в такой версии, которая бы делила бы ответственность за провал в равной мере на обе стороны, хотя официально Баку одобрил предложенные принципы. На этом фоне визит Медведева в Азербайджан приобрел очень специфический характер. Несмотря на обширную повестку переговоров, включающую вопросы делимитации границ, экономического и гуманитарного сотрудничества, в Азербайджане этот визит рассматривался только под одним углом зрения - будет ли Россия стремиться восстановить явно накренившийся в сторону Армении баланс своей региональной политики или двусторонние отношения будут продолжать дрейфовать к опасной черте открытого политического противостояния. Сложилось впечатление, что дипломатический «статус-кво» российской политики в карабахском урегулировании был уже нарушен и визит Медведева в Баку был призван в первую очередь ответить на вопрос: в какую сторону будут развиваться отношения, по крайней мере - в среднесрочной перспективе.

 

ВОПРОС: Сегодня складывается такая картина: Армения входит в военный блок ОДКБ, в котором Россия играет ключевую роль. Иными словами, Армения и Россия – члены военного альянса. Азербайджан, напротив, не имеет военного союза ни с одной из региональных держав. В этой связи не кажется ли Вам, что недавнее подписание в Баку Соглашения о стратегическом партнерстве Азербайджана и Турции – это попытка Баку и Анкары создать противовес ОДКБ и просматривается ли в этом соглашении военный аспект?

 

ОТВЕТ: Я не думаю, что Азербайджан и Турция пытаются создать противовес ОДКБ. То, что две республики углубляют сотрудничество во всех отраслях – это нормальный процесс. Две страны развивают стратегическое партнерство, что не исключает их взаимодействия и в военной сфере. Но это не означает, что Азербайджан, заручившись военной помощью Анкары, попытается решить карабахскую проблему военным путем. В ходе переговоров и Армения, и Азербайджан не раз заявляли, что выступают за мирное разрешение конфликта. 

БЕСЕДУ ВЕЛ АНДРЕЙ РАЕВСКИЙ

 

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=4153
23 Сентябрь 2010, 22:50

Версия для печати


Последние новости по этой теме: