Саммит ШОС на фоне соперничества России и Китая


Саммит ШОС на фоне соперничества России и Китая

Москва предложила план совместных действий до 2020 года

Саммит Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) , состоявшийся в Душанбе 25 ноября, в очередной раз показал стремление участников этого регионального альянса к тесной политической интеграции. По итогам встречи подписано совместное коммюнике, а также утвержден бюджет организации на 2011 год. Кроме того, Москва предложила странам ШОС разработать план совместных действий на ближайшие десять лет.

Страны ШОС были представлены на саммите на уровне первых лиц правительства. В Душанбе прибыли премьер-министры России, Казахстана, Китая и вице-премьер Узбекистана. И лишь Киргизию представляла нынешний глава государства - президент страны Роза Отумбаева. Главное внимание на саммите было уделено проблемам стабильности и безопасности в Центральной Азии. Стороны обсудили идею создания «пояса безопасности» в борьбе с экстремизмом и сфере финансовой безопасности. Как стало известно, этот вопрос ШОС будет разрабатывать совместно с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Премьер-министр РФ Владимир Путин, в частности, заявил: «Считаю, что в борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркоугрозой нельзя ограничиваться лишь силовыми или административными мерами. Не менее важным условием успеха является эффективное экономическое и социальное развитие. Для этого необходимо реализовать конкретные инфраструктурные и энергетические проекты, наращивать кооперацию в различных областях экономики, включая сельское хозяйство, здравоохранение и другие сферы».

Однако, как считают эксперты, как раз таки с реализацией совместных энергетических проблем внутри ШОС пока есть серьезные проблемы. Сложные отношения между странами Центральной Азии пока не позволяют говорить об экономической интеграции. Таджикистан, обеспокоенный дальнейшим ухудшением отношений с Узбекистаном, стремится к укреплению военного альянса с Россией. Напомню, что Ташкент выступает против всех водно-энергетических инициатив Душанбе, также требует прекратить строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане.

Таджикистан утверждает, что запуск энергоблоков Рогунской ГЭС жизненно важен для страны, так как он позволит ей добиться энергетической независимости. Однако Узбекистан опасается, что эта ГЭС вызовет серьезные экологические проблемы в регионе и спровоцирует дефицит воды для потребления и орошения в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане. Как известно, в декабре 2009 года Узбекистан официально покинул объединенную энергосистему стран Центральной Азии. Этот шаг сделал невозможным транзит энергии из Туркмении в Таджикистан.

Что касается военного аспекта взаимодействия внутри ШОС, то здесь приоритетным является сотрудничество в сфере обороны между Россией и Таджикистаном. Сейчас две страны обсуждают возможность возвращения на таджикско-афганскую границу российских пограничников, которые несколько лет назад передали своим таджикским коллегам контроль над участками границ СНГ с Афганистаном. Однако таджикские таможенники явно не справляются с задачей сдерживания мощного наркотрафика, который продолжает поступать из Афганистана в страны постсоветского пространства.

Между тем два «тяжеловеса» - Россия и Китай, которые являются ключевыми государствами ШОС, ведут скрытое соперничество внутри этой региональной организации. Россия стремится укрепить свое политическое влияние в странах Центральной Азии, так как считает этот регион зоной своих жизненно важных интересов. Однако парадокс в том, что по объемам и темпам роста инвестиций в экономику стран Центральной Азии сегодня лидирует не Россия, а Китай.

Ситуацию внутри ШОС и вокруг этого альянса по просьбе ИА «Медиафакс» комментируют известные российские эксперты.

Алексей Власов, глава Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве

- На мой взгляд, результаты саммита в Душанбе не стали сенсацией.  На этом саммите предстояло решить две главные задачи: выработать стратегию развития ШОС на ближайшую перспективу, а также объяснить тот факт, почему ШОС никак не смог повлиять ра ситуацию в разгар недавней смены власти в Киргизии. Еще понадобится как минимум год, чтобы все участники ШОС оправились от последствий кризиса в Киргизии. Этому альянсу нужно четко определить основные направления своего развития. Я считаю, что к основным предназначениям ШОС относятся безопасность, транспортные проекты и возможное возрождение идеи энергетического клуба, о котором много говорилось в 2006-2007 годах.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:

- Я бы не стал рассматривать ШОС в отрыве от проблемы растущей активизации НАТО вблизи российских границ. Сегодня Москва  рассматривает ОДКБ и ШОС как реальный противовес Североатлантическому альянсу. И хотя российское Минобороны заявляет, что ШОС не является военно-политическим блоком и не рассматривает себя в качестве противовеса третьим силам, тем не менее именно ШОС является фактором, сдерживающим амбиции НАТО  на постсоветском пространстве».

Евгения Войко, эксперт Центра политической конъюнктуры по внешней политике:

-  Одна из главных проблем ШОС состоит в том, что эта организация пока не определила четкую идеологическую и политическую платформу, на основе которой она будет развиваться. Сегодня в ШОС лидирует Китай, что не устраивает Россию, для которой Пекин – конкурент на постсоветском пространстве. Странам ШОС нужно объединиться перед лицом таких угроз, как терроризм и наркотрафик. Однако ШОС пока очень слабо влияет на ситуацию в Афганистане, что объясняется попыткой «не замечать» влияние американского фактора.

Андрей Раевский

Политический обозреватель

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=4794
26 Ноябрь 2010, 23:25

Версия для печати


Последние новости по этой теме: