В отношениях России и Польши назревает скандал из-за доклада МАК


В отношениях России и Польши назревает скандал из-за доклада МАК

Москва и Варшава по-разному видят причины катастрофы ТУ-154 под Смоленском

Публикация отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах крушения польского самолета Ту-154 под Смоленском, в очередной раз за минувшие несколько лет усилила напряженность в отношениях Москвы и Варшавы. Напомню, что 10 апреля 2010 президент Польши Лех Качиньский, а также 95 представителей руководства Польши, собиравшиеся посетить Катынь для участия в церемонии в память расстрелянных польских офицеров, погибли под Смоленском в результате авиакатастрофы.

Итак, почему же отчет МАК усилил напряженность? Ответ прост: В отчете указывается, что вся вина за катастрофу ложится на польский экипаж того рокового рейса, который решил не уходить на запасной аэродром. Кроме того, к крушению лайнера привели недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Судмедэксперты обнаружили алкоголь в крови главкома ВВС Польши, находившегося в кабине самолета Качиньского, что, по мнению МАК, также стало косвенной причиной катастрофы. Однако в отчете МАК ничего не сказано об ошибках в работе диспетчеров смоленского военного аэродрома, которые вели в то страшное утро переговоры с польскими пилотами.

Именно последнее обстоятельство вызвало раздражение официальной Варшавы. Здесь утверждают, что, во-первых, команда от диспетчеров немедленно уходить на запасной аэродром поступила слишком поздно, когда уже у пилотов не оставалось времени спасти лайнер, а, во-вторых, диспетчеры вообще обязаны были закрыть аэродром ввиду того, что плохие погодные условия создавали опасность катастрофы. Брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский расценил доклад МАК как «оскорбление и насмешка над Польшей». Поэтому Качиньский, возглавляющий оппозиционную партию «Право и справедливость», призвал польский парламент отклонить выводы доклада МАК.

Глава польского МВД Ежи Миллер заявил, что «в работе диспетчерской башни смоленского аэродрома были нарушения». Спикер польского Сейма Гжегож Схэтына заявил, что, возможно, будет создана чрезвычайная парламентская комиссия по расследованию причин катастрофы под Смоленском. В свою очередь, премьер Польши Дональд Туск заявил, что основная ответственность за авиакатастрофу под Смоленском лежит на польской стороне. Но при этом он утверждает, что «доклад не является полным». Иными словами, Туск поддержал тезис Ярослава Качиньского о том, что доклад МАК не отражает позицию Варшавы. И такая позиция Туска вызывала недовольство Москвы. Ибо одно дело мнение оппозиции в лице Ярослава Качиньского, совсем другое дело – заявление главы правительства Польши Дональда Туска.

В ответ из Москвы последовали заявления официальных лиц. Глава Минтранса России Игорь Левитин заявил, что все записи разговоров в диспетчерском пункте были официально переданы польской стороне сразу после катастрофы. По его словам, российские диспетчеры не имели права запретить посадку разбившегося под Смоленском польского Ту-154, так как по действующим правилам командир международного специального рейса самостоятельно принимает
решение о взлете и посадке.

В свою очередь, глава МИД России Сергей Лавров заявил, что расценивает как «кощунственные» любые спекуляции на тему причин катастрофы Ту-154 под Смоленском. «Я не буду комментировать конкретные какие-то высказывания, которые прозвучали, хотя высказывания были разные, но подчеркну, что спекулировать на этой теме считаю неэтичным и даже где-то кощунственным, - подчеркнул Сергей Лавров. - Это - трагедия, и мы хотим, чтобы все было достойно, достойно памяти тех людей, которые там погибли. В этом наша главная забота, как ведомства, отвечающего за отношения с нашими зарубежными партнерами».

Итог дискуссии между Москвой и Варшавой подвел глава технической комиссии МАК Алексей Морозов, который категорично заявил, что Москва не собирается пересматривать тезисы отчета МАК. «Отчет МАК по катастрофе под Смоленском окончателен, в нем учтены комментарии Польши технического характера, - заявил Морозов. - Как отмечено в решении технической комиссии, расследование катастрофы завершено и отчет является окончательным. Он подчеркнул, что МАК «должен быть совершенно объективным, абсолютно беспристрастным и должен противостоять политическому или другому вмешательству или давлению» Иными словами, он дал понять, что Москва не допустит давление со стороны Варшавы.

В ответ на заявление Морозова представитель Польши Эдмунд Клих, аккредитованный при МАК, пригрозил, что  заявил, что если Москва не включит в основной текст отчета замечания польской стороны, то Варшава подготовит собственный доклад по смоленской авиакатастрофе. Он также заявил, что Польша готова обнародовать «таинственно пропавшую» запись телефонных разговоров диспетчеров аэропорта в Смоленске за 10 апреля 2010 года.

Таким образом, эксперты предупреждают, что точку в этой нашумевшей истории ставить пока очень рано. Ясно одно: вопрос о катастрофе под Смоленском оказался сильно политизированным, и эта тема как минимум несколько месяцев будет находиться в объективе внимания польской общественности. Москва призывает Варшаву не политизировать процесс. «Нужно довести до окончания расследование, без политизации, без упреков, выслушать все точки зрения, и принять выводы, которые должны сделать международные инстанции, и конечно, внутреннее расследование», - заявил президент РФ Дмитрий Медведев в итоговом интервью
руководителям трех федеральных телеканалов.

Однако услышат ли в Варшаве этот призыв Москвы? Об этом мы скоро узнаем.

Григорий Кузнецов

политический обозреватель

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=5326
14 Январь 2011, 19:37

Версия для печати


Последние новости по этой теме: