Почему Кремль хочет сохранить Хосни Мубарака у власти?


Почему Кремль хочет сохранить Хосни Мубарака у власти?

В Москве не хотят создать прецедент: митингующие не должны менять диктаторов

Интересная деталь: Дмитрий Медведев позвонил президенту Египта Хосни Мубараку  и «выразил надежду на то, чтобы нынешний непростой период в жизни дружественного Египта был в скором времени преодолен путем мирного и в правовых рамках урегулирования имеющихся проблем». Но президент России даже не намекнул египетскому диктатору, что тот должен уйти в отставку ради сохранения мира в Египте.

 Барак Обама также поговорил с Мубараком по телефону. Однако президент США, в отличие от хозяина Кремля, потребовал от лидера Египта «незамедлительно уйти в отставку». При этом пикантность ситуации заключается в том, что нынешний президент Египта, находящийся у власти без малого 30 лет, проводит полностью проамериканскую, а не пророссийскую,  политику и его режим ежегодно получает от Вашингтона финансовую помощь в несколько миллиардов долларов. Так что же: выходит, что американцы своими руками хотят свергнуть проамериканский режим, не будучи при этом уверенными, что к власти в Каире не придут сторонники «Аль-Каиды»?

 Давайте вслушаемся в комментарий телеканала «Россия-24», вышедший в эфир 2 февраля вечером: «Удивляет позиция Запада, который настойчиво требует проведения в Египте немедленных выборов, несмотря на то, что в стране царят хаос и усиливаются позиции исламских экстремистов, которые могут захватить власть».  В этом комментарии есть одна очень важная неточность – уж не знаю, это умышленное смещение акцентов или нет. На самом деле США и Евросоюз ничуть не призывают к немедленному проведению выборов. Они лишь требуют от Мубарака немедленно покинуть пост президента. И не нужно изобретать велосипед. В мире есть прекрасно отработанная схема плавного перехода власти от диктаторов к оппозиции во время «бархатных революций». После отставки диктатора создается временное переходное правительство, в которое включаются представители всех ведущих оппозиционных сил. И именно это правительство формирует Центральную избирательную комиссию, задача которой в течение ближайших трех или шести месяцев организовать и провести в стране досрочные президентские выборы.

 Почему же Дмитрий Медведев и вслед за ним телеканал «Россия-24» так не хотят немедленной отставки Хосни Мубарака и формирования переходного правительства? Многие независимые эксперты объясняют этот феномен очень просто. Дело в том, что пример Египта может оказаться весьма показательным для российской несистемной оппозиции. И хотя Египет относится к разряду стран «третьего мира», а Россия входит в почетную категорию среднеразвитых стран, да и к тому же является ядерной державой, тем не менее между Россией и Египтом западные эксперты усматривают немало общего.

Власть в Египте не менялась с 1981 года, а в России с 1991 года у власти находится одна и та же политическая сила, которую первые десять лет олицетворял Борис Ельцин, вторые восемь лет – его преемник Владимир Путин, а последние два года – преемник преемника Ельцина или преемник Путина – Дмитрий Медведев. В Кремле не допускают даже мысли о том, что на выборах 2012 года на пост президента России может быть избран представитель оппозиции. Не только несистемной в лице Бориса Немцова, но даже и системной в лице лидера «Справедливой России» Сергея Миронова. А чтобы оппозиция случайно не укрепила свой имидж в российском обществе, ее лидеров не допускают на федеральные телеканалы, а партии некоторых лидеров оппозиции, например, Михаила Касьянова, вообще не хотят регистрировать и допускать к выборам.

То есть получается опасная картина: если в один день выяснится, что Кремль ведет общество по ложному пути и власть нужно срочно передать оппозиции, то власть просто некому будет передавать. Как раз такую картину мы наблюдаем сегодня в Египте. Хосни Мубарак в течение 30 лет методично уничтожал как системную, так и несистемную оппозицию. И сегодня египетскому фараону просто некому передавать бразды правления. Единственная оппозиционная сила Египта сегодня – это радикальное движение «Братья-мусульмане», да и то находится на полулегальном положении.

И пока  на улицах Каира продолжаются столкновения между противниками и сторонниками президента Мубарака, МИД России настойчиво призывает одного из лидеров египетской оппозиции, экс-главу МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи «искать выход из кризиса в Египте путем конструктивного диалога, что обеспечит мирный ход преобразований в этой стране». Иными словами, Смоленская площадь призывает эль-Барадеи отказаться от требования немедленной отставки президента Мубарака и поверить обещанию последнего не выдвигать свою кандидатуру на новый президентский срок.

В этой связи наблюдатели вспоминают по меньшей мере странный эпизод июля 2008 года, случившийся в стенах ООН. В июле 2008 года, то есть уже спустя четыре месяца после избрания на пост президента России Дмитрия Медведева, Россия заблокировала предложенный США и Евросоюзом проект резолюции о введении санкций против Зимбабве. Вето, наложенное Россией на санкции СБ ООН против Зимбабве, «находится за пределами понимания», - удивленно заявил тогда глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд.

Позицию Москвы тогда поддержал и Пекин, который также применил в СБ ООН свое право вето. И это неудивительно. Ведь летом 1989 года власти Поднебесной жестоко подавили студенческий бунт на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Тогда беспощадно были расстреляны сотни протестующих. Этот урок стал весьма поучительным для китайского населения, и вот уже 12 лет жители Поднебесной не участвуют в акциях протеста против правящей Компартии страны.

Так почему же Москва и Пекин так рьяно поддержали в 2008 году режим в Зимбабве? Дело в том, что печальная судьба этой некогда процветающей страны в Африке весьма показательна для сегодняшней России.  В Зимбабве диктатор Роберт Мугабе безраздельно правит с 1980 года, когда возглавляемая им партия Африканский национальный союз пришла к власти в стране. И вот за 31 год нахождения Зимбабве у власти экономическая страна в стране стала катастрофической. Народ оказался на грани голода. Но Мугабе все еще у власти, и, как и Хосни Мубарак, никуда не собирается уходить и власть оппозиции передавать не намерен.

Так что же общего между такими на первый взгляд разными странами, как Россия, Египет и Зимбабве? Политическое устройство. Во всех трех странах наблюдается политический застой, вызванный безраздельным господством одной политической силы и режимом личной власти. Мубарак своим отказом подчиниться требованию площади Тахрир уйти в отставку укрепил позиции России. Мубарак не захотел идти на поводу у толпы. То есть прецедент не создан. И кто знает, если лет через пять в России население, недовольное ростом цен на продукты, выйдет на центральные площади Москвы с требованием отставки правящего тандема, то у Кремля будет веский повод не поддаваться требованиям толпы. Ведь Хосни Мубарак проигнорировал требования площади Тахрир. Почему же лидеры России должны поступать иначе?!

Вместо послесловия

3-го февраля 2011 года немецкая газета Süddeutsche Zeitung в своем комментарии пришла к следующему выводу: « Запад перестает доверять Дмитрию Медведеву. Слишком уж часто слова Медведева звучат красиво, но они ничего не значат. На третий год президентства Медведева, несмотря на все его либеральные высказывания, демонстрантов, протестующих против правительства, все еще увозят на милицейских автобусах. Да и махровая коррупция при Медведеве нисколько не уменьшилась. Медведеву пока не удается развеять впечатление, что он является всего лишь витринным президентом России. Впрочем россиянам это безразлично, потому что важнейшим действующим лицом в России они все равно считают премьер-министра Путина».

Андрей Раевский

 Политический обозреватель

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=5590
06 Февраль 2011, 21:21

Версия для печати


Последние новости по этой теме: