Россия отказывается назвать трагедию Катыни 1940 года «геноцидом»?


Россия отказывается назвать трагедию Катыни 1940 года «геноцидом»?

Потому что в этом случае родственники расстрелянных офицеров потребуют от России компенсации в $ 4 млрд.

Вот уже долгие годы Россия и Польша никак не могут избавиться от взаимных подозрений и упреков. Прошлой весной к многолетнему спору Москвы и Варшавы по обстоятельствам массовой гибели польских офицеров в Катыни в 1940 году прибавилась еще одна тема – трагической гибели президента Польши Леха Качиньского, самолет которого разбился ровно год назад под Смоленском. В Варшаве до сих пор не верят официальной версии о том, что гибель самолета произошла ввиду ошибки пилота и нелетной погоды.

Поляки, и особенно оппозиционные деятели,  продолжают строить различные теории заговоров, суть которых в том, что российские диспетчеры просто не захотели помочь пилотам посадить самолет. Согласно этой теории, предупреждение об опасном приближении лайнера к земле прозвучало от диспетчеров слишком поздно. Официальной Москвы пока не удалось убедить общественность Польши в том, что год назад под Смоленском произошел несчастный случай. В воскресенье, 10 апреля, в Варшаве по случаю годовщины трагедии состоялся траурный митинг, на котором выкрикивали антироссийские лозунги.  Согласно опросам общественного мнения, около 70% поляков не верят в то, что причиной авиакатастрофы стал несчастный случай.

10 марта все жители Польши почтили минутой молчания память погибших. По всей территории Польши в 8 часов 41 минуту, то есть в ту самую минуту, когда год назад разбился президентский самолет, раздался вой сирен. Государственная траурная церемония состоялась на военном кладбище в Варшаве, где установлен памятник жертвам катастрофы и где похоронена часть из них. В церемонии принял участие президент Польши Бронислав Коморовский. «Я думаю, что самым прекрасным памятником погибшим является наше единение, которое опирается на общенациональный траур и понимание того, что все мы должны еще очень много сделать во имя памяти тех, кто трагически погиб год назад», – заявил Коморовский.

Между тем в момент, когда президент Польши готовился вылететь в Смоленск для участия в церемонии памяти погибших в авиакатастрофе, стало известно, что на памятнике, установленном на месте крушения под Смоленском, российские власти заменили мемориальную доску. В старой версии на польском языке говорилось, что «президент Польши Качиньский и официальная делегация разбились на самолете по пути следования на 70-ю годовщину геноцида, совершенного в 1940 году  в отношении офицеров польской армии».  Однако в Кремле и Смоленской площади были явно раздражены употреблением слова «геноцид». Вот почему в срочном порядке была изготовлена новая версия. К памятному камню на польском и русском языках прикрепили две мемориальные доски, на которых слово «геноцид» отсутствует: «Памяти 96 поляков во главе с президентом республики Польши Лехом Качиньским, погибших в авиакатастрофе над Смоленском 10 апреля 2010 года».

Вот как прокомментировал замену таблички губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. «Не надо путать две трагедии. Трагедия с самолетом – это одна история, а трагедия в Катынском лесу – совершенно другая». По его словам, табличка была заменена по просьбе жителей Смоленска, которые хотели, чтобы одна из табличек была на русском языке. Однако в Варшаве не оценили инициативу российской стороны о замене мемориальной таблички. Родственники жертв назвали действия Москвы «унижением поляков», а советник президента Польши Томаш Наленч оценил это как «бездушный» поступок. По его словам, глава польского государства хотя и не планирует отменять запланированный на 11 апреля визит в Россию, тем не менее не будет возлагать цветы рядом с новыми табличками. По его словам, официальная Варшава ведет переговоры с Москвой о внесении изменений в программу траурных мероприятий в Смоленске.

В годы СССР все документы по трагедии в Катыни хранились в запечатанном пакете в особом секторе Общего отдела ЦК КПСС. И лишь после распада Советского Союза лидеры новой России признали факт убийства 20 тысяч польских офицеров по приказу Сталина в 1940 году. Были рассекречены записка Берии и два решения ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 года о физической ликвидации находящихся в тюрьмах и лагерях бывших польских офицеров.

Обозреватель ИА «Медиафакс» попросил экспертов  прокомментировать спор Москвы и Варшавы вокруг Катыни.

Александр Дюков, директор Фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память»:

- Позиция Польши по катыньской проблеме выглядит весьма странной. В Польше почему-то «не замечают», что Россия рассекретила документы об этом преступлении и передала их официальной Варшаве. «Институт национальной памяти Польши» распространяет дезинформацию о том, что якобы с 1939-го по 1941-й гг. в Сибирь якобы было выселено миллион поляков. Однако на самом деле речь идет о цифре в три раза меньшей:  еще в 98-м году были опубликованы данные архивов о том, что число выселенных составило 320 тысяч, а не миллион. Кроме того, поляки почему-то забывают о тысячах советских красноармейцах, которые погибли в 20-е годы в польских лагерях.  Между тем родственники расстрелянных под Катынью офицеров собираются потребовать от России компенсации размером в  4 млрд. долларов. Естественно, Россия не пойдет на выполнение таких условий.

Александр Гурьянов, руководитель польской комиссии правозащитного общества «Мемориал»:

- Главная военная прокуратура России приняла необоснованное решение о прекращении расследования катынского дела, причем само постановление было засекречено. Между тем следствие не установило полный круг всех потерпевших. А раз так, то российские власти отказываются реабилитировать конкретных военнопленных, мотивируя это тем, что факт их гибели в Катыни якобы не установлен. Кроме того, Главная военная прокуратура  квалифицировала это преступление сталинского режима как общеуголовное. То есть по версии следствия, речь идет о превышении власти со стороны отдельных лиц из руководства НКВД. То есть из состава виновных исключены Сталин и члены Политбюро. И позиция России остается противоречивой. С одной стороны, Госдума признала трагедию в Катыни как преступление сталинского режима. А с другой, Верховный суд России запретил рассекретить архивы по этому делу и продолжать расследование.

Андрей Раевский

Политический обозреватель

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=6389
11 Апрель 2011, 03:38

Версия для печати


Последние новости по этой теме: