Расим Мусабеков: "Армянский вопрос, как инструмент вымогательства и шантажа следует закрыть"


Расим Мусабеков: "Армянский вопрос, как инструмент вымогательства и шантажа следует закрыть"

Миновало 24 апреля. Ничем особенным для армян эта дата не ознаменовалась. Кроме Сената Аргентины, который, по существу, повторил принятое много лет тому назад заявление о признании так называемого "геноцида армян", ощутимых успехов армянские лоббисты не добились. Президент США Барак Обама в своем обращении по данному поводу вновь не произнес вожделенное армянами слово "геноцид", а ограничился понятием, исторически закрепившимся в армянском языке – "мец егерн".

 Ведь в отличие от еврейского геноцида, нет международного документа или решения о "геноциде армян", имеющего юридическую силу. Было отмечено также, что вынесение наказания за отрицание "геноцида армян" противоречит положениям о свободе слова и мысли Европейской конвенции по правам человека.

Однако было бы большой ошибкой полагать, что армяне прекратят ворошить далекое историческое прошлое и займутся злободневными проблемами своей страны. Напротив, по-видимому, они накапливают силы, сосредотачиваются, чтобы дать решительный бой накануне и в 100-летнюю годовщину так называемого "геноцида", которая приходится на 2015 год. Такая чрезмерная погруженность в прошлое, коллекционирование, даже смакование национальных обид и бед хотя и отдает проявлением массового психоза, но вовсе не лишены расчетливости. Ведь в отличие от соседних стран, Армения ничем, кроме претензий и нескончаемого "плача" по "историческим обидам и притеснениям", не обладает. Нефти и газа – нет, выхода к морю – нет, промышленность и сельское хозяйство разрушены. Вот армянская сторона и эксплуатирует доступный ей ресурс – "международное сочувствие и жалость", трансформируя их в поток финансовой помощи, кредитов и трансфертов, обеспечивающих выживание Армении. 

Однако проблема не исчерпывается протаскиванием признания так называемого "геноцида армян". Это видимая и весьма существенная, но лишь часть более масштабной задачи и стратегической цели, которая именуется "армянским вопросом". В него входит получение территориальных компенсаций, финансовых репараций, коммуникационных преференций и пр. Причем добиться всего этого Армения желает за счет Турции и Азербайджана.
 Если официальные власти несколько маскируют свои истинные цели, различные общественные деятели и партийные функционеры говорят о далеко идущих армянских притязаниях открыто. Так, лидер парламентской партии "Наследие", экс глава МИД Раффи Ованнисян недавно прямо заявил, что Армения должна требовать от Турции моральной и материальной компенсации. Всякие самозваные эксперты из "Ай Дат" (дашнаки) производят фантастические расчеты для обоснования финансовых претензий к Турции в размере более чем 200 миллиардов долларов. 

Можно ко всем этим потугам относиться с некоторой иронией, но дело не в одних армянах. Их притязания используются державами в качестве инструмента давления на проявляющую чрезмерную самостоятельность Турцию и, в какой-то мере, Азербайджан. Как заявил 18 апреля директор института востоковедения НАН Армении, тюрколог Рубен Сафрастян в ходе видеомоста Ереван-Москва, "армянский вопрос - серьезный геополитический фактор, посредством которого оказывается влияние на региональные и глобальные процессы, и армяне всего мира должны умело использовать это". Это нужно понимать так: коль державы используют в своих целях претензии армян, то самим армянам следует лучше использовать эту заинтересованность держав в своих целях. 

Сказать - легко, сделать трудно. Исторические беды армян во многом стали следствием переоценки ими международной поддержки и выдвижения таких непомерных амбиций, для подкрепления которых они не имели необходимого людского и экономического потенциала. Фальсификация истории и односторонняя интерпретация международного права не могут компенсировать недостаток ресурсов. Но очевидно, что в 2015 году, под столетие так называемого "геноцида", армянская сторона намерена мобилизовать все свои лоббистские возможности, чтобы добиться нужных для себя решений и результатов. 

Они понимают, что территориальные претензии к обладающей очень сильной армией Турции, никто из традиционных покровителей армян не решится поддержать. Ведь одно дело - принятие малозначимых резолюций в парламентах и совсем другое – втягиваться в опасное противостояние с Анкарой.
 Даже Россия, которая является стратегическим союзником Армении, не желает в угоду ей жертвовать собственными прагматическими интересами в отношениях с Турцией. Наглядной демонстрацией этого, своеобразным "холодным душем" для армян стал прием в России турецкого премьер-министра Эрдогана прямо в день 80-летия Московского договора, определившего нынешние, ненавистные армянам границы стран Южного Кавказа. 

Не склонны ссориться с Анкарой ни США, ни Евросоюз, в особенности в свете событий, развивающихся на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Посол США в Турции Фрэнсис Рикардоне заявил, что Вашингтон поддерживает идею создания совместной комиссии историков и экспертов из Турции и Армении по изучению событий 1915 года. Кстати, если Вашингтон продолжит политику шантажа Турции признанием так называемого "армянского геноцида", то Анкара вполне в состоянии отказаться от стратегического союзничества с США и перейти к политике ситуативного партнерства с ней. Конечно, в таком варианте придется самостоятельно развивать ВПК. Но коль это по силам маленькой Швеции или Израилю, тем более это по силам и необходимо 75-миллионной Турции. 

Армянские политики и лоббисты не очень рассчитывают на территориальные уступки со стороны Турции. Но, выдвигая их, они надеются, что в качестве компенсации державы уговорят Турцию отступить от поддержки Азербайджана и совместными усилиями заставят Баку смириться с потерей Нагорного Карабаха. Именно в этом корень затягивания армянами процесса мирного урегулирования конфликта. Принципиальная позиция Анкары в этом вопросе спутала игру армян. Именно в этом корень их негодований и призывов к президенту Сержу Саргсяну официально аннулировать Цюрихские протоколы.

 Коль армяне к 2015 году намерены дать туркам и азербайджанцам решительный бой, то нужно принять вызов и сделать все, чтобы к этой дате "армянский вопрос", как инструмент вымогательства и шантажа, закрыть. Совокупных финансово-экономических, политико-дипломатических и информационно-пропагандистских ресурсов, которыми располагают Турция и Азербайджан, для этого вполне достаточно. Шаги в данном направлении делаются. Отмечу цикл мероприятий, которые Фонд "Карабах" в конце марта организовал в Вашингтоне и на которых участвовали депутаты Милли Меджлиса Асим Моллазаде, Джейхун Османлы и я. Наращивают активность зарубежная азербайджанская и турецкая диаспоры, причем в тесном контакте и взаимодействии. Добрых слов заслуживает инициатива Общество "Европа-Азербайджан", организовавшего издание трехтомника "Армянский вопрос" на Кавказе. 1724-1914. По материалам российских архивов и изданий" на азербайджанском, русском и английском языках. Аналогичные издания вышли и, полагаю, еще выйдут в Турции.

До 2015 года осталось не так уж много времени. Когда рассеются иллюзии и станут очевидными невыполнимость обещаний, которые щедро раздают армянские лоббисты, перелом в сознании обманутых ими людей произойдет. Армяне в массе своей поймут, что вместо того, чтобы смаковать трагические страницы истории, нужно смотреть в будущее и налаживать мирные, партнерские отношения со своими соседями, в первую очередь с Турцией и Азербайджаном. 

                  

Расим Мусабеков, политолог, депутат Милли Меджлиса 

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=6568
25 Апрель 2011, 19:11

Версия для печати


Последние новости по этой теме: