«Дело Магнитского»: может ли Москва симметрично ответить на санкции США?


«Дело Магнитского»: может ли Москва симметрично ответить на санкции США?

Политолог Алексей Макаркин комментирует ИА «Медиафакс» «визовые санкции» США против чиновников РФ

Спустя два десятилетия после развала СССР дух «холодной войны» все еще продолжает витать в отношениях Москвы и Вашингтона. В брежневские года западные «радиоголоса» ежедневно сообщали советским слушателям о «делах Сахарова, Солженицына и Щеранского». Последние, как утверждали  за океаном, стали жертвами советского тоталитарного режима.  Сегодня Советского Союза уже нет, но «жертвы режима» в новой России все еще остаются.

И одна из таких жертв новой эпохи - Сергей Магнитский,  сотрудник фонда Hermitage Capital, который умер 16 ноября 2009 года в СИЗО Москвы, где он содержался по обвинению в уклонении от уплаты налогов. В политических кругах США уверены, что Магнитский стал жертвой коррумпированных силовых ведомств России. По версии заокеанских политиков, Магнитский был арестован по надуманным обвинениям после того, как раскрыл аферу с дочерними фирмами Hermitage, через которые сотрудники правоохранительных органов РФ похитили 5,4 миллиарда рублей.

И вот уже в течение почти двух лет в политических кругах США обсуждается необходимость введения санкций в отношении должностных лиц, вовлеченных в «дело Магнитского». Впрочем еще неделю назад в Кремле и на Смоленской площади были уверены: Вашингтон не осмелится одобрить визовые санкции. Но на этот раз в Москве ошиблись. На днях американские СМИ сообщили о том, что Госдепартамент США ввел визовые санкции. Официально список лиц, в отношении которых введены санкции, не оглашается.  Однако известен так называемый «список Магнитского», который был составлен сенатором Бенджамином Кардиным.

В этот список входит 60 человек, которым отныне запрещен въезд на территорию США. В «черный список» в числе других вошли Алексей Аничин, который с января 2009 года по июнь 2011 года занимал должность замминистра МВД, а также 13 сотрудников СК МВД. Кроме того, туда включены следователь по особо важным делам Олег Сильченко, бывший начальник управления по борьбе с налоговыми преступлениями Анатолий Михалкин и начальник главного следственного управления Иван Глухов. В списке значатся также два сотрудника ФСБ и три представителя Генпрокуратуры, среди которых заместитель главы ведомства Виктор Гринь. Отныне не смогут посещать США  12 сотрудников налоговых инспекций,  четыре представителя ФСИН, а также  11 представителей судейского корпуса России.

Наблюдатели отмечают, что визовые санкции Госдепа приняты на фоне усиливающейся критики политики России со стороны Вашингтона. В частности, заместитель помощника госсекретаря Томас Мелиа обвинил Кремль в давлении на оппозицию, выразив опасение, что «предстоящие в декабре парламентские выборы в России не будут соответствовать международным стандартам».

Решение Госдепа вызвало резкую реакцию Кремля. Как заявила пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова, Дмитрий Медведев дал поручение МИД России подготовить аналогичные меры в отношении американских граждан. «У нас вызвала недоумение позиция госдепартамента США, который, не дожидаясь окончания следственных действий и решения российского суда, взял на себя несвойственные для него функции. Даже в самые сложные годы холодной войны подобные меры не принимались», - подчеркнула Тимакова.

Пессимисты в Москве и Вашингтоне полагают, что скандал в двусторонних отношениях вокруг «дела Магнитского» является прелюдией к очередному витку гонки вооружений. На прошедшей неделе в Вашингтоне побывал постпред президента в НАТО Дмитрий Рогозин, который заявил об отсутствии прогресса на переговорах РФ и США по проблеме ПРО. «Демократическая администрация США зажата в тисках внутриполитической борьбы, - подчеркнул постпред. - Те силы, которые наезжают на Барака Обаму, не считаются с необходимостью сотрудничества с Россией по ПРО. Желательно было бы вырвать ядовитые зубы у этой гидры именно сейчас, потому что мы не можем оставаться безучастными в условиях, когда против нас разворачивается военный потенциал Запада».

По просьбе ИА «Медиафакс» визовые санкции Госдепа США комментирует известный российский политолог Алексей Макаркин.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:

- Я не соглашусь с мнением о том, что решение Госдепа США означает провал перезагрузки.  Решение ввести санкции против российских чиновников, связанных с «делом Магнитского», продиктовано в первую очередь тем, что Россия и США должны вскоре подписать соглашение о смягчении визового режима. Его подписание ожидалось во время визита главы МИД России Сергея Лаврова в США, но в последний момент было отложено. Согласно проекту соглашения, бизнесмены и туристы обеих стран будут получать многократные визы сроком на три года, а чиновники правительств РФ и США - годовые многократные визы.

Теперь сообщается, что соглашение будет подписано в этом году, но пока нет уверенности, что стороны вновь не отложат подписание документа. Если сравнить это соглашение с договором по ВТО, то подписание последнего ожидают уже около 15 лет. И каждый раз говорят, что документ согласован на 99%, но на 100% никак не получается.

Президент Барак Обама, скорее всего, собирается одобрить это соглашение, однако он опасается того, что может попасть под огонь критики со стороны республиканцев, которые обвиняют его в излишней уступчивости и с которыми у него сложные отношения из-за проблемы возможного дефолта. Поэтому задача Обамы – убедить  республиканцев, что он не пойдет на уступки Москве и что даже после смягчения визового режима те российские чиновники, которые причастны к «делу Магнитского», не будут допущены на территорию в США.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=7589
02 Август 2011, 10:05

Версия для печати


Последние новости по этой теме: