Саммит ОДКБ в Астане против «оранжевых революций»


Саммит ОДКБ в Астане против «оранжевых революций»

Ведущие российские эксперты в интервью ИА «Медиафакс» оценивают роль ОДКБ в мире

Завершившийся в конце минувшей неделе в Астане неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) запомнится многим благодаря облетевшему телеэкраны мира забавному кадру: Нурсултан Назарбаев на правах «хозяина» саммита шутливо упрекает Дмитрия Медведева за то, что тот появился в зале заседания в галстуке. И российский президент, мгновенно оценив ситуацию, под объективом телеоператоров снимает галстук. Тем самым саммит подтвердил свой статус неофициального и почти по-семейному непринужденного мероприятия.

Впрочем, несмотря на свой лишенный официозности формат, главы государств шести стран ОДКБ – лидер Узбекистана Ислам Каримов не прибыл на саммит -  затронули темы довольно серьезные. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что в центре внимания саммита была ситуация на пространстве стран ОДКБ и СНГ в целом. Напомню, что членами ОДКБ являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

Традиционной для большинства саммитов ОДКБ темой является проблема наркотрафика из Афганистана. Кроме того, руководство ОДКБ подозревает, что на афганской территории существуют лагеря подготовки боевиков, которые затем пытаются перейти границу с Таджикистаном.

Участники саммита в Астане договорились к концу текущего года завершить процесс комплектования и вооружения коллективных сил Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в рамках ОДКБ. Кроме того, Александр Лукашенко, председательствующий в организации, подчеркнул, что странам-членам ОДКБ нужно противостоять возможным угрозам в киберпространстве. И здесь подразумеваются не хакеры и не террористы. Как выяснилось, угрозу в киберпространстве для лидеров стран ОДКБ могут представлять демократические оппозиционные движения, которые используют социальные сети для мобилизации населения на свои акции протеста.

Такое общение в киберпространстве могло бы появиться безобидной забавой, если бы не одно «но»: в странах Ближнего Востока и Северной Африки именно благодаря социальной сети оппозиция смогла собирать на свои акции протеста до полумиллиона человек. В итоге казавшиеся режимы Туниса и Египта рухнули под натиском волны народного гнева.

«Мы все это видим и договорились, что страны ОДКБ будут вырабатывать меры противодействия возможным угрозам, прежде всего в киберпространстве», – заявил лидер Белоруссии. Впрочем он не уточнил, каким образом военная организация может вести борьбу с оппозицией на пространстве Интернета.

Как известно, в Минске с июня с.г. действует группа «Революция через социальные сети», которая время от времени проводит на улицах Минска молчаливые акции протеста. Однако Лукашенко предупредил, что будет беспощаден к ним. По его словам, власти не допустят никаких забастовок, в том числе и молчаливых акций на границах с сопредельными государствами. «У нас в Минске в социальных сетях в Интернете призывают к забастовкам. Я так буду смотреть, наблюдать, а потом как шарахну, так не успеют за границу перебежать», – пригрозил президент Белоруссии.

У Назарбаева есть своя головная боль. С территории одной из западных стран ведет свое вещание на спутниковых каналах оппозиционный режиму в Астане казахстанский телеканал «К плюс», который круглосуточно обрушивает на своих русскоязычных телезрителей горы компромата на действующего президента Казахстана.

Другая серьезная проблема, с которой сталкиваются лидеры ОДКБ, связана с отсутствием доверия между президентами стран Центральной Азии. Эксперты полагают, что именно «холодная война» между лидерами Таджикистана и Узбекистана вынудила Ислама Каримова отказаться от участия в саммите в Астане.

По просьбе ИА «Медиафакс» ведущие российские эксперты оценивают роль ОДКБ в современном мире.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:

-  Ели КСОР получит право вмешиваться во внутренние конфликты, то ОДКБ превратится в аналог Совета государств Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, который призван поставить заслон на пути революционного движения на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Однако я не думаю, что страны Центральной Азии и Белоруссия предоставят России право вмешиваться в свои внутренние дела. Яркий пример – недавняя революция в Киргизии, когда лидеры ОДКБ в разгар событий заняли выжидательную позицию.

Александр Гольц, военный обозреватель:

-  За минувшие годы ОДКБ показала, что эта организация за минувшие годы серьезно подорвала свой авторитет. Между лидерами Узбекистана, Таджикистана и Киргизии пока весьма  сложные отношения, и им нужен не союз по типу НАТО, а соглашение по типу ОБСЕ, которое обеспечивало бы гарантию безопасности одной страны в отношении другой. Что касается КСОР, то они создаются с целью не допустить дестабилизации ситуации в регионе после вывода войск США или НАТО из Афганистана в 2014 году.

 Игорь Панарин, профессор Дипломатической академии МИД России, доктор политических наук:

-  За годы, прошедшие после создания ОДКБ, эта организация превратилась в мощный фактор обеспечения стабильности на пространстве бывшего СССР. Это сдерживающий фактор для наших недружелюбных соседей, которые понимают, что при необходимости страны ОДКБ могут пойти на военный способ разрешения конфликта. Вместе с тем акцент делается на информационные, политические и дипломатические рычаги. Недавняя серия встреч президента России Дмитрия Медведева по кавказскому направлению показала, что Москва стремится к урегулированию конфликтов вблизи границ ОДКБ дипломатическими методами. Я убежден, что это – самый эффективный путь разрешения любых конфликтов.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=7817
15 Август 2011, 11:59

Версия для печати


Последние новости по этой теме: