"Армянский след" ливийского оружия


"Армянский след" ливийского оружия

Кому в действительности принадлежал появившийся в Молдове "самолет-призрак"?

 

Cтолкновения в Ливии продолжаются. В бою за родной город Муамара Каддафи сторонники Национального переходного совета (НПС) Ливии потеряли по меньшей мере 11 человек, 34 бойца получили ранения, сообщает Agence France Presse со ссылкой на Военный совет Мисураты. По данным агентства на которое ссылается "Лента.ру", по противникам Каддафи со стороны Сирта ведется интенсивный огонь, в том числе из минометов. При этом представители НПС утверждают, что в ходе боевых действий им удалось взять в плен 40 сторонников свергнутого лидера джамахирии.

Как передает канал Sky News со ссылкой на противников Каддафи, НПС основательно подготовился к штурму оплота бывшего ливийского лидера. 15 сентября с запада, со стороны Мисураты, к Сирту подошли тысячи бойцов армии переходного правительства и около 900 единиц техники. Точное количество защитников Сирта на настоящий момент пока неизвестно, однако Муамар Каддафи неоднократно заявлял о намерении любой ценой отстоять родной город. По неподтвержденным данным, которые передает AFP, в 50 километрах от Сирта ВВС НАТО уничтожили группу вооруженных сторонников полковника, которые двигались на помощь бывшему ливийскому лидеру. Ранее Национальный переходный совет официально предлагал защитникам Сирта сложить оружие и прекратить дальнейшее кровопролитие. В настоящее время войска НПС также стянуты к городам Бани-Валид и Сабха, которые по-прежнему находятся под контролем каддафистов.

Однако, несмотря на то, что противостояние в Ливии еще продолжается, большинство аналитиков уже обсуждают будущий политический расклад в этой стране после падения режима Каддафи. Но многие эксперты куда больше озабочены возможным "расползанием" по миру оружия из арсеналов полковника Каддафи. И вот тут уже изрядную пищу для размышлений дает история, случившаяся в Молдове.

Как поясняют сегодня многие СМИ, в том числе российская "Независимая газета", в кишиневском международном аэропорту совершил вынужденную посадку прибывший из Ливии самолет Ил-76. И уже утром он вылетел к месту назначения в аэропорт Мэркулешть. По словам представителя кишиневского аэропорта Адрианы Дорук, борт запросил посадку в целях безопасности, так как Мэркулештский военный аэродром не сертифицирован для принятия самолетов в ночное время. На борту находился только летный экипаж. "Это воздушное судно предназначено для транспортировки грузов. Оно зарегистрировано в Азербайджане, однако прибыло из ливийского города Бенгази", - отметила представитель столичного аэропорта. Впоследствии в это сообщение была внесена поправка: самолет был не азербайджанским, а армянским.

Можно, конечно, поиронизировать, что раньше "косить" под азербайджанцев, грузин и т.д. пытались главным образом армянские искатели политического убежища, арестованные в Европе за мелкий криминал. В частности, в октябре 2006 года в Страсбурге за магазинную кражу задержали супругов Багдасарян. Которые в полиции представились как "граждане Азербайджана". Несколькими днями ранее в том же Страсбурге также за кражу были арестованы еще трое армян, которые попытались "косить" под грузин. Тогда еще можно было допустить, что речь идет о весьма популярной в армянских "новоэмигрантских" кругах в европейских странах так называемой "депортационной игре": столкнувшись с реальной угрозой депортации, армянские "нелегалы" тут же заявляют, что родились в Азербайджане. Депортировать их в "страну происхождения" - то есть Азербайджан - в таком случае невозможно: там им, дескать, "угрожает опасность" (30 тысяч живущих в нашей стране армян не в счет). Как убеждены армянские искатели "легкой жизни" за рубежом, в таком случае появляется реальный шанс получить политическое убежище или хотя бы отбывать срок в куда более комфортабельной местной тюрьме. Есть, правда, опасность, что депортируют в результате в Армению, но такое решение можно оспорить: "этнический" принцип здесь недопустим.

Но на сей раз все куда серьезнее. Потому как за взлетами и посадками таинственного армянского Ил-76 в Молдове слишком уж явно просматривается след масштабных оружейных афер. Где Армении очень не хочется "светиться" и очень хочется "перевести стрелки" на Азербайджан. Потому как "залетный гость" из Бенгази дает повод для самых неожиданных и неприятных предположений, касающихся такой деликатной сферы, как торговля оружием.

В самом деле, по данным той же "НГ", Министерство обороны Молдовы распространило официальное сообщение, "чтобы избежать любых спекуляций и толкований относительно груза и назначения самолета". В нем говорится, что "в международном аэропорту Мэркулешть - предприятии, находящемся в управлении Министерства обороны, - сел транспортный самолет Ил-76. Судно вошло в воздушное пространство Республики Молдова в соответствии с разрешением молдавских властей и приземлилось в Мэркулешть, чтобы принять военный груз, согласно контракту, заключенному между Министерством обороны Республики Молдова и латвийской компанией из города Риги".

"Согласно контракту, Министерство обороны продало соответствующей компании партию боеприпасов Национальной армии с истекшим сроком эксплуатации. Уточняем, что контракт, заключенный между двумя сторонами, является абсолютно законным, а список активов Национальной армии, представленных к продаже, был утвержден постановлением парламента Республики Молдова №458-XV от 30 июня 2001 года", - говорится в сообщении Минобороны. В свою очередь директор кишиневского Института европейских исследований Виорел Чиботару, обсуждавший этот вопрос с начальником Генштаба бригадным генералом Юрием Домиником, рассказал "НГ" следующее: "Это была официальная сделка между правительством Молдовы и латвийской фирмой. Последний пользователь, то есть тот, кому предназначен груз, держится в секрете. Комплектующие груза - боеприпасы, скорее всего, это ракеты и запчасти неизвестно к чему. Генерал Доминик заверил меня в том, что сделка соответствует кодексу ЕС и другим международным нормам".

Источник "НГ" в околоправительственных кругах Молдовы уточнил, что ракеты, о которых говорил эксперт, - передвижные зенитно-ракетные комплексы - ПЗРК "Игла". Но в это "разъяснение" поверили не все. Так, зам. редактора кишиневского издания "Коммерсант плюс" Артем Вареница заметил "НГ", что "слишком много было странностей и нестыковок в истории с самолетом, потому и возник шум". По его мнению, вопросы вызывает и заявление Минобороны, которое последовало в ответ на запросы журналистов. Оно не проясняет ситуацию. "Непонятно, куда отправился груз Минобороны и что конкретно было продано", - сказал Вареница. "То, что Молдова торгует оружием, известно давно: в 2005 году республика вошла в первую десятку стран, экспортирующих вооружение. Вопрос - кому продали оружие на этот раз. Не исключено, что Ливии. Тем более что в Кишинев весной прилетал сын Каддафи Сейфульислам, и это подтверждали молдавские спецслужбы", - предположил молдавский журналист.

Впрочем, многие сомневаются, что самолет прилетел из Бенгази пустым, а ракеты на его борт загрузили уже в Молдове. "Не исключено, что самолет, прилетевший в Молдову из Ливии, привез туда именно ПЗРК "Игла" с разграбленных складов Каддафи, - полагает "НГ". - Известно, что в Молдове были свои ПЗРК, закупленные в середине 90-х годов прошлого века у России по цене 50 тыс. долл. за штуку. Под тем предлогом, что Кишинев продает свои "Иглы" какой-либо стране и для этого использует ливийский самолет, куда (куда - не известно) могут переправляться ливийские ПЗРК. Такой способ часто используют нелегальные или полулегальные торговцы оружием. Запутывая следы своих сделок, они перебрасывают такую "продукцию" через несколько стран".

При этом напомним: ПЗРК "Игла" - товар на оружейном рынке особый. По понятным причинам, в условиях масштабных боевых действий им трудно конкурировать по эффективности с комплексами ПВО типа "Фаворит" или "Пэтриот". Но для террристов они - прямо-таки идеальное оружие: легкие, компактные, простые в обращении. И, самое главное, перед ними практически беззащитны даже самые современные гражданские авиалайнеры.

В Армении, впрочем, поторопились откреститься от самолета. Правда, сделали это весьма неуклюже. В Ереване заявили, что этот борт не принадлежит авиакомпании "Армавиа". Авиакомпания "Армавиа" никогда не имела в своем парке самолеты Ил-76, заявила "Новости Армении" - NEWS.am пресс-секретарь компании Нана Аветисова. Она добавила, что "Армавиа" не отправляла никакого оружия. "Армавиа" занимается лишь пассажироперевозками, а не грузоперевозками", - добавила Аветисова. В Главном управлении гражданской авиации (ГУГА) Армении "Новости Армении" - NEWS.am также заявили, что данная информация не соответствует действительности. Оставив, таким образом, "за скобками" вопрос, мог ли "залетный борт" принадлежать другой, небольшой авиакомпании. Примерно так, как это уже было в одной нашумевшей истории, тоже - какое удивительное совпадение! - связанной с появлением "армянского следа" в оружейном трафике на Африканском континенте. Напомним: 7 марта 2004 года власти Зимбабве задержали в аэропорту Хараре 64 иностранных наемника, прибывших на самолете Boeing-727 из ЮАР с военным снаряжением на борту. Допросив задержанных, а также Саймона Манна, бывшего британского спецназовца, а ныне бизнесмена и личного друга Марка Тэтчера, сына экс-премьера Великобритании Маргарэт Тэтчер, - он, кстати говоря, встречал самолет - власти обвинили их в попытке свергнуть законную власть в маленькой, но богатой нефтью Экваториальной Гвинее при поддержке спецслужб США, Великобритании и Испании. В тот же день еще одна группа иностранцев, включая армян - пилотов АН-12 авиакомпании "Двин", по контракту обслуживавшего немецкую КАЛ, была арестована в Малабо - столице Экваториальной Гвинеи. По понятным причинам, в фокусе внимания мировых СМИ оказался Марк Тэтчер. Армянские летчики доказывали, что ни о каком перевороте понятия не имели, их просто наняли для чартерного рейса - и все. В это теоретически можно было бы поверить, если бы не несколько обстоятельств. Во-первых, Армения к этому моменту уже неоднократно "засветилась" в том самом "черном трафике" российского оружия, которое прокачивалось через Ереван то боснийским сербам, то террористам из РКК, то, как показывают утечки WikiLeaks, в Иран, то в саддамовский Ирак. А во-вторых, в Армении весьма активно гранили и отмывали те самые "кровавые алмазы", которыми оплачивалось множество региональных конфликтов в Африке.

А на фоне скандала с ливийским оружием эксперты советуют не забывать еще об одной стороне "армянской специфики". Об этом не любят вспоминать ни в самом Ереване, ни в Минской группе, но в сегодняшней Армении весьма уютно чувствуют себя многие профессиональные армянские террористы, которые, как и их "коллеги" из других группировок, бывшими не бывают. Кое-кому здесь, конечно, не очень повезло, Монте Мелконян был убит в Карабахе, у Жирайра Сефиляна не сложились отношения с нынешней властью, но другие их "коллеги" в Ереване не бедствуют. И, разумеется, привносят в армянский истеблишмент свои разветвленные связи и контакты в мире политического террора: с момента своего появления АСАЛА активно сотрудничала с палестинскими группировками, включая НФОП и "Черный сентябрь", еще на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов установила "партнерские связи" с ливанской "Хезболлах", "Джихад Ислами", оказывала покровительство РКК...Слишком многое указывает и на то, что через "армянский канал" осуществлялась и "прокачка" террористическим группировкам советского оружия. И одна маленькая деталь: среди тех террористических организаций, которым оказывал поддержку полковник Каддафи, значилась и АСАЛА.

Так что на этом фоне как-то не очень верится в оправдания "Армавиа" и ГУГА Армении. Которые совсем недавно так же резво опровергали статью в итальянской Corriere Della Sera, согласно которой самолет Ту-154 армяно-иранской авиакомпании Caspian Airlines, выполнявший регулярный рейс Тегеран-Ереван и разбившийся под Казвином, перевозил из Ирана в Армению детонаторы, которые затем надо было переправить ливанской "Хезболлах", и именно они неожиданно сработали на борту, погубив самолет и всех его пассажиров.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=8358
17 Сентябрь 2011, 11:06

Версия для печати


Последние новости по этой теме: