«Набукко»: почему Россия и Иран выступили против проекта ЕС?


«Набукко»: почему Россия и Иран выступили против проекта ЕС?

Александр Рар рассказал ИА «Медиафакс» о перспективе проекта

Трудно сказать, стало ли это простым совпадением: французская энергетическая компания «Тоталь» объявила в Баку об обнаружении в азербайджанском секторе Каспия гигантского месторождения природного газа, и уже на следующий день руководство Евросоюза приняло судьбоносное решение. Совет Евросоюза наделил Еврокомиссию полномочиями на проведение переговоров Туркменией и Азербайджаном, цель которых - подписать юридически обязывающий договор о строительстве Транскаспийского газопровода.

Напомню, что Транскаспийский газопровод пройдет по дну Каспийского моря и соединит город Туркменбаши (бывший Красноводск, Туркмения) и столицу Азербайджана. Позже будет построена ветка, которая соединит по суше Тенгиз (Казахстан) и Туркменбаши. Тем самым, согласно планам Евросоюза, огромный поток природного газа из Казахстана и Туркмении будет транспортироваться в Баку, а оттуда – в Турцию по уже действующему газопроводу Баку - Тбилиси - Эрзерум (Турция). На заключительной стадии из Эрзерума ветка будет проложена по странам Европы до конечного пункта в Австрии.  По этому трубопроводу планируется ежегодно транспортировать в страны Евросоюза 30 миллиардов кубометров газа. Стоимость проекта оценивается в 7,9 миллиарда евро.

Как только в Брюсселе объявили о планах строительства трубопровода по дну Каспия, последовала возмущенная реакция из Москвы и Тегерана. МИД России заявил: «Попытки вмешательства в каспийские дела извне, тем более по вопросам, являющимся чувствительными для членов «каспийской пятерки», способны весьма серьезно осложнить ситуацию в этом регионе, отрицательно сказаться на ведущихся пятисторонних переговорах по новому правовому статусу Каспийского моря».

В том же заявлении выражается удивление в связи с тем, что «ЕС намерен участвовать в строительстве газопровода на Каспийском море, на берега которого ни одно из государств Евросоюза не выходит». По мнению МИД, прокладка магистрального Транскаспийского трубопровода потенциально опасна, так как «любая авария в замкнутом водоеме с повышенной сейсмической активностью скажется на всех прибрежных государствах».

Однако с этим мнением не согласны в Баку и Ашхабаде, где уверены, что строительство трубопровода по дну Каспия будет в рамках национальных секторов в Каспии Азербайджана и Туркмении. И, согласно позиции этих двух стран, они не должны получать «добро» от других трех стран Каспия на право строительства газопровода. Впрочем Азербайджан частично дистанцировался от проекта ЕС. «Транскаспийский проект не является нашим проектом, - заявил глава госкомпании Азербайджана SOCAR Ровнаг Абдуллаев - Это проект между Туркменией и Европейским союзом. Согласно Европейской энергетической хартии, мы являемся открытой транзитной страной, и инфраструктура, которую ЕС и Туркмения намерены построить, является делом этих двух сторон. Мы уже говорили о том, что открыты для обсуждения данного вопроса».

Иными словами, Баку заявил, что не участвует в строительстве трубопровода по дну Каспия, но если Туркмения захочет по этому маршруту направлять свой газ в Европу, то Азербайджан готов выступить в роли транзитной страны.

Между тем на минувшей неделе в Сочи состоялось подписание соглашения акционеров проекта строительства конкурирующего с «Набукко» проекта газопровода «Южный поток». В канун подписания соглашения комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер подверг критике проект газопровода «Южный поток». По его словам, Москва пытается путем строительства «Южного потока» помешать реализации проекта «Набукко».

В европейских столицах дали понять, что протесты России и Ирана не помешают ЕС приступить к реализации строительства Транскаспийского трубопровода. «Мандат на переговоры является значительным шагом вперед, что станет толчком в вопросе строительства газопровода», - заявила Марлен Холцнер, представитель Еврокомиссара по энергетике Гюнтера Оттингера. По словам Холцнер, мандат не будет включать обсуждение вопросов, связанных с правовым статусом Каспийского моря, и этот вопрос должен решаться в другом формате. «Мандат предполагает приверженность всех трех сторон к ведению переговоров по достижению международного соглашения на правовой основе, в котором будут оговорены технические детали проекта. Он также будет включать подробности того, где газопровод будет начинаться и заканчиваться, и его протяженность», - подчеркнула она.

 Помимо этого, по словам Холцнер, мандат также затрагивает экологический аспект проекта, так как Еврокомиссия заинтересована в том, чтобы он соответствовал наивысшим экологическим нормам. Также он будет включать принципы защиты инвесторов проекта Транскаспийского газопровода, сказала она. И как только соглашение между сторонами будет ратифицировано, начнется работа над коммерческим соглашением по проекту.

 По просьбе ИА «Медиафакс» перспективу реализации проекта строительства Транскаспийского трубопровода комментирует один из ведущих экспертов по проблемам бывшего СССР Александр Рар.

Александр Рар, директор центра «Россия-Евразия» Совета по внешней политике ФРГ:

- Судьба Транскаспийского трубопровода в большей степени зависит от позиции Туркмении, чем Азербайджана, так как по этому трубопроводу пойдет именно туркменский газ, а не азербайджанский. Так что Россия будет оказывать давление не столько на Евросоюз и Азербайджан, сколько на Туркмению. И трудно предсказать, какой будет реакция Ашхабада на этот прессинг. Позиция Евросоюза состоит в том, что строительство магистрали будет происходить в рамках правового поля, так как по сути речь идет не о газопроводе, а просто об интерконнекторе. Впрочем резкие заявления России и Ирана, выступающих против строительства, может создать напряженную ситуацию вокруг проекта.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=8359
17 Сентябрь 2011, 11:12

Версия для печати


Последние новости по этой теме: