Похищение святыни.Такие случаи в истории, как оказалось, не редкость


Как утверждают специалисты, в истории криминала кража - это не самый древний вид преступления. Убийства и изнасилования куда древнее, и связаны они с куда более древними инстинктами, общими для человека и животных. А вот воровать люди научились только в тот момент, когда в человеческом обществе началось имущественное расслоение и появилось понятие собственности. Где и когда была совершена первая кража и что послужило тут добычей: особо острый каменный топор, красивая шкура или наконечник стрелы - сегодня уже не установить. Однако за тысячелетия человеческой истории в криминальную, как сказали бы сегодня, хронику попадало не только золото и драгоценные камни. Воровали произведения искусства и редкие книги, воровали оружие и - историческая реальность! - рабов, славившихся своим мастерством, воровали церковные колокола... А однажды на "воровской малине" в египетском Каире полицейские обнаружили...древнюю мумию.

Но кража, происшедшая недавно в селе Джиль близ Лянкярана, без сомнения, из разряда самых необычных. Как сообщало АПА, здесь из местного пира (мусульманского святилища) Сеид Халифа была похищена главная ценность - священный камень со следом ноги хазрати Али. Факт кражи подтвердил ахунд сельской мечети хаджи Алашраф Алиев. По его словам, почитаемый пир уже грабили: в 1999 году неизвестными был украден надгробный камень с могилы одного из похороненных здесь святых. Несмотря на усилия правоохранительных органов, установить личности воров не удалось.

Каменная летопись

Святые камни и исламская религия - понятия неразрывные. Главной святыней ислама, как известно, является храм Кааба, или, вернее, вделанный в его стену знаменитый Черный камень.

Кто и когда построил Каабу - не известно. По преданию, Райский камень - белый яхонт - был принесен ангелом Джабраилом Адаму после его раскаяния. А черным он стал позже, приняв на себя грехи и пороки людей, а еще для того, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня. Как повествует мусульманское предание, Адам и Хавва (Ева) в знак благодарности Богу за прощение воздвигли святилище вблизи того места, где произошло их воссоединение со Всевышним. Когда же Ибрахим вновь принял Хаджар и Исмаила в свою семью, вместе с Исмаилом он выстроил на месте святилища Адама храм кубической формы, который ныне известен как Кааба.

Многие ученые полагают, что легендарный Черный камень представляет собой метеорит или же имеет, как говорят минералоги, ударную природу - это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом, взятый, по всей видимости, из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки в знаменитой Руб-эль-Хали. Это по сути застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде.

Кратер в Вабаре (в действительности их по крайней мере три, раскиданных на площади около 500 на 1000 метров - 116, 64 и 11 м в диаметре) - место уникальное и заслуживает отдельного рассказа о себе. На площади пол квадратных километра полузасыпаны песком множество обломков черного стекла, белых камней из спёкшегося песка и железных кусков. Кочевники-бедуины называли это место аль-Хадида (железные предметы). Железные камни, найденные в окрестности кратеров Вабар, имеют гладкие поверхности, покрытые черным налетом пустынной копоти. Самый большой кусок железа и никеля - так называемый Верблюжий Горб - был найден экспедицией 1965 г и экспонируется сейчас в Королевском Университете в Эр-Риаде. Он весит 2200 кг, имеет гладкую конусообразную форму и представляет, по-видимому, кусок метеорита, который развалился на несколько фрагментов перед падением на землю.

Культ метеоритов существовал и существует на Земле не один век. Слишком уж поражает воображение падение небесных камней, которое всегда сопровождается ударами, взрывами, вспышками света. К тому же метеориты были в древности, до того, как древние тюрки изобрели горн, единственным источником железа, ценившегося дороже золота, и правитель, обладавший оружием, выкованным из "небесного железа", считался непобедимым. Как уверены многие, здесь нашел свое отражение воинский опыт: хороший удар железной саблей просто рассекал оружие из бронзы. Так или иначе, метеорит можно увидеть и в древнем святилище Ахсаби-Кеф в Нахчыване, где он никак не мог оказаться по естественным причинам.

И точно так же известно и другое: именно Черный камень Каабы - первый священный камень, похищение которого засвидетельствовала история. Совершили это преступление в 930 году по европейскому летоисчислению приверженцы учения карматов - одной из двух ветвей раннего исмаилизма. Согласно одной версии, карматское движение возникло в ремесленной среде. Первоначально это была тайная организация, члены которой вносили в общую казну 1/5 своих доходов - традиционный мусульманский закят. Карматы призывали к равенству, к помощи нуждающимся, но при этом признавали право на существование за рабством - с той лишь разницей, что рабы принадлежали бы теперь не одному человеку, а всей общине. Крупное восстание, во главе которого стояли карматы, вспыхнуло в Бахрейне в 894-м. Овладев главным городом (аль-Ахса), карматы попытались воплотить свои идеи в жизнь, создав государство без крупного землевладения и феодальной эксплуатации, но с общинным рабством. Аббасиды, Саманиды и Газневиды рассматривали карматов как своих злейших врагов. Бахрейнские карматы неоднократно угрожали аббасидским правителям Нижнего Ирака и Хузистана, а в 930 напали на Мекку, где перебили и увели в рабство часть населения, опустошив заодно мечети. Именно во время этого набега похитили черный камень, выломав его из Каабы. Только спустя 20 лет святыня была возвращена на место. Причем устанавливать подлинность важнейшей реликвии ислама пришлось целой комиссии, которая опиралась в своем вердикте на удивительное свойство священного камня - он не тонет в воде. В 1050 г. безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков, которые сейчас скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

А в апреле 2008 года на аукционе Sotheby в Лондоне был представлен ключ от храма Кааба с 800-летней историей. Стартовая цена на реликвию составила 18 миллионов долларов.

Смотритель Каабы Салех аль-Шайби в подлинности ключа не сомневается и предполагает, что "ключ мог быть украден в древние времена". И теперь смотритель Каабы обращается к состоятельным мусульманам со всего мира за помощью, чтобы выкупить ключ на его законное место.

Однако саудовский историк Хани Фаирузи заинтересовался тем, каким образом ключ от Каабы мог попасть на лондонский аукцион. И напомнил, что эта кража не является обыденным криминальным случаем, так как в целом представляет собой ограбление всего народа. "Печально узнать, что часть бесценного наследия была вывезена контрабандным путём из его законного места нахождения. При всём моём восхищении и почтении к Салеху аль-Шейби, я хотел бы заметить, что смотрители священных мест несут ответственность и за ключи от них", - сказал он.

Следы на камнях

Но и камни, на которых можно разглядеть отпечатки человеческих ног, тоже заслужили свое место в истории, и Сеид Халифа - не единственное святилище, где главным объектом поклонения был камень, на котором можно разглядеть след ноги человека. В науке даже существует термин - "камни-следовики": валуны, на которых можно разглядеть отпечатки человеческих ног, рук, а иногда и инструментов, известны в истории с далекой древности. Иногда речь идет о прихоти природы, иногда рисунок просто высечен на камне, но в такие древние времена, что теперь его трудно принять за работу человеческих рук.

Потому как многие наделяли и наделяют "следовые камни" магическими свойствами, причем это относится не только к мусульманским святилищам.

Так, на острове Шри-Ланка есть знаменитая гора Пик Адама, или Шри Пада, высотой в 2224 м над уровнем океана. Она уже много веков является местом паломничества: десятки тысяч верующих совершают восхождение, чтобы прикоснуться губами к священному отпечатку ступни на вершине горы. Верующие всех четырех религий считают гору священной. Буддисты называют ее Шри Пада ("священный след"), считая, что сам Гаутама Будда посетил это место. Индуисты утверждают, что отпечаток принадлежит Шиве, верховному богу индуистов. Мусульмане настаивают на том, что здесь впервые ступил на землю Адам. Название "Пик Адама" гора получила от португальцев, однако христиане верят, что здесь оставил свой след вовсе не Адам, а святой Томас, христианский апостол, проповедовавший в южной Индии.

В Мьянме, или Бирме на знаменитом Мандалайском холме расположено известное святилище буддистов, где среди почитаемых предметов - не только привезенная из легендарного Араканского царства статуя Будды, для изготовления которой, как считается, он сам позировал мастерам, но и отпечаток его ступни - каменная чаша примерно метровой длины.

В Иерусалиме на всем протяжении знаменитой Виа Долороса - Крестного пути - показывают отпечатки сандалий Богородицы - Девы Марии, где она простилась со своим сыном, идущим на казнь, и отпечатки ступней самого Иисуса Христа.

Малоизвестно, что недалеко от знаменитого храма Кааба в Мекке лежит белый валун с углублением, похожим на человеческий след, который тоже служит объектом поклонения. Согласно легенде, на камне стоял сам Авраам (Ибрагим), который, по преданию, и основал Каабу.

Француз Пьер Доминик Гзсо, рассказывая в книге "Священный лес" о путешествии в 1953 г. по африканской Гвинее, упоминает об имеющемся на холме близ деревни Тувелеу следе ноги на камне, который местные жители считают принадлежавшем своему предку Око - основателю Тувелеу.

А одно из самых ранних упоминаний о следовидном углублении в скале относится к 5 в. до н. э. В своей "Истории" древнегреческий ученый Геродот, описывая странствия по Скифии, сообщал: "В скале у реки Тираса местные жители показывают отпечаток ступни Геракла, похожий на след человеческой ноги длиной в 2 локтя. Таков этот след"'. Заметим: Геракл, согласно мифологии, тоже был родоначальником. По поверьям мордвы, следы на камнях оставляло главное божество - Анге-патяй, мать всех прочих богов, когда сходила с неба на землю.

Так или иначе, в дореволюционной России в Академию художеств однажды поступило сообщение священника села Хитицы Осташковского уезда Андрея Дюкова о большом камне, на котором выбиты крест, лосиный рог и медвежья лапа. В этом же уезде, вблизи деревни Замошье, один крестьянин в 1880 г. нашел валун с изображениями "наподобие кочережек, вил, костылей с крюками наверху, трезубцев и серпов".

Чаще всего на отдельных валунах, попадавшихся в самых неожиданных местах, встречались выбитые следы человеческих ног. В одних случаях местные жители называли их "чертовыми следами", "следами дьявола" и т. п., в других - "божьими ножками", "следами Христовыми", "стопами богородицы". Если первые пользовались дурной славой и населением всегда обходились, то последние были в почете. Считалось, что вода из "божьих следков" является целебной, помогает излечивать от болезней. В христианских странах поклонение "следовым камням" держалось по крайней мере до XIX века: возле них совершали по сути дела языческие обряды, сопровождавшиеся этакими "бескровными жертвоприношениями" камням: лепешки, яйца, молоко, лоскутки ткани и т.д.

В 1907 г. в Варшаве была издана книга Максимилиана Баруха "Божьи стопки", посвященная "следовым камням". Через двадцать лет М.Мялешка издает свою статью, посвященную таинственным изображениям на камнях в Беларуси: здесь уже фигурируют сабли, подковы, даже пистолеты, но самым распространенным "мотивом" вновь оказывается человеческая стопа. В 1957 году в в Вильнюсе издается на литовском языке книга замечательного краеведа П. Т. Тарасенки "Следы на камнях" - о легендарных валунах Литвы, среди которых, конечно, выделяются и камни со стопами. Причем не только босыми, но и обутыми. И появление по крайней мере части "следовиков" может объяснить обряд, существовавший у древних кельтов.

О кельтском культе камней можно рассказывать долго. Во французской Бретани и сегодня взору предстают поражающие воображения каменные сооружения - знаменитые менгиры и дольмены, те самые, где проводили таинственные церемонии жрецы-друиды.

Историки, впрочем, считают, что менгиры и дольмены создавались за долгие века до того, как на земли современной Европы пришли легендарные кельты. Но то, что друиды проводили свои церемонии в таинственных каменных сооружениях - факт неоспоримый. Иначе у мегалитов было немного шансов уцелеть.

Менгиры и дольмены Бретани сегодня - вполне освоенные туристические достопримечательности. Но одним из самых таинственных и удивительных памятников остается британский Стоунхедж: поле, усеянное мегалитами, установленными в завораживающем порядке. Какие церемонии здесь проводились, до сих пор четкого ответа никто не дал. Но пока ученые и археологи ломают голову над загадкой Стоунхеджа, британцы, считающие себя последователями верований друидов, проводят там свои церемонии, главным образом на день летнего солнцестояния - 22 июня.

Описания некоторых обрядов, связанных с кельтским культом камней, дошли до современности. И позволяют по-новому взглянуть на возможные объяснения, как появлялись камни-"следовики". Так, в Ирландии до того, как остров был подчинен Лондону, коронация королей происходила в легендарной Таре - на древней каменной площадке, почитавшейся со времен неолита. Здесь возвышался Камень судьбы, или Лиа Файл, по преданию, один из четырех талисманов, привезенных в Ирландию магами богини Дану. В Ирландии предпочитали выбирать королей, а не передавать власть по наследству. Один из способов выбора нового правителя предполагал ритуальную церемонию, кульминацией которой было появление видения, изображавшего избранного короля. Его призывали в Тару и короновали на Камне судьбы или около него. Затем праздновалась ритуальная свадьба короля с богиней независимости Ирландии. Такие же свадьбы, соединявшие короля и страну, происходили и в других частях Европы, при этом часто в качестве символа использовались королевские камни. На которых нередко высекалось изображение ступней - здесь босой король стоял во время коронации.

Легенды о королевском камне прослеживаются и в легенде об Артуре, который извлек меч Экскалибур из камня и таким образом подтвердил свое право стать королем.

Путешествие Сконского камня

К кельтским святым камням относится и легендарный Сконский камень, самый, пожалуй, известный талисман Великобритании, на котором начиная с XIII века коронуют всех королей этой страны.

Начало историии этой 200-килограммовой глыбы песчаника теряется в веках. Английские летописцы утверждают, что библейский Иаков спал, подложив под голову именно этот камень, когда во сне увидел лестницу в небо. Многие, впрочем, считают, что Сконский камень - один из тех, на которых приносили присягу кельские короли Ирландии. Так или иначе, достоверно известно, что в 846 г. шотландский король Кеннет I поместил его в деревянный трон в Сконском аббатстве. На нем были коронованы 34 короля Шотландии.

История камня круто меняется после завоевания Шотландии англичанами. В 1296 г. английский король Эдуард I захватил валун-талисман, увез его в Вестминстер и приказал вмонтировать в новый трон, который был установлен рядом с гробницей короля-святого Эдуарда Исповедника.

Впрочем, тогда в Лондоне пытались по возможности придать происходящим событиям характер "соединения" двух стран, а не захвата одного государства другим. Даже современный британский флаг именуется "Юнион Джек" и представляет собой синтез двух знамен: синего шотландского и белого с красным крестом - английского. На этом фоне перенос в Вестминстер Сконского камня подтверждал статус лондонских монархов как законных королей не только Англии, но и Шотландии.

Тем не менее о своей реликвии, находящейся в Лондоне, шотландцы не забыли. И в 1996 г. правительство Великобритании приняло решение вернуть камень Шотландии, оговорив, однако, что англичане будут заимствовать его на время коронаций. 30 ноября того же года, в день Святого Андрея, Сконский камень вернулся в Шотландию и был помещен рядом с шотландскими королевскими регалиями в Эдинбургском замке. В этот памятный для всей Шотландии день около 10 тысяч людей выстроились вдоль улицы Королевская Миля для того, чтобы увидеть собственными глазами процессию сопровождающих Сконский камень священнослужителей и солдат.

Но еще раньше, рождественским утром 1950 года, четверо шотландских студентов из универститета Глазго ворвались в Вестминстерское аббатство и похитили Сконский камень. По пути они умудрились уронить реликвию, блок разбился на две части, но пыла похитителей это не остановило. В Глазго студенты нашли каменщика, который склеил обломки, и спрятали камень в сломанном тракторе. 11 августа 1951 г. камень был обнаружен в развалинах аббатства Арброт, возвращен в Вестминстерское аббатство и вновь помещен в основание Коронационного трона. В 1953 г. на нем была коронована королева Елизавета II. Самих же студентов задержала полиция. И когда им предъявили обвинение в похищении камня, один из них бросил полицейским: "Как мы могли украсть то, что давним-давно было украдено у нас?"

Последнее путешествие Святого Николая

Возможно, возвращение Сконского камня в Шотландию после того, как на нем не одну сотню лет короновали британских монархов в Лондоне, дает надежду на возвращение еще одной похищенной реликвии - мощей Святого Николая - в Турцию, в город Демре близ Антальи.

По преданию, святой Николай родился в 245 году в местечке Патара близ нынешнего средиземноморского курорта Фетхие. Впоследствие он стал священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Скончался святитель Николай в 334 году в тех же Мирах Ликийских, где сегодня расположен городок Демре,

Однако в 1087 году, уже после церковного раскола, мощи Святого Николая были похищены крестоносцами, которые печально "прославились" в истории и своим непередаваемым варварством, и разграблением земель, на которые приходили, даже если речь шла о христианской Византии. Теперь святые мощи покоятся в итальянском городе Бари, в местной базилике, куда приезжает множество паломников.

А в Турции тем временем действует Международный совет мира имени святого Николая, который добивается возвращения мощей на родину святого. И руководитель Совета Муаммер Карабулут недавно заявил журналистам, что власти Турции намерены в этой связи обратиться в Международный суд в Гааге, потому как иные методы уже исчерпаны. "Мы считаем своим историческим долгом возвратить на историческую родину, в город Демре (Миры Ликийские), мощи святого Николая, которые были похищены в 1087 году и увезены в Бари. Мы хотим, чтобы восторжествовала справедливость и была исправлена ошибка, совершенная столетия назад", - заявил Карабулут.

Но самое поразительное, что в дело тут же вмешалась Русская православная церковь. Чей официальный представитель Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, возглавляемого митрополитом Кириллом (Гундяевым), разразился пространной речью, смысл которой сводился к тому, что нельзя, чтобы мощи христианского святого находились в стране, где большинство населения - мусульмане. "Несмотря на то, что мощи святителя пребывают в Бари в католическом храме, в определенные дни православные паломники имеют возможность совершать там православные богослужения. Не думаю, что они имели бы такую возможность в турецком городе Демре", - сказал представитель церкви. А затем договорился до того, что мощи вообще-то не похищали: оказывается, "по церковному преданию, мощи святителя были вывезены из Мир Ликийских ввиду того, что эта область, некогда заселенная православными христианами, была завоевана иноверцами". Напомним: все это говорится сейчас, в XXI веке.

Однако ныне покойный Папа римский Иоанн Павел II еще в декабре 2004 года передал Константинопольскому патриарху Варфоломею уникальные православные святыни - мощи Иоанна Златоуста и Григория Богослова, которые тоже были похищены крестоносцами в 1204 году.

А историки тем временем напоминают: в ходе захвата Константинополя крестоносцами были похищены не только мощи Иоанна Златоуста и Григория Богослова. менно тогда в Венеции, на фронтоне собора Сан-Марко воссияла квадрига бронзовых лошадей, вывезенных с константинопольского ипподрома, а в католические храмы были отправлены главные реликвии православия - плащаница и терновый венец Христа, мощи мучеников и апостолов.

Похищенная икона

А в России тем временем вполголоса рассказывают историю о том, как в 1904 году из Казанского женского монастыря была похищена одна из самых почитаемых в России святынь - икона Казанской Божьей матери.

По преданию, после пожара, уничтожившего Казань в 1579 году, десятилетней Матроне Онучиной во сне явилась Богородинца, которая повелела откопать ее икону на пепелище. По преданию, в указанном месте действительнь была найдена икона, которую почитали на Руси как одну из главных святынь и считали "явленной" иконой, то есть не сотворенной человеческими руками. Так ли это на самом деле, теперь уже не установить, но вот в том, что икону почитали истово, сомневаться не приходится. С нее было сделано множество "списков", то есть копий, также считавшихся чудотворными, Уже в 1579 году "список" с иконы был отправлен Ивану Грозному, а вскоре помещен в храм Василия Блаженного. Еще один "список" принадлежал Петру Первому, который повелел выстроить в новой российской столице Казанский собор. Икону туда, впрочем, поместили лишь в 1811 году. Подлинная же икона находилась в Казанском женском монастыре. Откуда таинственным образом исчезла в 1904 году.

В том, что икону похитили, сомневаться не приходилось. И вскоре полиции удалось выйти на преступников, которых возглавлял некий Чайкин, выдававший себя за виноторговца. В действительности же он оказался Варфоломеем Стояном, жителем Екатеринослава. В суде он не раз менял свои показания, но призгался, что похитил икону ради ее драгоценного оклада - золота, алмазов, жемчугов... Саму же икону Чайкин, по его словам, сжег.

Впрочем, уже тогда ходили слухи, что икону Чайкин не сжег, а перепродал староверам, готовым заплатить за чудотворный образ немалые деньги.

А в 2004 году, ровно через сто лет после кражи, Ватикан изъявил готовность передать России...икону Казанской Божьей матери, которая хранилась с 1993 года у понтифика. Как она туда попала, в Риме конкретизировать не стали.

В Ватикане рассчитывали, что передавать икону отправится лично Папа римский. Однако в России постарались сделать все, чтобы принизить значение события. Так или иначе, передавать икону в Россию отправился кардинал Вальтер Каспер, а самою икону объявили "одной из рядовых копий". Но что она такое на самом деле и куда делся оригинал иконы, похищенной в 1904 году, ясности, увы, нет. И сколько еще тайн похищенных святынь скрыто под сводами храмов, можно только догадываться.

НУРАНИ

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=99
15 Октябрь 2008, 20:50

Версия для печати


Последние новости по этой теме: