Новости MediaFax

МОГУТ ЛИ В КАРАБАХЕ ПОЯВИТЬСЯ ТУРЕЦКИЕ МИРОТВОРЦЫ?
Категория:

В интервью ИА «Медиафакс» российский эксперт Андрей Епифанцев о роли России и Турции в разрешении карабахской проблемы
Несмотря на полную беспомощность Минской группы ОБСЕ в мирном процессе по урегулированию карабахской проблемы, пресс-служба этой европейской организации имитирует бурную деятельность. В частности, в среду, 8 ноября, на лентах информационных агентств появилось сообщение: «8-го ноября на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении на территории Тертерского района был проведен мониторинг в соответствии с мандатом личного представителя действующего председателя ОБСЕ».
Как утверждают военные эксперты, ОБСЕ не заинтересована в развертывании в зоне армяно-азербайджанского конфликта мониторинговой миссии на постоянной основе, по той же схеме, которая была реализована на Донбассе. Для ОБСЕ будет лучше, если время от времени наблюдатели ОБСЕ будут периодически приезжать в зону в конфликта и проводить «мониторинг» на этой территории. По сути переговорный процесс зашел в тупик, и мировое сообщество потеряло интерес к этой проблеме. Сейчас внимание мировых СМИ приковано к словесной войне США и КНДР, а также – обострению отношений Ирана и Саудовской Аравии.
Тем не менее, азербайджанский интернет-ресурс Oxu.az опубликовал сенсационное сообщение, которое проливает свет на закулисные консультации между Москвой и Анкарой по урегулированию карабахской проблемы. Итак, издание сообщает, что 13-го ноября, в понедельник, турецкий президент Реджеп Тейип Эрдоган прибудет в Москву для переговоров с Владимиром Путиным. Политолог Эльхан Шахиноглу со ссылкой на «надежный источник» сообщает, что Путин и Эрдоган будут обсуждать детали конфиденциального плана разрешений армяно-азербайджанского конфликта.
По словам политолога, российский президент предложит Эрдогану обсудить три условия для «безоговорочного освобождения пяти районов вокруг Нагорного Карабаха». Итак, первым условием является вступление Азербайджана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС); второе условие — присоединение Азербайджана к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И, наконец, третье условие — размещение российских миротворцев в на линии противостояния азербайджанских и армянских войск вокруг Нагорного Карабаха.
ПОЧЕМУ ЭРДОГАН НАСТАВИВАЕТ НА СМЕШАННОМ СОСТАВЕ РОССИЙСКИХ И ТУРЕЦКИХ МИРОТВОРЦЕВ?
Турецкие СМИ, ссылаясь на окружение президента Турции, подтверждают, что этот план обсуждается между Москвой и Анкарой. Однако турецкие источники дают важное уточнение: Эрдоган не возражает против первых двух пунктов (членство Баку в ЕАЭС и ОДКБ), однако относительно третьего плана турецкий лидер настаивает: наряду с российскими миротворцами в регионе конфликта в равной пропорции должны быть размещены турецкие миротворческие силы. Эрдоган, выдвигая Путину это встречное предложение, исходит из того, что Москва является военным союзником Армении, и поэтому ее войска не могут считаться нейтральными. Поэтому присутствие турецких миротворцев обеспечило бы баланс интересов и гарантировало бы успех миротворческой миссии.
С идеей Эрдогана согласен его азербайджанский коллега Ильхам Алиев. Проблема в том, что общественное мнение Азербайджана категорически не приемлет идею чисто российского миротворческого контингента в регионе карабахского конфликта. У Азербайджана имеется горький опыт февраля 1992 года, когда формально нейтральный 366-й российский полк частично принял участие в нападении армянских боевиков на азербайджанский город Ходжалы в Карабахе. В результате этого жестокого нападения на спящий город было зверски убито несколько сот мирных жителей, в том числе женщин, детей и стариков, города Ходжалы.
Поэтому горький опыт присутствия в карабахской зоне 366-го российского полка не позволяет руководству Азербайджана дать «добро» на введение в буферную зону карабахского конфликта российских миротворцев. Что же касается возможного ввода в регион турецких миротворцев, то ту тоже возникает проблема. Армения категорически против ввода в регион турецких войск, даже если они получат от ООН мандат миротворцев.
Есть еще третий вариант решения этой деликатной проблемы: в регион конфликта могут быть введены миротворческие силы стран мира, не связанных ни географически, ни политически с регионом карабахского конфликта. Скажем, это могли быть войска Голландии, Швеции, Дании, Венгрии, Сербии и так далее.
И за скобками остается ключевой вопрос: если Москва и Анкара договорятся по базовым положениям этого плана, как собирается Москва убеждать Ереван согласиться добровольно вывести свои войска с пяти из семи прилегающих к Нагорному Карабаху районов Азербайджана. Сегодня оппозиция в Ереване предупредила президента Армении Сержа Саргсяна: любая уступка Азербайджану – а тем более вывод армянских войск с пяти занятых районов Азербайджана, - будет расцениваться как «предательство интересов Армении». Лидер демократической партии Армении Арам Саркисян уверен: «Ни одна власть в Армении не сможет удержаться, если она вдруг пойдет на односторонние уступки. Кроме того, невозможно заставить Ереван сдать территории, если Азербайджан не хочет признавать независимость Нагорного Карабаха. А поскольку Баку признавать не собирается, то и вывод армянских войск теряет свою актуальность».
По просьбе ИА «Медиафакс» перспективу влияния России и Турции на мирное урегулирование карабахской проблемы анализирует российский политолог Андрей Епифанцев:
- Россия играет важную роль в урегулировании карабахского конфликта, но она в одиночку не в состоянии решить эту проблему. И даже Россия попытается подключить к урегулированию Турцию, то вопрос вновь не будет решен. Причина проста. В урегулировании конфликта свое веское слово должны сказать Баку и Ереван. Именно конфликтующие стороны путем взаимных компромиссов будут принимать решения. Тем не менее, посредничество Москвы и Анкары может сыграть определенную роль. Сегодня Россия и Турция для отражения вызовов времени должны объединить свои усилия. Они сегодня заинтересованы в союзе, который строится на взаимовыгодной основе. Пока трудно сказать, как долго продлится союз Москвы и Анкары. В течение двух столетий Россия и Турция периодически воевали, но были и такие промежутки истории, когда они сотрудничали. Так что нынешний этап совпадения интересов двух стран не показывает ничего нового.
Автор Андрей Раевский, политический обозреватель.

 

10.11.2017 08:51
К списку новостей