Версия для печати - mediafax.ru

Начинается крупная игра

Начинается крупная игра

А мы, к сожалению, все еще не готовы  

Р.Миркадыров       

 

30 июля в рамках визита во Францию министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров встретился со своим французским коллегой Лораном Фабиусом. На встрече министры обсудили проблему урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также вопросы политических и экономических отношений между странами. Об этом говорится в сообщении, распространенном МИД Азербайджана. В ходе встречи Э.Мамедъяров вручил Лорану Фабиусу письмо президента Азербайджана Ильхама Алиева и попросил передать его президенту Франции Франсуа Олланду.

Во время беседы Эльмар Мамедъяров отметил, что в связи с 20-летием установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Францией он приглашает Лорана Фабиуса посетить нашу страну.

Касаясь азербайджано-армянских отношений, глава внешнеполитического ведомства Азербайджана выразил надежду на то, что Франция приложит максимум усилий в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Большинство политологов могут оценить встречу с новым министром иностранных дел Франции после президентских выборов как попытку Запада активизировать процесс мирного урегулирования карабахского конфликта, притом в сепаратном варианте, так как Россия при президенте Владимире Путине явно заинтересована в затягивании переговоров. Скорее всего, так оно и есть. Однако...

 

Все дороги ведут в Тегеран

 

В регионе происходят события, которые могут кардинально изменить как ситуацию вокруг урегулирования карабахского конфликта, так и в целом геополитическую расстановку сил. Как уже сообщала наша газета, американский конгрессмен Дэйн Рорабахер призвал Вашингтон поддержать борьбу южных азербайджанцев за свою независимость. В своем послании на имя госсекретаря США Хиллари Клинтон конгрессмен заявил о необходимости поддержки борьбы за независимость Южного Азербайджана от Ирана, передает вашингтонский корреспондент Turan.

Естественно, заявление одного конгрессмена, даже если он является председателем подкомитета Палаты представителей, не делает погоду. Однако геополитические процессы, происходящие в регионе, свидетельствуют о том, что заявление американского конгрессмена - это не просто "эмоциональный срыв" члена Палаты представителей. Все намного сложнее.

Во-первых, всего два месяца назад в Анкаре состоялся форум, в котором было заявлено о создании Национального совета Южного Азербайджана. Практически сразу по завершении форума активисты организации отправились в Баку, где провели встречи с лидерами политических партий, в том числе и проправительственных, и пресс-конференцию.

 

И на этот факт можно было бы не обратить внимание, если не одно обстоятельство. И турецкие, и азербайджанские власти "закрыли глаза" на эти явно "антииранские акции". Хотя до этого не просто не позволяли проведения подобных мероприятий, даже в угоду официальному Тегерану депортировали лидеров и активистов национального движения Южного Азербайджана.

Во-вторых, как стало известно из информированных дипломатических источников, все эти "антииранские акции" вызвали огромный интерес как у американских, так и израильских посольств в Баку и Анкаре.

В-третьих, вдруг стало известно о том, что Азербайджан заключил с Израилем контракт на поставку вооружения и боевой техники на сумму более чем полтора миллиарда долларов. С одной стороны, только наивные люди могут предположить, что Израиль стал поставлять вооружение и боевую технику Азербайджану, притом в таких крупных объемах, без согласования данного вопроса с США. Точно так же было бы наивно полагать, что официальный Баку подписал этот контракт без предварительных консультаций с Анкарой.

С другой стороны, анализ перечня вооружения и боевой техники, закупаемых у Израиля позволяет сделать вывод о том, что этот арсенал предназначен не только для освобождения оккупированных территорий.

Некоторые виды вооружения, которые попали в этот список, предназначены для отражения агрессии, в том числе и с моря.

Стоит вспомнить и неоднократные заявления официального Вашингтона о том, что США готовы оказать любую помощь Азербайджану в случае агрессивных действий Ирана на Каспии.

В-четвертых, в любом варианте развития событий США просто обязаны задуматься о будущем устройстве Ирана. При этом необходимо учесть одну важную деталь. Как не раз писала наша газета, в противостоянии между США и ИРИ конфликт вокруг иранской ядерной программы не является определяющим. Это прекрасно осознают как в Тегеране, так и Вашингтоне. Проблема прежде всего в том, что внешняя политика Ирана не просто полностью противоречит, но и представляет огромную угрозу региональным интересам США. В Вашингтоне прекрасно осознают, что без "дружественного Ирана" невозможно добиться выгодного для США геополитического переформатирования огромного региона - начиная с Южного Кавказа до Северной Африки. Тому наглядным примером является ситуация в Ираке. Как только коалиционные силы были выведены из Ирака, шиитское правительство в Багдаде стало дружить с Тегераном и проводить антиамериканскую внешнюю политику.

Именно поэтому стороны, по сути, тянут время, сохраняя "ядерное досье" в качестве формального повода для оправдания "враждебных отношений". Теоретически вариантов развития событий всего два: первый - происходит эволюционная трансформация самого Ирана, то есть не просто смена режима, но и его идеологических основ, краеугольным камнем которого является антиамериканизм под предлогом борьбы со всемирным империализмом, что практически невозможно. Второй вариант - американцам придется действовать.

Еще несколько месяцев назад в интервью 1news.az известный российский журналист и политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков заявил, что борьба за контроль над этим регионом продолжается: "События на севере Африки ее несколько ослабили - но не более того. Если вы имеете в виду какую-то горячую стадию этой борьбы, то здесь две главные проблемы... Это Иран и контроль США над Кавказом. Что и когда начнут делать американцы, спрогнозировать никто не может. Что угодно могут начать, если посчитают это выгодным для себя и решат, что баланс сил в регионе и в мировом сообществе гарантирует им безнаказанность". По мнению российского политолога, если США решили начать войну против кого-то, то их никто не может остановить. "Если США такую войну не начинают, то только по двум причинам: они и так уже ведут две войны - в Афганистане и Ираке; в правящем классе США не сложилось консенсуса по этому вопросу.

Россия сделала все, что могла, дабы США не перешли к военной атаке на Иран. Даже слишком, на мой взгляд, много - фактически все требования Запада удовлетворила. Но атака не началась не по этой причине, а по двум перечисленным выше. Итак, если правящий класс Израиля решит нанести удар по Ирану, то остановить это могут только США. Если это решит сделать правящий класс США, то остановить их не сможет никто.

Другое дело, что и Китай, и Россия отнесутся к этому исключительно отрицательно. В случае нападения на Иран Россия, безусловно, вынуждена будет оказывать ему и дипломатическую помощь, и помощь поставками оружия. Но Иран, конечно, хочет обзавестись атомной бомбой. И его можно понять", - отметил В.Третьяков.

При этом, по мнению российского политолога, до тех пор, пока возросшая активность Анкары будет в основном направлена вне непосредственных региональных интересов России (то есть не на Кавказ и Центральную Азию), Москва будет реагировать на турецкий фактор так же, как и сейчас, - рационально-прагматично. В.Третьяков заявил, что сдерживать Турцию на других направлениях должны те, кого это затрагивает. Это России не касается.

 Таким образом, если атака на Иран неизбежна, то американцы просто обязаны задуматься о будущем переустройстве этого государства. И тут вариантов не так уж много, опять же всего два. Первый - это просто смена политического режима. Проще говоря, необходимо будет добиться прихода к власти в Тегеране "дружественных" Вашингтону политических сил. Это вполне выполнимая задача, притом по очень простой и упрощенной схеме, рассчитанной в лучшем случае на среднесрочную перспективу. В долгосрочной перспективе этот вариант сохраняет серьезные угрозы. Прежде всего необходимо учесть, что Иран сохраняется в качестве сильного регионального игрока, притом располагающего огромными ресурсами.

Далее, необходимо учесть и то, что шиизм в Иране проявляет себя не просто как одна из форм так называемого "политического ислама". Шиизм в Иране в течение последних нескольких веков является, по сути, основным государствообразующим и цементирующим империю элементом. Таким образом, "политический ислам" для Ирана является не только идеологией, используемой для "внутреннего потребления", но и предопределяет его внешнеполитические приоритеты. Шиизм - основной элемент, обеспечивающий стойкость империи "во враждебном" этническом и религиозном окружении.

И, наконец, вышеизложенные факторы будут стимулировать усиление в Иране не просто "антиимпериалистических", но и реваншистских настроений. Одним словом, при сохранении ныне существующего положения дел с простой сменой декорации цикличность появления проблем во взаимоотношениях с Ираном обеспечена.

Существует и другой вариант решения проблемы, скажем так, кардинальный. Проще говоря, речь идет о том, чтобы лишить Иран регионального могущества, то есть превратить его в чисто персидское государство с намного меньшими ресурсами, притом как материальными, так и человеческими, и намного меньшей территорией, о чем и говорит американский конгрессмен. Это очень сложная игра, рассчитанная на длительную перспективу.

"Не следует удивляться планам Запада по воссоединению Азербайджана с центром в Тебризе, а не Баку, он этот план разрабатывает давно", - считает азербайджанский эксперт Микаил Мамедли, комментируя обращение конгрессмена Дэйна Рорабахера к Госдепу США поддержать борьбу южных азербайджанцев за свою независимость. Об этом сообщает ИА Regnum.

По его мнению, план объединения Азербайджана рассчитан на ослабление российского влияния и пророссийских "политических" кругов внутри Северного Азербайджана. "Создание еще одного мощного прозападного тюркского государства позволит Западу полностью контролировать Ближний Восток.

Сейчас ведется обширная работа с азербайджанскими диссидентами за рубежом. Особо активно "прорабатываются" студенты как из северной, так и южной части Азербайджана. Конечно же, если этот сценарий воплотится в жизнь, северную часть Азербайджана ждут кардинальные политические изменения. Волна протестов на юге может быстро переметнуться на север. Со своей новой идеологией воссоединения, реальной демократией, реальной борьбой с коррупцией и жестоким решением карабахского вопроса юг имеет большие шансы быстро взять под контроль север", - пишет эксперт на своей страничке в Facebook.

Не будем акцентировать внимание по поводу возможных политических изменений в случае реализации данного сценария в Северном Азербайджане. Это мелочь, как говорится, по сравнению с судьбой мировой революции, и, скорее всего, серьезно волнует только представителей правящей в Баку политической элиты. Но эксперт прав в одном. При таком развитии процессов сразу решается несколько проблем. Иран перестает быть самостоятельной геополитической единицей, способной всерьез влиять на развитие геополитических процессов на обширном пространстве начиная, как выше отмечено, с Южного Кавказа до Северной Африки.

Кроме того, создается "китайская стена" из формальной или неформальной конфедерации тюркских государств, которая лишает Россию прямого выхода и влияния на Ближнем Востоке. Серьезно ограничивается влияние России в Средней Азии, что и так сильно беспокоит Москву в связи с выходом Узбекистана из ОДКБ.

Страны ОДКБ должны принять меры по смягчению негативных последствий выхода Узбекистана из организации. Об этом 31 июля в Минске по итогам переговоров с Александром Лукашенко заявил генсек ОДКБ Николай Бордюжа.

Он отметил также, что выход Узбекистана из ОДКБ осложнит решение республикой ряда проблем собственной безопасности. При этом Бордюжа подчеркнул:"Но Узбекистан самостоятельно пошел на такое решение".

"Мы должны шестью государствами принять необходимые меры, которые бы каким-то образом нивелировали негативные последствия, и соответствующие предложения у нас есть",- заявил генсек ОДКБ.

По словам Бордюжи, заседание Совета коллективной безопасности стран ОДКБ состоится осенью, повестка заседания полностью посвящена вопросам военного сотрудничества стран-членов организации, в частности - реформированию военной составляющей ОДКБ. Генсек проинформировал также о том, что на днях учения Коллективных сил быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе, в сентябре - крупные учения Коллективных сил оперативного реагирования в Армении, а в октябре - учения миротворческих сил в Казахстане.

Как сообщало ИА REGNUM, 31 июля Александр Лукашенко на встрече с генсеком ОДКБ Николаем Бордюжей заявил, что ОДКБ должна отреагировать на тревожную ситуацию в Таджикистане и принять решение по членству Узбекистана в организации.

Также напомним, эксперты констатируют сближение позиций США и Узбекистана по вопросам региональной повестки. Недавно США сняли запрет на предоставление военной помощи Узбекистану, наложенный после событий в Андижане. Также экспертами оценивается информация о планах США по передаче узбекской стороне части вооружения и военного снаряжения, вывозимого американцами и их союзниками из Афганистана. Но опять же не все так просто...

 

Ведь никто не объявляет "готовность номер один"

 

И опять, на этот раз, к сожалению, приходится говорить о проблемах. Во-первых, для реализации данного сценария должны быть максимально доверительные отношения между союзниками, прежде всего, между США, Евросоюзом с одной стороны и Турцией, и конечно частично с Азербайджаном, с другой. А этих отношений, к сожалению, нет. Притом, виновны обе стороны. Виной Запада в целом является то, что воспринимая Евросоюз в качестве "христианского клуба" с незначительным мусульманским "вкраплением" в лице микроскопической Албании или же Косово и всеми возможными средствами тормозил полную интеграцию Турции в евроатлантическое пространство.

Не менее контрпродуктивно действовала в последние годы и Турция. Привычная идеология неосманизма, основанная на антиимпериалистической идеологии, попытка создания единого блока с "враждебно настроенными" в отношении Запада государствами, прежде всего, Россией и Ираном, которые были причислены официальной Анкарой в "стратегические партнеры", инициатива по созданию Пакта мира и стабильности на Кавказе без участия США и Евросоюза, совместно с Москвой и Тегераном, притом, сразу после августовской агрессии против Грузии в 2008 году и так далее.

Да, сейчас, как говорится, все вернулось на круги своя. В Анкаре даже поговаривают о том, что архитектор этой внешнеполитической концепции министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу скоро потеряет пост. Например, один из лидеров ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии (CHP) Гюрсель Текин заявляет, что глава МИД Турции Ахмет Давутоглу будет отстранен от должности. Будучи гостем программы на "CNN-turk", Текин заявил, что Эрдоган отстранит Ахмета Давутоглу с этой должности.

Притом, причиной является безуспешная политика Давутоглу в сирийском вопросе. "Этот глава МИД будет незамедлительно смещен.

 Потому что министр иностранных дел подвел не только правящую партию, но и всю Турцию. Сейчас на этот пост обсуждается кандидатура Намика Корханы. Он выдающаяся личность Турции", - отметил Текин.

Но все же определенный неприятный осадок остался. Ведь кто может гарантировать, что после реализации вышеизложенного сценария, что, безусловно, приведет к усилению региональных позиций Турции, в Анкаре опять не вспомнят о неосманизме.

Также можно вспомнить недавнее заявление завотделом президентской администрации Азербайджана о том, что официальный Баку может сменить внешнеполитическую ориентацию, то есть, "переметнуться" в лагерь "противников" Запада.

Во-вторых, проблема заключается в том, что у Анкары, как и у Баку, отсутствует стратегическое видение. Проще говоря, мы реагируем на изменяющуюся ситуацию по ходу событий. Подобным образом невозможно добиться реализации в регионе геополитически выгодных для себя сценариев. Необходимо если не самим участвовать в подготовке этих сценариев, то, по крайней мере, быть готовыми к любым вариантам развития процессов. А мы не готовы. Если в ситуации с Ираком и Сирией, где в той или иной степени международное сообщество признает в качестве влиятельного фактора курдский элемент, речь идет о неготовности исключительно Турции, то в случае с Ираном данная проблема коснется и нас.

В-третьих, тут необходимо учесть и определенные нюансы во взаимоотношениях между Азербайджаном и Турцией. Сегодня Турция является самым влиятельным и мощным государством тюркского мира. Естественно, при развитии событий по вышеупомянутому сценарию еще больше усилится региональное влияние Турции в среднесрочной перспективе. Она в качестве региональной державы получит дополнительные рычаги для продвижения собственных интересов в масштабе региона.

В данный момент Азербайджан является государством, которое даже в региональном масштабе должно согласовывать собственные цели с интересами таких крупных игроков, как Россия, Турция и Иран. С появлением нового, притом, крупного азербайджанского государства с перспективой объединения, ситуация изменится. Через некоторое время Азербайджан, с учетом ресурсов, притом, как материальных, так и человеческих, превратится в государство, способное наравне с Турцией самостоятельно продвигать собственные интересы. То есть, может появиться элемент конкуренции и ревности во взаимоотношениях.

Не надо думать, что никто в Анкаре об этом уже не задумывается. Одним словом, нельзя допустить того, чтобы вполне объективные элементы конкуренции помешали реализации глобальных задач.

 

И снова Карабах

 

И, наконец, необходимо обратить внимание на то, каким образом карабахский конфликт может быть использован против реализации данного проекта. Сразу отмечу, что в Ереване крайне негативно оценили вышеупомянутое заявление американского конгрессмена. Призыв американского конгрессмена, председателя подкомитета по внешним делам и расследованиям Палаты представителей Дэйна Рорабахера к госсекретарю США поддержать борьбу иранских азербайджанцев в борьбе за независимость от Ирана - очередной антииранский шаг США, являющийся, однако, предвыборной провокацией.

Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM армянский политолог Сергей Шакарянц, добавив, что такой шаг направлен на внутреннюю американскую аудиторию и, в частности, был рассчитан на еврейскую общину США. Эксперт также констатировал, что данная провокация была неоднозначно воспринята как в Азербайджане, так и среди азербайджанцев, проживающих в самом Иране. По мнению Шакарянца, после провала подобной инициативы в 2006 году США не готовы к такому шагу. А подобные планы США в отношении Ирана, как считает он, наивны и невозможны.

По словам политолога, армянские эксперты всегда заверяют американских коллег в том, что "Иран - это не Ирак", и "Иран всегда останется Ираном" вне зависимости от того, кто им правит. В первую очередь в случае развала Ирана по вышеупомянутому сценарию Армении придется быть более "сговорчивой" по карабахскому вопросу, так как она окажется в "полном окружении".

Кроме того, геополитическая значимость Армении в качестве "форпоста России", которую необходимо еще "купить", резко снизится. Проще говоря, акции Армении на международной арене резко упадут. Ведь сегодня, как вполне логично отмечает армянская газета "Lragir", на Западе понимают, что все имеет цену, и минимальной поддержкой реформ в Армении не обойтись. Либо придется покрывать неминуемый "ущерб" Армении, либо потерять ее навсегда. Есть два варианта - Запад сохраняет нынешнюю власть в Армении и предлагает деньги, которые она направит на компенсацию повышенных цен на газ и позволит Армении не брать в долг у России. Либо Запад способствует приходу в Армении к власти лиц, которые рискнут пойти на прямую конфронтацию с Россией, но и в этом случае придется покрывать крупный ущерб. У России слишком мощные рычаги экономического влияния на Армению, и сейчас она их усиленно наращивает. Чем завершится эта борьба, сложно предугадать, но очевидно, что главную роль сыграют два фактора: готовность Запада помочь Армении и способность армянской власти до конца настаивать на своей линии, даже если для этого придется потерять власть, отмечает армянская газета.

То есть, в случае реализации проекта по развалу Ирана у Запада стимулов "купить" Армению станет намного меньше, а значит и предлагаемая цена будет ниже.

Перейдем к России. В вышеупомянутом интервью В.Третьяков отмечает, что относительно карабахской проблемы тактика российских властей при Путине, скорее всего, будет заключаться в следующем - статус-кво и переговоры до бесконечности. "Все, что угодно, только не война. Если по какой-то причине начнется новый серьезный конфликт, то Россия в любом случае будет на стороне Армении. И по формальным причинам - Армения в ОДКБ. И по многим неформальным, в том числе и потому, что российское общество психологически в этом конфликте будет на стороне Армении. Такова данность",- утверждает российский политолог.

И все же думаю, что существование армяно-азербайджанского конфликта в состоянии нынешнего статус-кво необходимо для России прежде всего в качестве повода для военно-политического вмешательства на Южном Кавказе, о чем не раз писала наша газета. А от этой угрозы уже нам необходимо себя обезопасить....

12:10 03.08.2012