Версия для печати - mediafax.ru

Напряжение на Каспии: Россия не допустит прокладки Транскаспийского газопровода с помощью своего военного флота?

Напряжение на Каспии: Россия не допустит прокладки Транскаспийского газопровода с помощью своего военного флота?

Азербайджанские политологи в интервью ИА «Медиафакс» о ситуации в регионе Каспия и перспективе строительства трубопровода по дну Каспия

В то время как внимание всего мира приковано к юго-восточным районам Украины, где набирает силу движение против нового руководства Украины, американские эксперты в сфере энергетической безопасности с тревогой наблюдают за ростом напряженности на Каспии. Несмотря на внешнее спокойствие, здесь может пройти новая линия противостояния: Туркмения настойчиво заявляет о намерении построить по дну моря 300-километровый Транскаспийский трубопровод, на что Азербайджан молчаливо соглашается, однако Россия предупреждает, что для строительства этой ветви нужно согласие всех пяти прикаспийский государств. Как известно, Россия выступает против этого проекта по двум причинам: правовой статус Каспия не определен, а сама прокладка трубы по дну Каспия грозит экологической катастрофой . В ответ Ашхабад возражает: когда Москва прокладывала по дну Балтийского моря трубопровод «Северный поток», она проигнорировала протест трех прибалтийских стран – Эстонии, Латвии и Литвы. МИД Азербайджана в этом споре Ашхабада и Москвы поддерживает, конечно, позицию руководства Туркмении.

Позиция России в этом вопросе была озвучена на международной конференции, которая состоялась в октябре 2013 года в Ашхабаде. Российский представитель отметил, что «любой трубопровод на Каспии должен прокладываться только с согласия всех пяти прикаспийских государств». Он также выразил озабоченность по поводу экологических аспектов проекта газопровода, учитывая довольно нестабильное дно Каспийского моря. Он считает, что «через Каспийское море не может быть построен ни один трубопровод, до тех пор пока ни будет урегулирован правовой статус Каспия (моря или озера)». В ответ представитель Туркмении возразил: «Трубопровод через Каспийское море можно построить при согласии государств-участников проекта; при этом нет никакой необходимости в согласии всех прикаспийских государств». По его словам, Туркмения работает над определением правового статуса Каспийского моря, но определение правового статуса Каспийского водоема не является необходимым условием для строительства трубопровода.

Между тем аналитики за океаном предупреждают: через 6 лет Россия может заблокировать строительство газопровода из Туркмении в Азербайджан. По данным американского издания The Business Insider, 66 экспертов базирующегося в Нью-Йорке аналитического центра Wikistrat провели анализ ситуации на всем постсоветском пространстве и пришли к выводу: в 2020 году Россия использует угрозу применения военной силы, чтобы не допустить строительство газопровода из Туркмении в Азербайджан. «К 2020 году завершается строительство Трансадриатического газопровода (ТАР), и появится возможность поставки газа в Европу с азербайджанского месторождения Шах Дениз, - отмечается в прогнозе Wikistrat. - Туркмения и Казахстана захотят присоединиться к этой магистрали, и Ашхабад примет решение о строительстве Транскаспийского газопровода в Азербайджан, который должен будет присоединиться к уже действующей газовой магистрали Баку-Тбилиси-Эрзурум». Газопровод ТАР будет построен на территории Греции и Албании, далее через Адриатическое море до Италии. Его протяженность 870 км, стоимость $3 млрд. Партнерами являются SOCAR (20%), BP (20%), Statoil (20%), бельгийская Fluxys (16%), Total (10%), немецкая E.ON (9%) и швейцарская Axpo (5%).

По данным американских аналитиков, «Москва будет решительно возражать против строительства Транскаспийского газопровода, так как это создаст серьезную конкуренцию Газпрому». «Заявляя, что существует экологическая угроза дну Каспия и обвиняя Туркмению в попытке де-факто установить новую морскую границу, Россия задействует военные корабли своей Каспийской флотилии, чтобы воспрепятствовать доставке и укладке трубы по дну Каспия. В результате страховые компании и судовладельцы придут выводу, что строительство столкнулось со слишком большими рисками и приостановят реализацию проекта. ЕС и США предпочтут не вмешиваться в конфликт на Каспии из-за угрозы открытой войны с Россией». В 2009 году Туркмения заявила о намерении создать на Каспии военно-морскую флотилию, однако аналитики не приняли всерьез это заявление. Даже если Ашхабад закупит несколько военных кораблей для своего флота, они не смогут противостоять военной мощи Каспийской флотилии России.

О том, что Россия в ближайшие годы будет единолично господствовать в бассейне Каспия, свидетельствует такой факт: с начала апреля 2014 года военные корабли Каспийской флотилии проводят учения в морских полигонах Каспийского моря. По сообщению пресс-службы Южного военного округа (ЮВО), «на учениях экипажи кораблей отрабатывают тактику ведения морского боя одиночным кораблем в условиях противодействия авиации и надводным силам условного противника». «Всего в море выполняют задачи боевой подготовки более 10 надводных кораблей, катеров и судов обеспечения Каспийской флотилии. «Выполняя задачи в Каспийском море, экипажи кораблей пройдут более 4 тыс. морских миль (более 7 200 км), выполнят около 100 боевых упражнений, в числе которых свыше 40 боевых артиллерийских стрельб и около 30 задач по противоминному обеспечению. В ходе морских учений корабли КФл израсходуют свыше 2 тыс. различных боеприпасов и около 170 тонн дизельного топлива», - говорится в сообщении. Наряду с этим ракетный корабль «Дагестан» провел корабельное учение по отражению воздушного нападения самолетов условного противника. В роли условного противника выступили два самолета Су-25 из состава авиации командования ВВС и ПВО Южного военного округа», - отмечается в сообщении пресс-службы ЮВО.

Почему именно сейчас Россия проводит учения на Каспии? В Баку не исключают, что цель Москвы однозначна: показать Евросоюзу, что Россия не допустит прокладки Транскаспийского газопровода. Многие аналитики в Баку и Ашхабаде сходятся во мнении: в настоящее время Азербайджан и Туркмения должны отложить на какое-то время обсуждение проекта Транскаспийского газопровода, чтобы не вызвать гневную реакцию Москвы, которая идет на открытую конфронтацию в США и ЕС в вопросе Крыма и Украины. Аналитики предупреждают: Москва приложит все усилия, вплоть до военного вмешательства, чтобы сохранить свою монополию на экспорт по своей территории природного газа из Центральной Азии в Европу. Опасения по поводу возможного взятия Москвой под контроль энергетических магистралей в СНГ появились еще в августе 2008 года, в ходе операции России «по принуждению Грузии к миру». Тогда танковая колона России находилась всего в 30 километрах от Тбилиси. И в тот момент у Москвы была возможность взять под контроль действующий нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, чтобы исключить всякую возможность экспорта углеводородного сырья прикаспийскими странами в обход территории России. Однако Путин тогда дал приказ своим войскам: в Тбилиси не входить и режим Саакашвили не свергать.

Тон России во внешней политики может смягчиться лишь в одном случае: если всеобъемлющие санкции Вашингтона и Брюсселя против Москвы, а также снижение мировой цены на нефть приведут к глубокому экономическому кризису в России, равному дефолту 1998 года. Однако такое развитие событий никто не может предсказать. Пока же глава представительства ЕС в Азербайджане Малена Мард дала понять: угрозы Москвы не остановят Брюссель. Она сообщила журналистам в Баку: «Переговоры между Азербайджаном, Туркменистаном и Еврокомиссией по проекту строительства Транскаспийского трубопровода должны быть продолжены. Евросоюз намерен продолжить активную работу по этому проекту, особенно с учетом ожидающейся успешной реализации проекта "Шах Дениз-2", первые результаты по которому будут получены в течение ближайших лет. Евросоюз заинтересован в диверсификации поставок энергоносителей». Она добавила, что Южный газовый коридор (не путать с российским «Южным потоком»- ред.), включающий и Транскаспийский проект, остается приоритетом для Брюсселя.

Эксперты напоминают, что Туркмения по запасам природного газа занимает четвертое место в мире, и в настоящее время экспортирует этот вид топлива на рынки Китая, СНГ и Ирана. В аналитической разработке «Прогнозе развития мировой энергетики до 2030 года» отмечается, что именно туркменское газовое месторождение «Галкыныш» воспринимается в мире как один из ведущих источников добычи и поставки газа на международные рынки в XXI веке. К тому же, согласно «Программе развития нефтегазового комплекса Туркменистана до 2030 года», Ашхабад планирует нарастить добычу «голубого топлива» до 250 млрд кубометров в год против нынешних 76, 9 млрд кубометров в год. Изучаются варианты прокладки газопроводов из Туркмении на рынки Южной Азии и Европы. Южный газовый коридор – это проект, который позволит Европе получать природный газ из Центральной Азии и Азербайджана в обход территории России. Бесспорно, возможное подключение Ашхабата к проекту Транскаспийского газопровода и ТАП обеспечит туркменского газа на огромный европейский рынок. В докладе «Прогноз развития мировой энергетики до 2030 года» отмечается, что запасов углеводородного сырья Туркменистана хватит, чтобы покрывать потребности Китая, Европы и Ирана в ближайшие десятилетия.

Трехсторонние переговоры по Транскаспийскому газопроводу между ЕС, Азербайджаном и Туркменией начались в сентябре 2011 года. Руководство Туркмении, воодушевленное перспективой экспорта своего газа по дну Каспия в Европу, решило приостановить спор с Азербайджаном по статусу ряда месторождений нефти и газа на границе азербайджанского и туркменского секторов на Каспии. И вот первый признак потепления отношений Баку и Ашхабада - вице-премьер, министр иностранных дел Туркменииа Рашид Мередов прибыл в Баку с рабочим визитом. Это был первый визит в азербайджанскую столицу туркменского чиновника в ранге заместителя правительства страны за долгие годы. Высокого гостя принял президент Азербайджана Ильхам Алиев, которому, по официальной информации, господин Мередов передал «искренние приветствия и глубокое почтение президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова и приглашение президенту Ильхаму Алиеву посетить Туркменистан».

Пока же в отсутствие Транскаспийского газопровода Европа может рассчитывать лишь на азербайджанский газ. Он будет добываться с месторождения «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспия. В декабря 2013 года контракт по разработке месторождения продлен до 2048 года. Норвежская Statoil огласила стоимость продажи 10% своей доли в Консорциуме – $1,45 млрд. Купили ее азербайджанская SOCAR (6,7%) и британская BP (3,7%). Соглашение о разработке месторождения Шах-Дениз заключено по схеме СРП, то есть на основе Соглашения о разделе продукции. По проекту «Стадия-2» предусматривается строительство 2 морских платформ и бурение с них 26 скважин, расширение Сангачальского терминала, а также строительство новых перерабатывающих и компрессорных установок. Стоимость проекта оценивается в $28 млрд. Заложена возможность превышения сметных расходов на 20%. Эта сумма включает обустройство промысла и расширение инфраструктуры Южно-Кавказского газопровода. Начало добычи газа – конец 2018 года. В конце 2019 года планируется добыча и экспорт газа в полном объеме – 16 млрд куб. м. Весь газ пойдет на экспорт. В том числе, 6 млрд куб. м – в западные регионы Турции, 1 млрд куб. м – в Грецию, 1 млрд куб. м – в Болгарию и 8 млрд куб. м – в Италию.

Азербайджанские политологи в интервью ИА «Медиафакс» рассказали о ситуации в регионе Каспия и перспективе экспорта энергетических проектов с региона Каспия и Центральной Азии.

Расим Мусабеков, политолог, депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана:

- Я думаю, что безопасность на Каспии в ближайшей перспективе будет обеспечена исключительно силами самих прикаспийских стран. Так что появление в Каспийском море внерегиональных игроков я считаю маловероятным. Для появления в акватории моря военного флота стран, не входящих в регион Каспия, каких-либо предпосылок нет. Интрига заключается в другом: поддержит ли Туркменистан позицию России, Азербайджана и Казахстана по секторальному делению Каспия. Если Ашхабад пойдет навстречу, то и Иран может пойти на аналогичный шаг. Об этом свидетельствует, в частности, успешный визит в Тегеран президента Азербайджана, в ходе которого стороны заявили о возможности скорого решения проблемы статуса Каспия. Я считаю, что регион Каспия должен быть не ареной соперничества, а регионом сотрудничества всех пяти прикаспийских стран, которые могут участвовать в реализации новых крупных совместных инфраструктурных проектов на Каспии.

Фикрет Садыхов, политолог, профессор Западного университета (г. Баку):

- Меня радует то, что в последнее время наступило потепление отношений между Азербайджаном и Туркменистаном. Надеюсь, уже позади тот период, когда отношения двух стран были осложнены спором в отношении месторождения на Каспии. Сегодня и в Баку, и в Ашхабаде есть понимание того, что нужно объединить усилия для решения проблем Каспия, в том числе урегулирования статуса Каспия и строительства Транскаспийского газопровода. Нынешний кризис в отношениях России и Украины отчетливо показал: Европа в рамках диверсификации импорта природного газа будет постепенно сокращать свою зависимость от российского газа. Соответственно, роль Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности Европы будет расти.

Автор   Андрей Раевский, политический обозреватель

19:52 10.04.2014