Версия для печати - mediafax.ru

Французский скандал с "ливанско-армянским" прицелом .Экс-премьеру Франции грозит штраф в 45 тысяч евро и полтора года условно

Французский скандал с "ливанско-армянским" прицелом .Экс-премьеру Франции грозит штраф в 45 тысяч евро и полтора года условно

Во Франции - очередной громкий политический скандал. Бывшему главе правительства Франции Доминику де Вильпену грозит 18 месяцев условно и штраф в 45 тыс. евро в рамках судебного разбирательства по скандальному делу "Клирстрим". Как передает ИТАР-ТАСС, именно такого наказания потребовал прокурор Парижа, по мнению которого, экс-премьер, "замолчав злодеяние, стал сообщником" преступников.

Откровенно говоря, "Клистрим" - это уже не первое уголовно-коррупционное расследование, где упоминаются имена высокопоставленных политиков. Не раз в скандалах возникало имя Жака Ширака - как оказалось, в бытность свою мэром Парижа (1987-1995) на удовлетворение гастрономических потребностей - своих и своей семьи - за восемь лет Жак Ширак израсходовал астрономическую сумму в 2,2 миллиона евро. Французы, конечно, гурманы, и деликатесы тут стоят дорого, но сумма в два с лишним миллиона евро даже им показалась непомерно раздутой. Причем вряд ли речь идет о "разговорах в пользу бедных": мол, семейка Ширака тратила деньги налогоплательщиков на деликатесы, когда столько французских семей находится за чертой бедности и т.д. Французов всерьез беспокоит то, что "чревоугодие" Ширака, его семьи и ближайших друзей использовалось для "сбрасывания" астрономических сумм, которые на самом деле уходили на совсем другие цели. В справке ведомства указывается прямо и без обиняков, что эти непомерно высокие расходы (150 евро в день только на фрукты и овощи и 50 евро на соусы и джемы) вполне оправдывают подозрения о том, что некоторые счета были явно "раздуты". Затем последовало "дело о воздушных перевозках". Как полагает прокуратура Французской Республики, с 1992 по 1995 год Жак Ширак, тогда еще мэр Парижа, с супругой Бернадет и дочерью Клод отдыхал на роскошных курортах по всему миру, причем авиабилеты оплачивались наличными. У многих в памяти скандальное расследование дела о "черной кассе" и взяточничестве во французской нефтяной компании Elf, затронувшей Роллана Дюма - бывшего министра иностранных дел и патриарха французской политики. Как утверждали, Дюма был замешан в небескорыстном "проталкивании" продукции французских военных заводов на Тайвань, причем необходимую "смазку для бюрократических колесиков", то бишь взятки, обеспечивала опять-таки Elf Akiten. Позже во французскую печать просачивались шокирующие сведения. По информации, имеющейся у французских журналистов, Elf Akiten создала даже специальный фонд, откуда выплачивала взятки высокопоставленным чиновникам. А другие их коллеги утверждают, что правительство просто использовало Elf Akiten как "дойную корову" - именно с ее помощью Франция "укрепляла отношения" с африканскими и ближневосточными политиками. А так как наиболее деликатные миссии за рубежом Франсуа Миттеран поручал, как правило, Дюма, то ситуация становится ясной.

Многие эксперты уже тогда отмечали, что французские политики становятся, по всей видимости, жертвами стремительно меняющихся в мире "правил игры". Строго говоря, конверт с наличными деньгами, переходящий из рук в руки в обмен на услугу с использованием служебных полномочий, всегда был делом предосудительным, но к рубежу веков "нельзя, но я не видел" сменилось на "нельзя, и все это видят". И если писаный закон обратной силы не имеет, то неписанные приобретают ее не так уж и редко.

Однако дело Дюма стало первым, где судебные органы уже с точки зрения XXI века заинтересовались сделкой, заключенной восемнадцать лет назад - в 1991 году, когда Франция продала шесть фрегатов мятежному китайскому острову Тайвань. Столь масштабная оружейная сделка стоимостью в 2,8 миллиарда долларов вызвала понятные протесты со стороны Пекина, политические риски многим казались неоправданно высокими. А в 2001 году, когда уже по всей Европе бушевали "коррупционные скандалы", связанные с не совсем законными способами пополнения партийных касс, правоохранительные органы заинтересовались тайваньской сделкой, точнее, подозрениями, что часть ее была оплачена по тайным каналам: как отмечала La Reppublica, "точно известно, что взятки имели место, но неизвестны имена получателей". Расследование вскоре вышло на люксембургскую фирму Clearstream - международную расчетно-клиринговую организацию, обеспечивающую расчеты по облигациям и акциям на международном и локальных рынках - "журналист Денис Роберт написал не одну книгу, в которых он обвиняет Clearstream в использовании непрозрачных механизмов и отмывании денег", отмечает La Reppublica.

Однако в апреле 2004 года судья Рено Ван Римбеке, который вел расследование тайваньской сделки, получает анонимное письмо и СD-rom - здесь список из 895 счетов, открытых в Clearstream, некоторые из которых принадлежали представителям высших политических эшелонов. Потом в прессу просочились имена социалистов Жан-Пьера Шевенмана и Доминика Страус-Хана, либерала Алена Мадлена и Николя Саркози. Последнему приписывался счет, открытый в Народном банке Сондрио. Обвинения в адрес Саркози кредитный институт, впрочем, опроверг - в Люксембурге заявили, что вышеупомянутый счет принадлежит не физическому лицу.

А в мае 2006 года французская полиция задержала для допроса по делу о коррупции в высших эшелонах власти бывшего вице-президента компании EADS Жана-Луи Гергоряна, который тут же признался в авторстве того самого анонимного письма и диска. Впрочем, к этому моменту "вопрос номер один" для французского истэблишмента формулировался уже по-другому: на самом ли деле тогдашний премьер-министр Франции Доминик де Вильпен в 2004 году дал команду генералу Филиппу Рондо, одной из самых известных фигур французской контрразведки, который несколько месяцев назад ушел в отставку, собрать компромат на тогдашнего главу МВД Николя Саркози? Некоторые источники даже называют имя президента Франции Жака Ширака.

Формально и Доминик де Вильпен, и Николя Саркози принадлежат к одной и той же партии неоголлистов. Но в реальности они уже тогда не скрывали своего соперничества: у обоих политиков были серьезные планы на президентские выборы 2007 года (закончились они победой Николя Саркози). Как тут же заявили сторонники Саркози, де Вильпен, вбросив порцию "компромата" на Саркози, рассчитывал разрушить политическую карьеру своего основного соперника. Что тут же сделало центральными фигурами расследования Гергоряна, близкого друга де Вильпена, и специалиста-компьютерщика Имада Лахуда, занимавшего пост директора по науке европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS.

Тогда же выяснилось, что Имад Лахуд - племянник тогдашнего президента Ливана Эмиля Лахуда, лидера "просирийского" блока, в состав которого вошли и проиранская "Хезболлах", и местная ячейка "Дашнакцутюн". Сам же Эмиль Лахуд имеет весьма тесные, в том числе и родственные, связи с армянской общиной Ливана (мать и супруга - "сонародницы" господина Гергоряна). Плюс ко всему Ливан, бывшая французская колония (в среде местных христиан-маронитов до сих пор в ходу французские имена вроде Анри, Мишель и т.д.), превратившийся из "финансовой столицы" нефтеносного Ближнего Востока в международную "столицу террора", представлял собой идеальный адрес для решения деликатных вопросов. К тому же здесь наличествовала многочисленная и влиятельная армянская община, у членов которой были свои выходы и контакты на соотечественников, приближенных к "звездам первой величины" французской политики. Во всяком случае, еще накануне президентских выборов 2002 года президента Франции Жака Ширака, в "команде" которого тогда наличествовали и Николя Саркози, и Доминик де Вильпен, обвиняли в причастности к весьма неприглядной истории: при посредничестве некоего Искандера Софы - французского миллионера ливанского происхождения - и прямом участии Шарля Паскуа, одного из ближайших сподвижников Ширака - за восьмерых французов, захваченных в Ливане проиранской террористической группировкой "Хезболлах", заплатили огромный выкуп. Шарль Паскуа позже "засветился" в скандале вокруг ооновской программы "Нефть в обмен на продовольствие", которую возглавлял небезызвестный Бенон Севан и весьма активно лоббировал армянские интересы в европейских структурах.

Теперь же суд получил доказательства, что "атака" на Николя Саркози базировалась на фальшивках. Вильпен, который после завершения заседания суда старался сохранять спокойствие, вновь заявил, что дело "Клирстрим" является инструментом сведения счетов с ним как с политическим противником со стороны действующего президента Франции Николя Саркози. "Николя Саркози обещал подвесить меня на крюке мясника. Я вижу, он сдержал обещание", - напомнил де Вильпен брошенную Саркози несколько лет назад фразу о том, что "подвесит на крюке мясника того, кто заварил эту кашу" вокруг подложных банковских счетов. В свою очередь адвокат Николя Саркози, который выступает в качестве истца на процессе, подчеркнул: убедительные доказательства того, что де Вильпен был осведомлен об афере, но не препятствовал злоумышленникам, были предоставлены.

Будет ли до конца расследован "ливано-армянский" след, вопрос открытый. 

НУРАНИ

11:05 22.10.2009