Финансовый эксперт Владимир Рожанковский в интервью ИА «Медиафакс» о том, почему МВФ продолжит кредитовать Украину, несмотря на дефолт
Несмотря на перемирие на линии фронта Донбасса, напряжение в отношениях Москвы и Киева сохраняется. В среду, 16 декабря, стороны вновь обменялись ударами. Премьер-министр «незалежной» Арсений Яценюк объявил о торговой блокаде Крыма. Правительство Украины приняло решение об ограничении поставок товаров и услуг в Крым и обратно. Кроме того, продолжится и энергетическая блокада полуострова, которую в ноябре организовали украинские радикалы. По словам Яценюка, решение о продолжении поставок электричества в Крым будет принимать Совет национальной безопасности и обороны.
Ответ Москвы не заставил долго себя ждать. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность РФ». Ранее председатель правительства Дмитрий Медведев заявил, что, поскольку Украина стоит на пороге ассоциированного членства с ЕС, то с 1 января 2016 года льготный режим торговли с ней должен закончиться.
Между тем продолжаются дебаты о том, возможен ли дефолт Украины в результате отказа Киева выплатить долг перед Россией в размере 3 млрд. долларов, который Москва выделила правительству Николая Азарова в период правления президента Виктора Януковича. На первый взгляд, Украина оказалась на грани дефолта, потому что МВФ не выдает кредиты странам с дефолтом по внешним обязательствам. Однако 8 декабря исполнительный совет МВФ решил изменить политику организации относительно стран с внешней задолженностью. Впрочем изменение политики МВФ совсем не означает, что Украина сможет без осложнений получить последний в 2015 году транш в сумме 1,7 млрд. долл.
«Позиция Москвы по долгу Украины не изменилась: его невыплата будет означать дефолт и судебные разбирательства», - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В ответ премьер-министр Украины Арсений Яценюк подчеркнул: «Если Россия готова принять условия реструктуризации - пожалуйста, если Россия подает в суд на Украину - мы готовы судиться с ней, мы во всеоружии».
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» ситуацию с долгом и возможным дефолтом Украины комментирует известный финансовый эксперт, директор аналитического департамента ИК «Окей Брокер» Владимир Рожанковский.
ВОПРОС: Господин Рожанковский, считаете ли, что дефолт на Украине уже наступил, учитывая тот факт, что Киев и его кредиторы не ответили на предложение России о реструктуризации долга в размере 3 млрд. долларов?
ОТВЕТ: Украина отказывается от выплаты долга под предлогом того, что это, мол, «кредит Януковича», но не Украины. Однако факт заключается в том, что размещение долговых бумаг Украины проходило – хотя и не на очень стандартной ирландской бирже, - но никто не мешает выбирать ту биржу, которую хочет эмитент. Кроме того, эмиссия была зарегистрирована в полном соответствии со всеми международными нормами. Поэтому утверждение премьер-министра Украины о том, что это - «частный долг Януковича», не выдерживает критики. Кстати МВФ тоже признал, что размещение состоялось по всем канонам, поэтому оно должно квалифицироваться как часть суверенного долга. Киев решил с Россией никаких индивидуальных переговоров не вести. И реакция последовала незамедлительно: Россия настояла на том, чтобы этот заем был выполнен в полном объеме.
ВОПРОС: Значит ли это, что дефолт уже наступил?
ОТВЕТ: С точки зрения сугубо юридических канонов, то да. Если не будет погашения, которое соответствует календарю, то в принципе Украина будет находиться в состоянии дефолта. Это будет отражено во всех деловых системах, в частности том, что этот облигационный заем находится в состоянии дефолта. Будет на экране моргать надпись «Дефолт».
ВОПРОС: Однако может ли несмотря ни на что МВФ кредитовать Украину?
ОТВЕТ: Здесь позиция МВФ во всей этой истории – это самая важная часть этой эпопеи. Ситуация, прямо скажем, нестандартная. Вообще существуют каноны, на которые международные регуляторы должны опираться. Они гласят: если заемщик находится в состоянии дефолта, будь то частный заемщик или корпоративный или суверенный, то такой заемщик не имеет права просить новые кредиты – до того момента, пока он не расплатится с долгами, либо пока он не пройдет очищение, так называемый clearance от состояния дефолта. МВФ рискнула эти каноны нарушить, таким образом дистанцировав себя от международной кредитно-финансовой системы. Это достаточно прецедентная история и, на мой взгляд, она чревата тем, что другие страны, которые в похожей ситуации находятся, например, Греция, потребуют к себе такого же отношения, как Украина. И тогда это может нездорово отразиться на позиции Германии в отношении Греции. Я думаю, что это очень прецедентная история, и все последствия еще не просчитаны. И мы будем их видеть в самом скором времени.
ВОПРОС: Расскажите, пожалуйста, если Украина не платит по долгам, то кто должен объявить ей дефолт?
ОТВЕТ: Это происходит автоматически. Дело в том, что у каждой эмиссии, как я уже сказал, есть зарегистрированный международный номер, и под этой регистрацией есть полный календарь выплат. Если выплаты не фиксируются, то такие системы автоматически фиксируют технический дефолт. Дальше в зависимости от того как себя ведет заемщик, - в данной ситуации тот, кто оплачивает по облигациям, - технический дефолт либо снимается и так наступает «очищение», либо он перерастает в фактический дефолт. То есть если факт оплаты не зафиксирован, то это происходит достаточно автоматически. Здесь нет необходимости присутствия какого-то конкретного человека, который бы поднялся бы на трибуну и сказал: «Вы знаете, сегодня Украина объявляет дефолт». В этом нет необходимости.
ВОПРОС: Но почему МВФ меняет правила предоставления финансовой помощи?
ОТВЕТ: В МВФ говорят, что у этой организации такие законы планировалось принять еще в 2011 году, честно говоря, я ничего такого не слышал, вариант случайного совпадения с практически полностью отметаю. Скорее всего, МВФ решила модифицировать свои собственные нормативы, для того, чтобы продолжать оказание помощи Киеву. Украина без помощи не сможет прожить: доходы страны стремительно падают. И собственно говоря, нет возможности интегрироваться в Евросоюз. Продукция украинская несертифицированная. С Россией успели поссориться, а с Евросоюзом еще не успели подружиться. Ситуация, мягко говоря, незавидная. В МВФ прекрасно понимают, что Украину нельзя подключать к аппарату искусственного дыхания, и поэтому МВФ модифицирует на свой страх и риск законодательство. Но я еще раз- говорю: последствия были плохо просчитаны. Я не сомневаюсь: мы еще услышим, что Греция заявит о своих правах – объявлять дефолт и одновременно получать помощь от МВФ.
ВОПРОС: Может ли Россия заблокировать решения МВФ своим голосом?
ОТВЕТ: Не может. Тут нет такого, как в Совете Безопасности ООН, когда одна страна накладывает вето. Соответственно Совбез ООН отклоняет некую резолюцию. Но МВФ - это все-таки не Совбез ООН, здесь все-таки финансовая организация. Поэтому если какая-то страна не согласна, она просто имеет право выйти из этой организации.
ВОПРОС: Чем грозит дефолт Украины и как он отразится на простых людях?
ОТВЕТ: Дело в том, что если МВФ будет продолжать финансировать Украину, то собственно говоря, для украинской экономики – это сегодня единственный источник кассового прихода. Но при этом Украина не сможет размещать новые выпуски своих суверенных облигаций. Но эти объемы мизерны по сравнению с помощью МВФ. Более того, если будет зафиксирован факт дефолта, то желающих приобретать облигации дефолтной страны будет меньше. Это, скорее всего, означает уменьшение расходов государства, снижение каких-то своих расходов, на обустройство кабинетов, на какие-то другие мероприятия. Но что касается людей простых, которых больше волнует тариф на электроэнергию, это зависит в основном от желания МВФ. Если МВФ захочет повысить тарифы, то они, естественно, будут повышаться. Если МВФ выдвигает условия, если вы повышаете тарифы, то получите через ноль транш кредита. Ну, соответственно, это будет так влиять. Это безрадостная ситуация: Россия проходила этот путь в середине 90-х. Закончился он тем, что был объявлен дефолт по государственным краткосрочным облигациям. И после этого было решено сформировать наш собственный резервный фонд, золотовалютные резервы, чтобы больше никогда не прибегать к помощи международных организаций.
ВОПРОС: И, наконец, насколько устойчива банковская система Украины? Что будет с ней в случае дефолта?
ОТВЕТ: Ситуация с дефолтом касается государства. Она касается Министерства финансов, госпожи Яресько лично, поскольку она является руководителем Министерства финансов. Что касается банков, то заем был оформлен на уровне суверенном. Он не был оформлен на уровне корпоративном. Если бы Нацбанк Украины и банки Украины сами имитировали облигации и потом на них распространился бы дефолт, то для этих банков ситуация была бы незавидная. Но поскольку страна не может обанкротиться как таковая, тем более – страна, которой помогает МВФ, то банковская система выстоит, в том плане, что курс гривны зависит от желания МВФ – выдать кредит или нет.
А сами банки зависят от притока и оттока средств. Серьезного оттока средств не будет, поскольку речь идет здесь о суверенном дефолте. Суверенный дефолт плох для страны, потому что если есть проекты, которые не финансируются МВФ, например, строительство гидростанций, строительство инфраструктуры, мероприятий по строительству городов. Для их реализации привлекают внешние финансовые средства. Это могут быть частные инвесторы, так и институциональные путем либо его прямого кредитования либо выпуска облигаций страны Украины. Дефолт в первую очередь приведет к беспорядку в этой сфере, поскольку Украина не сможет привлекать никаких других денег, кроме как средств, которые выделяет МВФ.
СПАСИБО ЗА ИНТЕРВЬЮ.
Беседу вел политический обозреватель Андрей Раевский
18:59 18.12.2015