Версия для печати - mediafax.ru

МИРАШРАФ ФАТИЕВ: «МОСКВЕ И АНКАРЕ НУЖНО СОХРАНИТЬ МНОГОВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ ДРУЖБЫ ДВУХ НАРОДОВ»

МИРАШРАФ ФАТИЕВ: «МОСКВЕ И АНКАРЕ НУЖНО СОХРАНИТЬ МНОГОВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ ДРУЖБЫ ДВУХ НАРОДОВ»

Президент Московского центра дипломатических и стратегических исследований надеется на скорое восстановление добрососедских отношений между Россией и Турцией
ВОПРОС: Господин Фатиев, после того, как турецкими истребителями был сбит российский военный самолет, отношения между Моской и Анкарой резко осложнились. На Ваш взгляд, сохраняется ли надежда на восстановление диалога?
М.ФАТИЕВ: Я считаю, что диалог между Москвой и Анкарой обязательно возобновится. К сожалению, пока мы наблюдаем паузу в двусторонних отношениях: заморожены почти все контакты на политическом, экономическом и культурном уровнях. Подписанный на днях Указ Президента России об ужесточении санкций против Турции в лишний раз показал, что Москва и Анкара пока не смогли преодолеть разногласия. Турция отказалась выполнить выдвинутые Россией предварительные условия восстановления диалога: извиниться за сбитый российский самолет и выплатить компенсации родственникам убитого пилота.
И тем не менее, можно, по крайней мере, пока вздохнуть спокойно: удалось избежать худшего – открытого военного противостояния двух стран. Вспомним далекий «карибский кризис». Мало кто сегодня помнит, что в 1961 году именно решение президента США Джона Кеннеди разместить в Турции ракеты средней дальности «Юпитер» побудили Никиту Хрущёва разместить в ответ советские ракеты на Кубе. В итоге мир оказался на грани ядерной катастрофы, и только благоразумие лидеров СССР и США спасло мир от уничтожения.
ВОПРОС: А можно ли нынешний кризис в российско-турецких отношениях сравнивать с «карибским кризисом» 1961 года?
М.ФАТИЕВ: Я думаю, что сравнивать тет вряд ли можно. В данном случае действует система сдержек и противовесов, учета взаимных интересов двух стран. К примеру, решение России ввести в Сирию системы ПВО «С-400» заставило Турцию полностью отказаться от полетов вдоль турецко-сирийской границы. Впрочем, Турция показала России «свой характер», неожиданно введя свои войска на север Ирака.
ВОПРОС: А можно ли усмотреть связь между российско-турецким кризисом и недавним визитом Джона Керри в Москву?
ОТВЕТ: Бесспорно. Визит госсекретаря США в Москву был успешным во всех отношениях. Впервые, пожалуй, за два срока президентства Обамы президент России в Кремле принял Джона Керри, поднимая уровень рабочего визита Госсекретаря по формата Главы государства или Главы правительства.
Правда, до этого Путин и Керри также встречались, но не в Кремле, а в Сочинской резиденции Владимира Путина. Это было полгода назад, в мае 2015 года, и тогда американский канал CNN сделал такой вывод: «Путин и Керри сломали лед между США и Россией».
На этот раз в Кремле атмосфера была просто удивительно дружеской. Путин даже в шутку посоветовал Керри «выспаться», потому что тот «выглядел уставшим». Здесь стороны достигли согласия по всем вопросам: и по Украине, и по Сирии, и что самое важное – по Турции. Москва и Вашингтон договорились, что российско-турецкие отношения должны нормализоваться. И не случайно в дни визита Керри президент США Обама настоятельно обратился к руководству Турции с призывом вывести свои войска с севера Ирака. В Москве сразу же оценили этот жест Вашингтона.
ВОПРОС: Давайте смоделируем ситуацию и, как говорится, "открутим пленку назад". Представим, что военный самолет иностранного государства на несколько секунд вторгся в воздушное пространство Турции. Что должны были делать силы ВВС Турции?
М.ФАТИЕВ: Турецкие истребители в любом случае должны были с двух сторон сопровождать иностранный самолет и потребовать его приземления. Кстати я хотел бы напомнить, что в октябре 2012 года уже происходило обострение российско-турецких отношений, и тогда Владимир Путин отменил свой визит в Анкару. Тогда аэробус А-320 авиакомпании Syrian Air, выполнявший рейс из Москвы в Дамаск, был перехвачен двумя истребителями Турции, которые заставили гражданский лайнер совершить посадку в Анкаре. Причиной задержания слали подозрения турецкой стороны, что на борту лайнера перевозится военный груз. Однако обыск самолета показал, что эти подозрения были лишены оснований.
ВОПРОС: Нынешнее обострение отношений России и Турции заставляет вспомнить о том, что за 500 лет двусторонних отношений между двумя странами было много войн. На Ваш взгляд, может ли негативная память прошлых веков оживить в сознании нынешнего поколения русских и турок стереотип "образа врага"?
М.ФАТИЕВ: Бесспорно, за пять столетий между двумя странами было много конфликтов. Но я хотел бы особо отметить, что с 1923 года, когда Ататюрк подписал с Советской Россией Договор о дружбе, отношения между двумя странами развивались стабильно, без каких-либо конфликтов.
Российско-турецкие дипломатические отношения были установлены в 1701, когда в Константинополе открылось посольство России. Хотя двусторонние межгосударственные связи насчитывают более пяти веков — историки ведут отсчет от послания князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленному 30 августа 1492 года османскому султану Баязету II.
В годы работы послом СССР в Анкаре Якова Сурица (1923—1934) Турцию посещали наркоминдел Максим Литвинов и его заместитель Лев Карахан, а в октябре 1933 г. правительственная делегация во главе с Ворошиловым прибыла в Анкару, где он вместе с принимал военный парад.
В 1925 году был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Турцией. Расширялись культурные связи, так, в 1932 г. на турецких стадионах выступала сборная СССР по футболу.
Во время Второй мировой войны Турция проводила очень осторожную позицию, объявив нейтралитет и не вмешиваясь в боевые действия Советского Союза, США и Великобритании против фашисткой Германии. Анкара оставила без ответа призывы Гитлера поддержать его и закрыть проливы Босфор и Дарданеллы для военных судов союзников по коалиции.
Тем не менее, после разгрома в 1945 году СССР предъявил территориальные претензии к Турции. Сталин потребовал от Турции возвращения СССР территорий, которые были признаны частью территории Турции согласно двустороннему договору от 1921 года. Сталин также потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.
Однако США и Великобритания выступили категорически против таких требований СССР по отношению к Турции. В итоге 30 мая 1953 был достигнут компромисс: советское правительство заявило о том, что «правительства Армении и Грузии сочли возможным отказаться от своих территориальных претензий к Турции» и что «советское правительство считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на условиях, одинаково приемлемых как для СССР, так и для Турции».
ВОПРОС: А как Вы оцениваете нынешний уровень экономических отношений между Россией и Турцией?
М.ФАТИЕВ: 12 мая 2010 года во время официального визита в Анкару президента РФ Дмитрия Медведева было подписано соглашение об отмене визового режима между Россией и Турцией, которое вступило в силу 16 апреля 2011 года. В 2015 году Турцию посетило более 3,1 миллиона туристов из России.
По итогам 2014 года объём двусторонней торговли составил 10,9 млрд долларов США. Масштабный объём работ выполняется на территории России турецкими строительно-подрядными компаниями. В то же время российское участие в реализации отдельных проектов в Турции не превышает 400 млн долларов.
По итогам 2014 года Россия стала вторым по значению внешнеторговым партнером Турции после Германии. Турция же занимает седьмое место во внешней торговле с РФ, товарооборот двух стран превысил 25 млрд. долларов, доля энергоносителей в российском экспорте в Турцию составляет порядка 70 %.
Между Россией и Турцией существует договоренность о строительстве первой турецкой атомной станции «Аккую» в провинции Мерсин, проект предусматривает сооружение четырёх энергоблоков мощностью по 1,2 гигаватт по российскому проекту «АЭС-2006» с водо-водяным энергетическим реактором.
На основе межправительственного соглашения, заключенного сроком на 25 лет, Турция, начиная с 1987, закупала у России природный газ. В 2004 с учетом балканского и трансчерноморского маршрутов в Турцию поставлено порядка 14,5 млрд м³, в том числе по «Голубому потоку» — 3,3 млрд м³.
Впрочем надо признать, что в связи с санкциями, введенными Россией в отношении Турции, двусторонние экономические отношения в последние два месяца ослабли, а в некоторых областях даже были заморожены.
ВОПРОС: Господин Фатиев, может ли в связи осложнением российско-турецких отношений Анкара закрыть для российских судов проливы Босфор и Дарданеллы?
М.ФАТИЕВ: Проливы Босфор и Дарданеллы, которые также называют «черноморскими проливами», это одна из самых актуальных проблем международных отношений. Стратегическая роль этих проливов заключается в том, что они обеспечивают единственный путь для выхода кораблей из Черного море в Средиземное. С военной точки зрения роль этих проливов трудно переоценить.
Не случайно одна из главных задач последнего российского царя Николая Второго в Первой Мировой войне заключалась в том, чтобы завоевать Стамбул и взять под контроль проливы Босфор и Дарданеллы.
Кстати я некоторое время назад работал с архивами царского периода и выяснил такую важную деталь: до октября 1917 года в официальных документах и СМИ России было запрещено использовать слово "Стамбул", а столицу Турции называли исключительно "Константинополь". Кстати Стамбул был столицей Турции до октября 1923 года.
Проблема проливов заключается в том, что они очень узки (в Босфоре самое узкое место имеет около 600 м, в Дарданеллах - около 1300 м). Поэтому Анкару нередко обвиняют в том, что ей не составляет труда закрывать проливы, то есть не пропускать через них суда.
Другая важная особенность в том, что оба берега проливов принадлежат одному и тому же государству - Турции. И, наконец, Босфор и Дарданеллы соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Чёрным), из которого нет другого выхода, кроме проливов.
Иными словами, для Черноморского флота России проливы имеют жизненно важное значение: в случае закрытия Турцией Босфора и Дарданелл корабли ВМФ РФ не смогут выходить в Средиземное море.
В июне 1936 в швейцарском городе Монтрё состоялась международная конференция, которая признала особое положение черноморских государств по сравнению с нечерноморскими. Подписанная по итогам конференции «Конвенция Монтре» ограничивала (тоннажем, классом и сроком пребывания в Чёрном море) допуск в проливы военных кораблей нечерноморских держав, а черноморским странам разрешалось проводить через проливы любые свои корабли; полностью воспрещался проход через проливы военных кораблей воюющих держав.
До сих пор этот документ – Конвенция Монтре – является главным международным документом, регламентирующий правовой статус проливов.
Согласно действующей по сей день Конвенции Монтре, Турция может закрыть свои проливы только в одном случае: если она будет находиться в состоянии открытой войны, например, с Россией.
Во всех остальных случаях, согласно Конвенции, торговые суда других стран имеют все права использовать Босфор и Дарданеллы.
Однако военные эксперты не исключают того, что в случае дальнейшей эскалации напряженности на Ближнем Востоке Турция может перекрыть проливы для того, чтобы блокировать возможность морской перевозки вооружения и материально-технических средств, необходимых для российских военных баз в Сирии.
В этом случае России придется доставлять туда грузы из портов Балтики, что существенно удлинит маршрут и потребует увеличения количества кораблей примерно раз в пять.
ВОПРОС: Какими для Вас видятся перспективы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?
М.ФАТИЕВ: Все страны мира, в том числе Швеция признают территориальную целостность Азербайджана, признают Нагорный Карабах территорией Азербайджана, осуждая оккупацию Арменией части азербайджанских земель. Однако переговорный процесс, который международное сообщество ведет под эгидой Минской группы ОБСЕ, не привела ни к каким результатам.
Армянская оккупация 20 процентов территории Азербайджана продолжается. К сожалению, руководство Армении отказывается добровольно освободить оккупированные территории. Поэтому для возвращения Нагорного Карабаха и прилегающих к нему 7 районов Азербайджана официальный Баку рассматривает не только вариант мирных переговоров, но и путь решения проблемы военным путем.
ВОПРОС: Какова позиция Турции в карабахском конфликте?
М.ФАТИЕВ: С самого начала конфликта за Нагорный Карабах между Арменией и Азербайджаном соседняя Турция сохраняла нейтралитет и отказывалась от прямого военного вмешательства в конфликт на стороне Азербайджана. Тем не менее, турецко-армянская граница была закрыта, а в Гюмри расположилась российская военная база. В последние два месяца, в связи с обострением отношений Турции и России, Анкара активизировала свою политику в Закавказье. В частности, Турция заявила о том, что намерена добиться оказать активную помощь Азербайджану в восстановлении его территориальной целостности.
ВОПРОС: В последнее время СМИ в Баку и Анкаре сообщают о возможности подписания Договора о военном союзе между Азербайджаном и Турцией. Как Вы думаете, может ли в ближайшее время быть подписан такой документ?
М.ФАТИЕВ: Пока ни правительство Турции, ни руководство Азербайджана не подтверждают эту информацию. Это, однако, не исключает того, что «процесс пошел». Конечно, речь не идет о том, чтобы в одночасье в Азербайджане появятся турецкие военные базы, но тем не менее Баку и Анкара в последнее время проделали большой путь для углубления военного и военно-технического сотрудничества.
И тут у Азербайджана сложная дилемма: с одной стороны, Азербайджан вступил в Движение неприсоединения и является внеблоковой страной, с другой стороны, соседняя Армения состоит в военном союзе с Россией в рамках ОДКБ, а Азербайджан не входит в какой-либо военный альянс с какой-либо региональной державой. И это ослабляет позиции Баку в случае возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией.
В этом случае Ереван сможет рассчитывать на военную помощь стран ОДКБ, а Турция не сможет оказать прямую военную помощь Азербайджану. Я считаю, что возможный военный союз Азербайджана и Турции не должен вызывать беспокойство в Москве. Я полностью согласен с мнением члена Общественной палаты РФ, замруководителя Межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Сергея Маркова.
Он заявил недавно, что сближение Азербайджана и Турции должно идти параллельно с процессом укрепления сотрудничества Баку и Москвы.
И хотя Турция является членом НАТО, эта страна является союзником России в укреплении региональной безопасности. Так что сотрудничество Азербайджана и Турции в оборонной сфере не противоречит углублению взаимодействия в военно-технической сфере между Азербайджаном и Россией. Тем более что Азербайджан не намерен в ближайшее время интегрироваться ни в ЕС, ни в НАТО.
Как заявил недавно замминистра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев, Азербайджан не ставит перед собой цели о вступлении в Евросоюз. Такую же твердую позицию Баку занимает и в отношении членства в НАТО.
- Спасибо за интервью.
Беседу вел Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований.

18:29 03.01.2016