Версия для печати - mediafax.ru

СЕРГЕЙ МАРКОВ: «НИ АРМЕНИЯ, НИ АЗЕРБАЙДЖАН НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ ЗА НАГОРНЫЙ КАРАБАХ»

СЕРГЕЙ МАРКОВ: «НИ АРМЕНИЯ, НИ АЗЕРБАЙДЖАН  НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ ЗА НАГОРНЫЙ КАРАБАХ»

Известный российский политолог, директор Института политических исследований в интервью ИА «Медиафакс» прогнозирует ситуацию в регионе армяно-азербайджанского конфликта
НАША СПРАВКА: Сергей Александрович Марков. Родился 18 апреля 1958 в г. Дубна Московской области. Российский дипломат и общественный деятель, политолог, генеральный директор ООО «Институт политических исследований», депутат Государственной Думы РФ 5-го созыва, член Общественной палаты РФ, доверенное лицо президента В. В. Путина, кандидат политических наук, в течение нескольких лет преподавал на кафедре политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор факультета политологии МГИМО МИД РФ, член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), сопредседатель Совета по национальной стратегии, президент и создатель международного молодёжного экспертно-политического форума «Форос».
ВОПРОС: СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, КАКОВА ВАША ВЕРСИЯ ВНЕЗАПНОЙ ВСПЫШКИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ЗОНЕ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА?
ОТВЕТ: Боевые действия вспыхнули в тот момент, когда президенты Армении и Азербайджана находились в Вашингтоне на саммите по ядерной безопасности. Я не хочу сказать, что именно США подтолкнули обе стороны конфликта к войне, но, тем не менее, это может означать, что Вашингтон - не столько фактор мира, сколько фактор войны.
Азербайджан не скрывал, что именно он ведет наступательные операции, цель которых – освободить оккупированные территории. И хотя официальный Баку понимал, что ведущие мировые игроки не позволят ему по своему усмотрению изменить статус-кво, тем не менее, цель Ильхама Алиева заключалась в том, чтобы показать: Баку не исключает военного пути решения карабахской проблемы. И тем самым побудить сопредседателей Минской группы ОБСЕ резко активизировать свои посреднические усилия в переговорном процесс се.
ВОПРОС: ЗАСТАЛИ ЛИ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВРАСПЛОХ РОССИЮ КАК ОДНОГО ИЗ ВЕДУЩИХ ИГРОКОВ В КАРАБАХКСКОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ?
ОТВЕТ: Создается впечатление, что для Москвы военные действия в Нагорном Карабахе стали полной неожиданностью, и Россия настойчиво призвала обе стороны конфликта немедленно прекратить переговоры и сесть за стол переговоров. Боевые действия показали, что конфликт между Арменией и Азербайджаном находится вовсе не в замороженном состоянии. Но именно благодарю активному посредничеству России и на этот раз между начальниками генеральных штабов Азербайджана и Армении была достигнута договоренность о прекращении огня. Таким образом, Россия еще раз доказала: от ее позиции в немалой степени зависит развитие ситуации в регионе армяно-азербайджанского конфликта. Но теперь России, как и другим международным посредникам, придется приложить больше усилий, чтобы вернуть ситуацию к стабилизации конфликта. Россия теперь заставит Минскую группу ОБСЕ
Я считаю, что именно Россия может положительно повлиять на урегулирование конфликта, потому что в нашей стране и азербайджанская, и армянская диаспоры занимают довольно сильные позиции. Другое дело –США и Франция, где армянская диаспора занимает позицию абсолютного доминирования.
ВОПРОС: А ВОЗМОЖЕН ЛИ КОМПРОМИСС МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ?
ОТВЕТ: Еще два-три года назад казалось, что Баку и Ереван близки к достижению временного компромисса. Согласно одному из вариантов урегулирования, Армения передала бы Азербайджану пять из семи прилегающих к Нагорному Карабаху районов, которые были оккупированы Арменией. Азербайджанское население было оттуда изгнано, и сейчас эти районы опустошены в ожидании реализации плана по принципу «мир в обмен на территории». Согласно тому же плану, в ответ на вывод армянских войск из этих пяти районов Азербайджан и Турция брали обязательство снять блокаду Армении и возобновления экономических отношений с Азербайджаном.
Однако тогда этот компромисс, к сожалению, не удалось реализовать. Однако я убежден, что этому компромиссному варианту альтернативы нет, и сейчас к нему нужно обязательно вернуться.
ВОПРОС: КАКАЯ ИЗ СТОРОНЫ – АЗЕРБАЙДЖАН ИЛИ АРМЕНИЯ – БОЛЬШЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНА В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТА ВОЕННЫМ ПУТЕМ?
ОТВЕТ: Я думаю, что ни одна из сторон не заинтересована в большой войне. Полномасштабной войны за Нагорный Карабах не случится. Азербайджан понимает, что крупномасштабные боевые действия с применением тяжелых видов вооружения с обеих сторон могут подоврать доверие иностранных инвесторов к экономике страны, особенно это скажется на инвестициях в нефтегазодобывающий сектор экономики. Нельзя забывать, что именно нефть и газ – это основа экономического процветания Азербайджана, и поэтому большая война может поставить крест на реализации крупных транспортных и энергетических проектов. Армении тоже невыгодно обострение ситуации в регионе конфликта, так как Ереван вполне устраивает текущий status quo, при котором Армения контролирует более 20% территории Азербайджана.
ВОПРОС: А КАКОВА ПОЗИЦИЯ ТУРЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА?
ОТВЕТ: Я считаю, что единственная страна региона, которой выгодна эскалация карабахского конфликта, это Турция. Точнее, лично президент Турции Реджеп Тейип Эрдоган. Который пытается путем патриотической истерики в своей стране по поводу Азербайджана заставить общественность забыть про катастрофические провалы Анкары в Сирии.

ВОПРОС: ДОЛЖЕН ЛИ НАГОРНЫЙ КАРАБАХ ОСТАВАТЬСЯ В СОСТАВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА?
ОТВЕТ: Да, безусловно. Я уверен, что армяно-азербайджанский конфликт может быть решен только путем возвращения Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. И Россия тоже джолжны быть заинтересована в возвращении Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. В случае достижения этой цели имидж России как миротворца значительно укрепился бы. Я даже не исключаю, что это способствовало бы снятию санкций Запада против России.
Но даже если санкции не снимут, России крайне невыгодно наличие в Закавказье тлеющего очага, который в любой момент может вылиться в большую войну.
Беседу вел АЙДЫН МЕХТИЕВ, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

 

08:18 11.04.2016