Версия для печати - mediafax.ru

К ИТОГАМ САММИТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: БАКУ И ЕРЕВАН ВНОВЬ ОБВИНЯЮТ ДРУГ ДРУГА ВО ЛЖИ

К ИТОГАМ САММИТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: БАКУ И ЕРЕВАН ВНОВЬ ОБВИНЯЮТ ДРУГ ДРУГА ВО ЛЖИ

Итоги встречи лидеров РФ, Азербайджана и Армении по просьбе ИА «Медиафакс» комментируют депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков, военный эксперт Узеир Джафаров и политолог Александр Искандарян
Провал или прорыв? Трудно дать однозначную оценку завершившемуся в Санкт-Петербурге саммиту с участием президентов России, Азербайджана и Армении. Главная тема саммита – пути урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В то время как Кремль вначале хранил многозначительное молчание, Баку и Ереван уже по сложившейся традиции сразу начали обвинять друг друга во лжи в том, что касается итогов переговоров и достигнутых договоренностей.
БАКУ И ЕРЕВАН ВНОВЬ ОБМЕНЯЛИСЬ ОБВИНЕНИЯМИ
В частности, заместитель главы Администрации президента Азербайджана, заведующий международным отделом Новруз Мамедов заявил: «В Санкт-Петербурге достигнута договоренность о поэтапном урегулировании нагорно-карабахского конфликта». Об этом в интервью телеканалу ANS заявил «На встрече было отдано предпочтение поэтапному урегулированию конфликта. То есть, конфликт нужно решать поэтапно: вначале освобождается пять районов, а затем еще два района и определяется коридор. Затем определяется статус Нагорного Карабаха. Стороны достигли соглашения в этом направлении».
При этом Новруз Мамедов напомнил, что Армения должна выполнить четыре резолюции Совета Безопасности ООН, требующие немедленного и безоговорочного вывода армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана. «Мы хотим установления справедливости, но этого не происходит, потому что ведущие государства этого не хотят, – продолжал чиновник. – Вот уже четверть века Азербайджан находится в состоянии конфликта с Арменией. Допустим, статус Нагорного Карабаха обсуждается. Но при чем здесь семь прилегающих районов Азербайджана? Почему Армения вот уже 24 года оккупирует эти территории, изгнав оттуда всех мирных жителей.
И вот на заявление Новруза Мамедова сразу же последовал ответ из Еревана. Глава МИД Армении Эдвард Налбандян заявил: «Новруз Мамедов просто выдумывает. Он ранее ни разу не принимал участия в каких-либо переговорах. На этот раз в на Санкт-Петербургском саммите для него сделали исключение. Да и то его участие сводилось лишь к тому, что он присутствовал на рабочем ланче, в ходе которого обсуждались только вопросы создания механизма по проведению расследований инцидентов и расширения команды Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ».
По словам Налбандяна, на саммите в Санкт-Петербурге никакой договоренности о поэтапном решении карабахской проблемы достигнуто не было. «Проблема может быть решена только том случае, если Азербайджан признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение и его реализацию. Азербайджан должен безоговорочно выполнить достигнутые и подтверждённые на саммитах в Вене и в Санкт-Петербурге договорённости, в первую очередь, по исключительно мирному урегулированию конфликта. Также Баку должен соблюдать трёхсторонние соглашения 1994-1995 годов о прекращении огня и выполнить решения по созданию механизма расследований инцидентов, а также по расширению команды Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ».
Итоги саммита в Санкт-Петербурге обсудили в четверг глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров и заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Бриджит Бринк, которая находилась с кратким визитом в Баку. «Стороны обсудили нынешнее состояние двусторонних отношений, сотрудничество в сфере энергетики, борьбы с террором, региональную безопасность. Глава МИД Азербайджана проинформировал госпожу Брик о переговорном процессе вокруг карабахского конфликта», - отмечается в сообщении пресс-службы МИД Азербайджана.
Наиболее радикальную позицию заняло оборонное ведомство Азербайджана. Заместитель министра обороны генерал-лейтенант Керим Велиев сделал такое заявление: «Апрельские события на линии фронта продемонстрировали силу Азербайджана всему миру. В результате контратаки Вооруженных сил Азербайджана были освобождены находящиеся долгое время под оккупацией стратегически важные высоты. Храбрость наших офицеров и солдат отразилась в памяти нашего народа. Враг уже чувствует, что азербайджанская армия всегда сильнее и крайне предана Родине, народу, государству. Родина ждет от вас храбрости при освобождении наших земель».
КАК МОСКВА ОЦЕНИЛА ИТОГИ САММИТА?
И вот после некоторой паузы – первая реакция Москвы. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила на брифинге: «Состоявшаяся в Санкт-Петербурге встреча президентов дезавуировала, показала всю несостоятельность опасений относительно того, что Россия якобы придумывает новый формат переговоров, отстраняет членов Минской группы ОБСЕ от них, концентрирует все в своих руках. Сохраняется плотный контакт с представителями стран-сопредседателей. Они были проинформированы, проработка и информирование стран-сопредседателей проводились задолго до встречи"..Захарова отметила, что стороны высказались публично в пользу подобных встреч».
С мнением Захаровой согласен известный российский политолог, член Общественной палаты России, директор Института политических исследований Сергей Маркова. По его словам, встреча в северной столице России была проведена не для галочки: «Во время встречи был достигнут серьезный прогресс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, - уверен он. - Эта была одна из встреч, проведение которой было важно для принятия решения в ближайшем будущем. Четырехдневная война в начале апреля показала, что конфликт обязательно должен быть урегулирован. В этом вопросе Москва однозначно разделяет позицию Баку. Россия также уже не является сторонником того, чтобы этот конфликт оставался в замороженном состоянии. Поэтому активность в последнее время Москвы в этом вопросе весьма ощутима».
По мнению Маркова, сам факт, что встреча в Санкт-Петербурге была проведена без участия помощников и министров иностранных дел, доказывает, что решения принимались на самом высоком уровне. «То, что стороны не раскрывают деталей встречи, говорит о том, что в Санкт-Петербурге обсуждались ключевые вопросы карабахского урегулирования. Когда на встречах принимаются важные решения, посредники обычно держат их в тайне. Я считаю, что итоговое соглашение будет подписано после проведения еще двух-трех таких встреч. Сейчас встречи направлены на устранение разногласий по пунктам казанской формулы. Эти разногласия связаны с такими вопросами, как предоставление Армении одного или двух коридоров, возвращение на предварительном этапе пяти районов, необходимость проведения референдума в будущем, упоминание в итоговом соглашении резолюций ООН. Азербайджан должен демилитаризовать территории вокруг Карабаха. Также Азербайджан снимает блокаду с Армении и соглашается на коридор между Карабахом и Арменией».
А вот что говорит депутат Милли Меджлиса Захид Орудж: «Я уверен, что в Санкт-Петербурге был согласован секретный военный поэтапный план. Достигнуты какие-то закулисные договоренности, и я уверен, что вскоре детали этих договоренностей будут преданы огласке. Возможно, Россия в обмен на освобождение оккупированных пяти районов Азербайджана собирается реализовать свой план по обеспечению безопасности региона».
По просьбе ИА «Медиафакс» итоги саммита в Санкт-Петербурге комментируют депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков, военный эксперт Узеир Джафаров и политолог Александр Искандарян.

Расим Мусабеков, член комитета Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана по международным отношениям (из Баку):
- Санкт-Петербургская встреча не преподнесла сюрпризов и не стала прорывом в процессе урегулирования. Создается впечатление, что никаких договоренностей не достигнуто: стороны обсудили актуальные аспекты проблемы и разошлись. Так что если стороны, действительно, не достигли каких-либо устных договоренностей по началу процесса политического урегулирования, то встречу можно считать безрезультатной. Но терпение Азербайджана не вечно: мы не можем еще четверть века вести переговоры со страной, которая совершила против Азербайджана агрессию, оккупировав 25% азербайджанской территории. В этой связи проведение в момент переговоров в Санкт-Петербурге крупных учений Вооруженных сил Азербайджана не стало случайным. Баку строго соблюдает нормы международным права. Мы не оккупируем армянские территории, у нас нет территориальных претензий к Армении, которая должна без предварительных условий освободить оккупированные территории.
Узеир Джафаров, военный эксперт (из Баку):
- Совершенно ясно, что Армения лишь создает видимость желания вести переговоров. Истинная цель Еревана - выиграть время, чтобы попытаться вернуть потерянные ею в начале апреля позиции. К сожалению, Россия не оказывает давления на Армению, чтобы она выполняла свои обязательства по соблюдению норм международного права. Обращает на себя внимание тот факт, что в Санкт-Петербурге стороны обсудили вопрос об увеличении числа наблюдателей ОБСЕ на линии соприкосновения войск. Однако ОБСЕ не была приглашена к подготовке встречи в Санкт-Петербурге. И у ОБСЕ нет механизмов и рычагов для разрешения армяно-азербайджанского конфликта. Поэтому риск возобновления боевых действий все еще велик. Армения может вновь начать провокационные обстрелы, и на этот раз ответ азербайджанской армии может быть еще более жестким, чем в начале апреля.
Александр Искандарян, директор Института Кавказа, политолог (из Еревана):
- Санкт-Петербургский саммит показал, что налицо не попытка сторон урегулировать конфликт, а лишь трансформировать конфликт в переговоры. То есть стороны постоянно что-то обсуждают, но договориться не могут. И на этот раз Баку и Ереван вновь ни о чем не договорились. Позиция сторон бескомпромиссна. Тем не менее, опыт показывает, что те конфликты, в которых активизируется переговорный процесс, несут в себе меньше риска трансформироваться в полномасштабные боевые действия. Сейчас предпринимается попытка реанимировать Минский процесс, чтобы переговорный процесс не прерывался. Примечательно, что руководство Нагорно-Карабахской Республики и  Азербайджан совершает ошибку, отказывая НКР в праве участвовать в переговорах. Потому что без руководства НКР решить карабахскую проблему будет невозможно.
Автор Андрей Раевский, политический обозреватель

00:11 24.06.2016